5 лучших клипов Placebo | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

5 лучших клипов Placebo

Катерина Воскресенская   19 января 2022
7 мин
5 лучших клипов Placebo
Фото: Facebook коллектива

Релиз восьмого студийного альбома Never Let Me Go группы Placebo состоится уже 25 марта. По этому поводу Time Out вспоминает лучшие клипы коллектива.


36 Degrees (1996)

Первое видео для Placebo снял Крис Каннингэм. Знаменитый клипмейкер через два года представил культовый Frozen Мадонны, а в 1996-м замерзать пришлось Брайану Молко. Вокалист признавался, на съемках было очень холодно и горячая ванна в гримерке не спасала. Дубль мог длиться не больше 30 секунд — на столько группа могла задерживать дыхание. Клип снимали два дня, за это время Placebo провели под водой десять часов с аппаратами для подводного дыхания. Брайан Молко говорит, что в этом видео напоминает себе младшую сестру Мэрилина Мэнсона. Наверное, это плюс, потому что остальные впечатления у музыканта не очень.

«У меня начались судороги прямо во время съемки. Под водой было такое сильное давление, что моя челюсть отказывалась работать. Я был ужасно зол на оператора, он выводил меня из себя. После этого видео мы поклялись, что не сделаем больше ни одного клипа под водой», — рассказывал Молко.

Однако уже через два года они выпустили You Don’t Care about Us, по сюжету которого группу бросают в аквариум с акулами.


Pure Morning (1998)

Клип, в котором Брайан Молко хочет прыгнуть с крыши, а все, от полиции до случайных прохожих, пытаются его отговорить, снял Ник Гордон. Placebo хотели поработать с этим режиссером, потому что он как-то сделал для Рони Сайза клип на песню Brown Paper Bag. И не прогадали — они до сих пор гордятся этим видео и считают его одним из лучших в своей карьере. Идея клипа во многом повторяет сюжет черно-белого фильма Грейса Келли «Четырнадцать часов». Брайан Молко вспоминает, что ему даже играть, по сути, ничего не пришлось:

«В первый день была пробная съемка с каскадером. Интересно было видеть кого-то одетого также, как и я. Так как мне не нужно было ничего делать в тот момент, я продолжал напиваться. На следующий день у меня было ужасное похмелье. На видео видно, что я выгляжу немного подавленным, это не актерская игра. Просто похмелье».

Будешь тут подавленным, ведь пришлось еще около шести часов прыгать на мат с небольшого выступа, но оно того стоило. Клип даже запустил волну подражателей. После выхода Pure Morning похожие видео стали появляться все чаще — к примеру, у Lamb, Evanescence, пост-хардкорщиков Embrace и даже у Дмитрия Колдуна. В своем клипе на песню «Я для тебя» он точь-в-точь повторяет культовую сцену падения Брайана Молко.


Taste in Men (2000)

С этим клипом все просто: Брайану Молко он нравится, потому что укладка удалась. Музыкант говорил, что видео снято в его «анорексичный период», указывая на острую форму своей челюсти. Кроме эстетики, похвастаться и правда практически нечем, но общая атмосфера видео с лихвой покрывает простоту замысла и банальные приемы, вроде вдребезги разбитого стекла. Клип сняла Барбара Макдонаф в лондонском ЗАГСе, где поженились Джон Леннон и Йоко Оно.

Taste in Men втягивает Брайана Молко в любовный треугольник с ссорящейся парой. Внешне все герои клипа очень похожи. Актера выбрали по фото — у него была прическа, с которой он сильно напоминал лидера Placebo. Однако на площадке он появился уже с короткой стрижкой. Такого поворота не ожидал никто, но, что сказать, клип от этого не пострадал.

Как и во многих других видео группы, гитарист Стефан Олсдал и барабанщик Стив Хьюитт появляются на считанные секунды. Возможно, это довольно обидно, но, когда поднимается эта тема, музыканты обычно отшучиваются. А что им еще делать?


Twenty Years (2004)

Вот уж кто точно может побороться с Taste in Men в плане эстетики и, возможно, даже легко победить. Клип на лучшую, по словам Молко в 2004-м, песню за всю историю Placebo снял Саймон Крэкнелл. Режиссер хотел вложить в этот клип чувство разрушения и увядания чего-то прекрасного, ощущение утраченной юности и потерянных надежд. Для визуализации своего замысла он использовал мотивы викторианской эпохи.

С настроением режиссер, возможно, угадал даже сильнее, чем хотел. Twenty Years Молко помог написать друг Пол Кэмпион, вокалист инди-группы AC Acoustics. Он часто играл на гитаре простенький рифф, напевая There are twenty years to go. Молко думал, Кэмпион докрутит идею и сделает с этим мотивом хоть что-нибудь — но тот так и не сделал, и тогда с чистой совестью Брайан написал Twenty Years. Для него песня стала воплощением масштабной меланхолии, размышлениями о том, как течет время и меняется нравственность.


Meds (2006)

Стены сжимаются, лестницы похожи на сломанный калейдоскоп, зеркалу нельзя верить, часы показывают что угодно, только не время. Пространство искажено, реальность относительна, связи поверхностны. Концерты не запоминаются, фанаты раздражают, собственный барабанщик чуть ли не Шива! Дэвид Молд снял для Placebo один из самых известных клипов, сумев отлично передать хаотичность бэкстейджа гастрольной жизни и образа жизни музыканта в целом.

Брайан Молко считает, что Meds рассказывает о потере самого себя, состоянии, когда больше себя не узнаешь, о чувстве потерянности и отчаяния, когда уже не знаешь, о чем думаешь и что чувствуешь на самом деле:

«Мы решили сделать что-то, что развенчало бы миф рок-н-ролла, потому что думаем, что у людей сложилось о нем слишком романтизированное представление».


Song To Say Goodbye (2006)

В 1972 году Нил Янг выпустил трек The Needle and the Damage Done («Игла и причиненный вред») о разрушительных последствиях героиновой зависимости. Спустя более чем 30 лет Молко использовал название этой песни как строчку для Song To Say Goodbye в несколько измененном варианте: Your needle and your damage done. В клипе на эту песню зависимость играет ключевую роль — только не от запрещенных веществ, а от человека.

Это одно из немногих видео Placebo, где участники группы вообще не появляются в кадре. Это скорее короткометражка в стиле роуд-муви, которую за неделю снял Филипп Андре. Брайан Молко знал режиссера по работе над клипом Another Chance Роджера Санчеса: там девушка бродит по ночному Нью-Йорку с огромным красным сердцем в руках, которое уменьшается до тех пор, пока она не встречает родственную душу. Молко говорил, что это его любимый клип.

В Song To Say Goodbye два персонажа — ребенок и взрослый. На роль взрослого рассматривали Рэя Лиотта — он отказался — и Роберта Дауни-младшего. Режиссер считал, что последний подойдет идеально. Несколько известных актеров согласились, но Брайан Молко был против и хотел, чтобы герои клипа были не на слуху. По мнению музыканта, это придало бы истории большую универсальность. В итоге в клипе сыграли Майкл Карр и Филд Кейт.

В клипе мы наблюдаем смещение акцентов ответственности: практически все время ребенок пытается заботиться о взрослом, хотя должно быть наоборот. Это простая, казалось бы, но сильная метафора нездоровых отношений. В клипе очень хорошо показаны разрушительное влияние, чувство вины, любовь и огромнейший спектр тончайших эмоций. После выхода клипа Брайан Молко написал режиссеру письмо о том, что, увидев конечный результат, даже заплакал:

«В полном восторге от видео! Думаю, на такую реакцию ты и не рассчитывал! Поздравляю, ты сделал отличный мини-фильм. Это один из лучших наших клипов! БРАВО!».