Гори оно все синим пламенем. 5 фильмов о Средневековье | Кино | Time Out

Гори оно все синим пламенем. 5 фильмов о Средневековье

Анна Самойлова   3 февраля 2022
5 мин
Гори оно все синим пламенем. 5 фильмов о Средневековье
Кадр из фильма «Имя розы»

С 3 февраля компания «Иноекино» выпускает в российский прокат шедевр Ингмара Бергмана 1957 года «Седьмая печать» — притчу о рыцаре, встретившем Смерть. Фильмы о Средневековье всегда были популярны — они позволяют взглянуть на современные проблемы с нового ракурса или перенестись в фэнтезийный мир благородных рыцарей и прекрасных дам. Time Out вспоминает 5 картин, повествующих о самом загадочном периоде в истории.


«Вечерние посетители» (Les Visiteurs du soir, 1942)

Кинопритча Марселя Карне рассказывает о замке, куда в разгар пышного пира прибывают мужчина и женщина — менестрели-чудотворцы, чьи сладкие голоса способны остановить время и загипнотизировать людей. Дочь короля Анна, девушка с чистым сердцем, единственная замечает темные явления, возникшие после появления путников. Узнав об этом, загадочный поэт пытается искусить героиню.

Премьера картины состоялась в 1942 году в оккупированной немцами Франции. Форма притчи позволила Карне отразить события, происходящие в стране, таким образом, чтобы подтекст ускользнул от внимания нацистов, но был очевиден для французов.

Каким было средневековье, возможно судить лишь по дошедших до нас фрескам и литературным памятникам тех лет. По мнению исследователей, Карне передал этот антураж, особенность одеяния и песни, весьма достоверно.


«День гнева» (Vredens dag, 1943)

События фильма разворачиваются в доме священника в Дании в XVII веке. Анна — жена преподобного Абсолона Педерссена, который на протяжении долгих лет лично участвует в охоте на ведьм и выносит приговоры осужденным. Он спас от жадных языков пламени мать супруги, обвиненную в колдовстве, и теперь, помимо брачных уз, их связывает общая тайна. Когда в дом Абсолона возвращается сын, между юношей и Анной разгорается сильное чувство. Эта любовь усиливает неприязнь женщины к законному супругу, и в порыве гнева она желает ему смерти.

В своем фильме Карл Теодор Дрейер одним из первых рассказал о необычном явлении в средневековом мире. Люди, впечатленные рассказами о ведьмах и еретиках, начинали бояться, что и они сами наделены черным даром — и поэтому заслуживают наказания. Эти переживания раздирают душу Анны, которой видится, что она негативно влияет на здоровье супруга. Дрейер не дает однозначную трактовку событиям «Дня гнева»: происходящее на экране можно воспринимать и как мистическую историю о колдовстве, и как психологическую драму о сомнениях и кризисе веры.

Съемки фильма проходили во время оккупации страны немецкими войсками. Как и в случае с притчей Марселя Карне, зрители обнаружили в сюжете аллегорическое отражение происходящего ужаса. Режиссер стремился воссоздать быт средневековой Дании, поэтому скрупулезно искал аутентичную мебель и элементы, которыми наполнял мизансцену.


«Девичий источник» (Jungfrukällan, 1960)

Фильм рассказывает о жизни крестьянской семьи из Швеции. В один из дней младшая дочь, белокурая ясноликая Карин, отправляется через лес в церковь, чтобы передать свечи к празднику. На пути девушка встречает троих бродяг, с которыми делит скромный обед. Разбойники насилуют и убивают героиню, а затем волей случая останавливаются у ее семьи.

Сюжет картины основан на шведской народной песне, которая впоследствии послужила вдохновением для фильма «Последний дом слева» Уэса Крейвена и его ремейка 2009 года. «Девичий источник» — легенда о чуде веры, духовной чистоте и вечной борьбе света и тьмы.

Притча Бергмана отражает борьбу христианства и язычества. Этот конфликт двух мировоззрений наиболее ярко отражен в образах христианки Карин и ее сводной сестры Ингери, поклоняющейся грозному Одину.


«Процесс Жанны д’Арк» (Procès de Jeanne d’Arc, 1962)

Как и культовый фильм Дрейера «Страсти Жанны д’Арк», картина Брессона основана на подлинных документах суда над национальной героиней и представляет собой череду сменяющихся сцен допросов, которые превращаются в символический поединок света и тьмы. Жанну пытаются сломать физически и морально, но она остается непреклонной и в финале восходит на костер.

В аскетичной стилистике фильма нет ярких эмоций, самые напряженные эпизоды и даже казнь, происходят в тишине. Исполнители главных ролей были непрофессиональными актерами — этим объясняется сдержанность игры, которая дает более глубокое понимание персонажей, чем остроумные фразы и громкие жесты. Отчетливо запоминается и безмолвный диалог между Жанной и священником в суде. Короткими жестами и взглядом он указывает, что она может говорить, а о чем стоит умолчать.

В мире «Процесса Жанны д’Арк» есть только холодные темницы, зал суда и площадь казни. В этих пространствах нет ни тепла, ни покоя для храброй женщины, обреченной на смерть.


«Имя розы» (Der Name der Rose, 1986)

В итальянский монастырь XIV века прибывают монах Вильгельм Баскервильский и юный послушник Адсон. Герои узнают, что в стенах храма уже долгое время по ночам погибают священнослужители. По слухам, это происки дьявола. Набожный, но мудрый Вильгельм понимает, что за преступлениями стоит не зло, а кто-то из местных, и вместе с Адсоном они начинают свое расследование.

Одноименный роман Умберто Эко и его экранизация Жан-Жака Анно отличаются интонацией: писатель рассказывал о происходящих событиях с иронией, а режиссер выбрал более серьезный тон. И все же проблемы и события объемного романа нашли отражение на экране.

Фильм показывает жизнь монастыря, образ которого был вдохновлен картинами Босха и Брейгеля. В Средние века монастырь был местом возвышения духа и интеллектуальной работы — и вслед за Эко режиссер показывает, что может произойти, если знания окажутся в руках корыстной, прикрывающейся добродетелью натуры.