Игры фаворитов и судьбоносные решения. 5 лучших исторических фильмов последних лет | Кино | Time Out

Игры фаворитов и судьбоносные решения. 5 лучших исторических фильмов последних лет

Анна Самойлова   29 марта 2022
4 мин
Игры фаворитов и судьбоносные решения. 5 лучших исторических фильмов последних лет
Кадр из фильма «Две королевы»

Любой фильм о прошлом создан с целью не только вспомнить, как люди жили раньше, но и попробовать найти там ответы на вопросы современности. Time Out вспоминает 5 исторических фильмов, где за фасадом из костюмов и сложных причесок можно увидеть актуальные проблемы.


«Последняя дуэль» (The Last Duel, 2021)

Франция, конец XIV века. Маргарита (Джоди Комер), супруга дворянина Жана де Карружа (Мэтт Деймон), обвиняет рыцаря Жака Ле Гри (Адам Драйвер) в изнасиловании. После произнесенных слов женщина подвергается череде унизительных допросов и общественному порицанию. Королевский суд принимае решение — провести дуэль между мужчинами. На стороне победителя и будет правда.

В основе фильма Ридли Скотта лежит книга Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции», описывающая реальные события. Реалии прошлого дают возможность режиссеру переосмыслить положение женщины в современном обществе.


«Две королевы» (Mary Queen of Scots, 2018)

Шотландия, середина XVI века. В страну после смерти супруга, короля Франции, возвращается юная Мария Стюарт (Сирша Ронан). По совместительству она — внучка Генриха VIII, поэтому претендует на английский престол. Эта новость беспокоит ее кузину Елизавету I (Марго Робби), действующую королеву Англии.

Как правило, события прошлых столетий воспринимаются современниками как состоявшийся факт, без эмоций. Однако в «Двух королевах» события пятивековой давности показаны в ярких красках: выбеленные лица и огненные волосы Робби и Ронан позволяют достичь портретного сходства с историческими прототипами и раскрывают бушующие страсти в их душах. Конфликты наполняют фильм, что делает героинь женщинами из плоти и крови.


«Фаворитка» (The Favourite, 2018)

Англия, XVIII век. На престоле восседает королева Анна (Оливия Колман) 一 нервная, немощная натура, не способная справляться со своими обязанностями. Фактически все дела решает ее близкая подруга Сара Черчилль (Рэйчел Вайс). Неожиданно во дворце появляется дальняя родственница последней, Эбигейл (Эмма Стоун), которая решает всеми силами занять ключевую роль в политической игре.

В фильме Йоргоса Лантимоса события, зафиксированные в дневниках герцогини Сары Черчилль, сталкиваются с причудливыми декорациями, оригинальной операторской работой и иронией режиссера. Его героини — живые женщины, ведомые своими страстями, порывами и тайными чувствами.


«Королевский роман» (En kongelig affære, 2012)

Дания, вторая половина XVIII века. Юная английская принцесса Каролина Матильда (Алисия Викандер) выходит замуж за короля Дании Кристиана VII (Миккель Фельсгор), которого до этого никогда даже не видела. Ее надежды на супружескую жизнь рушатся с первых мгновений знакомства: муж психически нездоров, вульгарен и развязен. Счастье в чужом месте ей приносят лишь встречи с придворным немецким врачом Иоганном Струэнзе (Мадс Миккельсен). Вместе они пытаются изменить политическую картину Дании, что приводит к трагедии.

В фильме Николая Арселя по роману Бодиль Стенсен-Лет «Принцесса крови» и хронике показано, как исторические процессы, словно мясорубка, перемалывают человеческие жизни: их стремления тщетны, а смерть становится лишь строчкой в летописи.


«Темные времена» (Darkest Hour, 2017)

Британия, 40-е годы XX века. Уинстон Черчилль (Гари Олдман) получает должность премьер-министра, к которой шел долгие годы. С первых дней судьба испытывает его на прочность: в самом разгаре война, британские войска во Франции из последних сил сражаются с Германией. Советники предлагают вести переговоры с Гитлером, но Черчилль отказывается и выбирает иной курс.

Выверенная и в меру пафосная драматургия отражает основные шаги Уинстона Черчилля в период Второй мировой. Во многом картина держится на Олдмане: он подчеркнул основные черты образа политика и сделал его осязаемым живым человеком, готовым принимать судьбоносные для страны решения.