5 причин смотреть сериал «Топи» | Кино | Time Out

5 причин смотреть сериал «Топи»

Клара Хоменко   28 января 2021
6 мин
5 причин смотреть сериал «Топи»
На «Кинопоиск HD» выходит сериал по сценарию Дмитрия Глуховского «Топи», интересная смесь хоррора и детектива с социально-политическим контекстом – ну, для желающих его там обнаружить. Time Out ознакомился с проектом и рассказывает, почему он более чем достоин внимания.

Это отличный фильм ужасов

Действие в «Топях» развивается по классическим законам жанра: три девушки и двое парней, которым есть от чего бежать, отправляются в монастырь далеко за пределами МКАД. Встретивший их на безымянной станции водитель по дороге до места назначения так увлекается своим упыреватым юмором, что вся компания попадает под лесовоз. Дальше начинается черт знает что: видения, знамения, появляющиеся и исчезающие люди и дома… и все это в жутком сеттинге болот — только не Луизианы, а средней полосы России. Временами пугает почище любого «Звонка», а это дорогого стоит, потому что удачные российские ужастики можно пересчитать по пальцам одной руки.

Тут будет уместно, пожалуй, процитировать статью Дмитрия Быкова, который в начале нулевых доказывал, что снимать хорроры в нашей стране — гиблое дело:

«Ужас — это всегда отклонение от нормы, и срабатывает он только там, где норма есть. Пример: в любом среднем американском ужастике страшное начинается с того, что герой сворачивает на забытое шоссе, хочет заправиться на бензоколонке, а на ней либо никого нет, либо заправщик пьян от вечного ужаса перед лесными монстрами, либо сам монстр. Для американца это предвестие катастрофы, для нас — привычное явление. Более того: в глубине России не чудо встретить бензоколонку, на которой нет бензина. Множество американских ужастиков в диапазоне от “Детей кукурузы” до вовсе уж хаотического “Сайлент-хилл” предполагают наличие пустого города, в котором мало машин, и только иногда появляются на улицах странные люди, неспособные ответить на вопрос. Любой, кто ездил по Золотому кольцу, заезжал в окрестности Владимира, Ярославля или Вологды, скажет вам, что бывал в таких городах и общался с этими людьми, и ничего страшного. Просто градообразующее предприятие закрылось».

Спустя 14 лет после этой статьи создатели «Топи» доказывают две вещи: ощущение нормы у нас все-таки появилось, а российский ужас вполне себе возможен. Надо только подойти к вопросу с философской стороны. Обе новости хорошие.

«Топи» можно смотреть по-разному

Сам Дмитрий Глуховский определяет свою историю как «мистическую утопию» — однако смотреть сериал можно как детектив или хоррор — благо примет более чем достаточно. Можно даже устроить что-то вроде игры с друзьями: строить теории, основанные на жанровых штампах и фразах героев, которые могут послужить ключами к пониманию того, что тут вообще происходит. В конце февраля, когда выйдет последняя серия — сверить собственные догадки с реальностью и определить победителя. Это, по крайней мере, поможет скоротать время до финала: все-таки серия в неделю для такого сюжета, как в «Топях» — китайская пытка.

При желании можно обнаружить в шоу от «Кинопоиска» и политический подтекст — но мы бы не советовали этим увлекаться, тем более что снимали-то в Беларуси. Конечно, легко принять чисто жанровый и зрительский проект, который развивается по собственным законам, за высказывание о лике русской провинции. Но Дмитрий Глуховский настаивает на том, что, например, герой Ивана Янковского, в котором опознаются некоторые черты Павла Дурова — это некий обобщенный образ любого человека, который занимается интернет-проектами в России, так же как девушка-чеченка Эля (Софья Володчинская) — любая женщина в стране, где считается, будто водить поезд могут только мужчины.

Что касается хтонических Топей, то это, по словам сценариста, сплав его детских воспоминаний (школьником он много времени проводил в деревне в Костромской области), взрослых переживаний и подсознания: «Почти все люди, которых я тогда знал — давно мертвы. В России за МКАДом умирают намного раньше, чем в Москве. Тот опыт — важная часть моей жизни и подсознания, я часто видел эту деревню в своих снах.

Так что Топи — не шарж на провинцию, не дай Бог. Это царство Танатоса, которое накладывается на мир русской деревни».

Это пример хорошо написанного, поставленного и сыгранного кино

Изначально все герои «Топей» должны были разговаривать мемами — в 2012 году, когда проект собирались ставить в первый раз, это было модно. Потом Дмитрий Глуховский понял, что такой подход делает персонажей безжизненными, и расширил их истории и словарный запас. Удачный каст, умение режиссера работать с актерами — и вот перед нами проект, которого, к сожалению, не увидишь в наше время в кинотеатрах: никакой театральщины, ни единой фальшивой ноты.

А ведь Владимир Мирзоев — известный театральный режиссер, и киноработ у него гораздо меньше, чем спектаклей. Правда, зрительских картин у Мирзоева тоже почти нет — но после «Топей», возможно, появятся.

Это очень атмосферное кино

Потому «Топи» и пугают. Здесь очень хорошо чувствуется заброшенность, разъединенность со всем остальным миром — и это далеко не умиротворяющее ощущение. Герои сериала едут в глушь не просто так — у каждого из них есть причина хотя бы на время сбежать из собственного ада. В результате они попадают в ад концентрированный, в котором мучительно буквально все: неизвестность, отсутствие логики, очень странное поведение окружающих, постоянное ощущение угрозы и невозможность вернуться назад. В общем, мир нехорошей деревни и ее окрестностей, где десятками пропадают люди, смотрится убедительно — и музыка Райана Оттера только нагоняет жути.

«Топи» — пример хорошего российского сериала

Российский кинопром, спасибо пандемии, движется сейчас ровно по той же линии, что и в США. Долгое время большое кино Америки было голосом прогресса, а сериалы, в силу демонстрации на телевидении, были сильно ниже качеством и полетом мысли. Со временем ситуация развернулась в обратную сторону, и уже в 80-е некоторые шоу могли позволить себе то, что никогда бы не пропустили на экраны кинотеатров. С развитием стриминговых сервисов темпы революции только ускорились, и вот сегодня большинство американских сериалов превосходят полнометражные картины. В России и кино, и сериалы по сути контролируются государством — но даже при этом комедийные шоу на телеканалах были качественней того, что попадало на большие экраны. А когда онлайн-кинотеатры начали снимать собственный контент, мы выяснили, что понятия «прогрессивный», «профессиональный» и «российский» могут вообще не противоречить друг другу.

«Топи» — еще один пример отечественного сериала, от которого можно получать эстетическое удовольствие и с интересом ждать, что же там будет дальше. К сожалению, в кинотеатрах с этим последнее время сложно.