Музыкальный клип и сказочный герой. 5 причин пересмотреть «Брата» Алексея Балабанова | Кино | Time Out

Музыкальный клип и сказочный герой. 5 причин пересмотреть «Брата» Алексея Балабанова

Анна Самойлова   24 марта 2022
6 мин
Музыкальный клип и сказочный герой. 5 причин пересмотреть «Брата» Алексея Балабанова
Кадр из фильма «Брат»

24 марта в российских кинотеатрах выходят фильмы «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова. Кажется, каждый хотя бы раз видел эти картины. И все же, хотя все сюжетные повороты давно известны, а реплики героев заучены, к ним хочется возвращаться снова и снова. Time Out называет 5 причин пересмотреть «Брата».


Переосмыслить структуру картины и образ Данилы Багрова

Хотя сам Алексей Балабанов несколько раз резко высказывался против попыток найти скрытые идеи в его фильмах, в «Брате» за реалистической историей о «бандитах и музыкантах» можно обнаружить несколько смысловых пластов, аллюзии на сюжеты и мотивы волшебных сказок и переосмысление наступающей цифровой культуры.

Герои фильма — прописанные личности со своими характерами и идеологией, но одновременно с этим они становятся персонажами-масками с лаконичными, а порой и символическими именами: Виктор Багров «Татарин», немец-Гофман, Чечен, Кэт и другие. Каждый из них отражает определенный слой и парадигму 90-х, а имена позволяют выразить внутреннюю суть.

Не менее важной становится и речь героев. Хотя их слова понятны, конкретны, они обсуждают повседневные проблемы, нетрудно заметить программность речи, ее выверенность.

Сам же Данила Багров больше, чем «бандит с обостренным чувством справедливости». В первой части он вбирает в себя функции героя волшебных сказок, который отправляется в незнакомое место, познает его законы и проходит через испытания. Уже во второй части Балабанов резко меняет образ героя и окружающую реальность: Багров уже не Иванушка-дурачок, а герой экранной, цифровой культуры, даже шутера. В этом плане показательной становится сцена стрельбы от первого лица в клубе.

Зная подробности сюжета, можно обратить внимание на другие детали фильма и убедиться, что прочтение сюжета не заканчивается на размышлениях о судьбе страны в безгеройное время.


Ради актерского ансамбля

Те, кто работал с Алексеем Балабановым, вспоминали, что для него выбор актера для был крайне важным этапом. Чтобы дописать сценарий, ему порой было необходимо найти исполнителя. Так вышло и с «Братом». Сценарий к картине был написан в самый короткий срок. Сразу были утверждены некоторые актеры, включая Светлану Письмиченко, исполнившую до этого важную роль в балабановской экранизации «Замка» Кафки. Однако было совершенно непонятно, кто сможет раскрыть амбивалентный характер Данилы Багрова.

В этот период Сергей Сельянов и Алексей Балабанов увидели военную драму «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего и были поражены исполнителем главной роли, молодым сыном режиссера. В тот самый момент Балабанов понял, что хочет работать именно с Сергеем Бодровым-младшим. Они созвонились и договорились начать съемки.

Во многом именно в виртуозной актерской игре кроется очарование картины. Каждый из актеров органичен в своем образе: невозможно представить более удачный подбор исполнителей на роли «Татарина» (Виктор Сухоруков), находящегося на грани карикатуры, или бандита Круголого (Сергей Мурзин) с демонической харизмой и энциклопедическим знанием поговорок и пословиц. Более того, некоторые актеры работали практически бесплатно — это был коллективный труд близких по духу людей.


Проникнуться ностальгией

2022 год — знаковый для картины, так как ей исполняется 25 лет. 20 лет прошло и с трагической смерти Сергея Бодрова-младшего и членов съемочной группы его фильма «Связной» в Кармадонском ущелье.

Российская киноиндустрия продолжает анализировать творчество Балабанова и искать героя нового времени. По мнению части исследователей, последний так и остался в прошлом, вместе с образом Багрова. Жажда осмысления ощущается в современном искусстве. Так, в драме Андрея Зайцева «14+» главный герой в исполнении Глеба Калюжного равняется на Данилу Багрова: носит такой же свитер и даже повесил постер фильма на стену.

Кадр из фильма «14+»

«Брат» становится материалом для осмысления в современной музыке. Певица Монеточка выпустила клип «90», где в нескольких кадрах были реконструированы декорации картины Балабанова, а исполнительница предстала в образе Данилы Багрова.

В семейном фильме «Конек-Горбунок» в одной сцене герой Антона Шагина оказывается одетым в грубый вязаный свитер, который до боли напоминает тот, что носил Багров. Примечательно, что над сценической одеждой в «Коньке» работала Надежда Васильева ― супруга Алексея Балабанова и художник по костюмам в фильме «Брат».

Возвращение к дилогии Балабанова ― возможность вспомнить мрачный Питер 90-х и соприкоснуться с эпохой, когда российское кино только возрождалось из пепла, начиная новую жизнь.


Посмотреть на фильм сквозь все творчество Алексея Балабанова

«Брат» стал третьим полнометражным фильмом в творчестве Балабанова. По воспоминаниям самого режиссера, он хотел снять его, чтобы впоследствии на полученные деньги реализовать мрачный декадентский замысел «Ехать никак нельзя», который позже получил название «Про уродов и людей».

Творчество многих авторов осмысляется лишь посмертно. В этом году будет девять лет, как ушел из жизни Алексей Балабанов, и десять лет с момента выхода его последней картины, духовного завещания «Я тоже хочу». Зная все обстоятельства жизни и то, что было дальше, можно взглянуть на «Брата» с новой стороны, увидеть его неразрывную связь с другими лентами: узнать, что город, как в «Счастливых днях» и «Замке» — все еще злая сила, а неоднозначный главный герой ― вечный спутник творчества режиссера Балабанова.


Ради музыкальной партитуры

В 1997 году картина была показана на нескольких кинофестивалях, включая Каннский. Зарубежные зрители единогласно называли ее шедевром. Когда фильм был показан в России, его ждал еще больший успех и всенародная любовь.

В обсуждениях внимание уделялось не только неповторимому визуальному ряду и главному герою, но и музыкальному оформлению, которое позволяет раскрывать новые стороны сюжета. В фильме звучат песни «Черные птицы», «У холма нет вершины», «Нежный вампир», «Даром» Насти Полевой и другие.

Они звучат за кадром, задавая необходимый темп и ритм событиям, герои, как в танце, движутся под музыку. Композиции слышат и персонажи: на концерте в первой части, в клубе во второй, на видеозаписи выступлений Вячеслава Бутусова и Ирины Салтыковой.

Амбассадором музыки в «Брате» становится сам Данила. Вернувшись с чеченской войны, он слышит песню «Крылья» и жаждет услышать ее вновь. Его неотъемлемый атрибут ― плеер. Алексей Балабанов дает возможность зрителям слушать слова песен Бутусова вместе с героем. А гармоничное единение визуального ряда и музыкального сопровождения производит сильное впечатление.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов «Брат» и «Брат 2».