Трущобы, ангелы и морские сражения. 5 лауреатов «Эмми», о которых вы могли не знать | Кино | Time Out
Кино

Трущобы, ангелы и морские сражения. 5 лауреатов «Эмми», о которых вы могли не знать

Клара Хоменко 25 января 2021
7 мин
Трущобы, ангелы и морские сражения. 5 лауреатов «Эмми», о которых вы могли не знать
«Хорнблауэр»
25 января 1949 года в Америке впервые прошла церемония награждения «Эмми», которую позже назовут телевизионным «Оскаром». Time Out по этому поводу вспомнил 5 не особенно известных в России сериалов, которые становились рекордсменами и триумфаторами премии. Или просто — меняли мир, как в телевизоре, так и в реальности.

«Блюз Хилл-Стрит»

Папа и мама всех современных полицейских телесериалов, вдохновленный гениальным циклом Эда Макбейна «87-й полицейский участок». В книгах действие происходило в вымышленном городе Айсола, в котором безошибочно узнавался Нью-Йорк. Сериал Стивена Бочко и Майкла Козолла был снят в Чикаго, но при этом в нем можно было разглядеть и родной для Бочко Питтсбург, и Баффало. Это только подчеркивало общность социальных проблем Америки: наркомания, нищета, жестокость, беззащитность тех, кто находится внизу социальной лестницы. «Блюз Хилл-Стрит» спускался в трущобы — он был жесток и откровенен, не стеснялся межрасовых тем и не боялся показывать последствия того, к чему приводит постоянное недофинансирование полиции. К тому же для телевидения того времени в нем было слишком много насилия.

Зрители начала 80-х не горели желанием все это наблюдать, так что рейтинги у шоу были довольно низкие. Зато критики сериал обожали, и было за что. Это ведь Стивен Бочко придумал показывать проблемы полицейских не только на работе, но и в личной жизни. Это благодаря ему появилась классическая ныне конструкция криминального шоу, в которой некоторые линии не завершаются в рамках эпизода, а продолжаются в течение всего сезона, перекрещиваясь с другими расследованиями и конфликтами. Для съемок вместо традиционных напольных камер использовали ручные — абсолютно уникальное решение, благодаря которому действие временами выглядело почти документальным.

Из нашего времени сериал выглядит просто набором клише — поскольку именно он все эти клише и породил. Как писал американский телеобозреватель Алан Сепинуолл, ДНК «Блюза» можно найти почти в каждой великой драме, снятой за последующие тридцать лет. Неудивительно, что это шоу делит рекорд «Эмми» с «Безумцами» и «Игрой престолов».

За 7 сезонов оно получило 98 номинаций, а в 1982 году вся номинация на звание лучшего актера драматического сериала второго плана состояла из тех, кто сыграл в «Блюзе Хилл-Стрит».


«Ангелы в Америке»

Адаптация очень известной в США пьесы Тони Кушнера для телеэкрана много лет оставалась мечтой создателей сериала. Это был очень сложный проект, учитывая, как переплетались в нем темы политики, внутренней свободы, проблем женщин и ЛГБТ, истории страны и переживание экзистенциального опыта. Все это невозможно было втиснуть в рамки полнометражного кино — как потом говорил сам Кушнер, писавший сценарий, «тут буквально слишком много сюжета». Однако и для сериала «Ангелы в Америке» оказались слишком дорогими — и прошли все 90-е, прежде чем HBO Films вложила в будущий мини-сериал 60 миллионов долларов.

Дальше все пошло легко, поскольку актерский состав был собран аж в 1993 году и только ждал начала работы: это были Мерил Стрип, Аль Пачино, Джеффри Райт и Эмма Томпсон. Спецэффекты создал Ричард Энглунд, работавший над «Звездными войнами». Результат превзошел все ожидания: критики писали, что телевизионная версия «Ангелов в Америке» Майка Николса сама по себе является произведением искусства.

В 2004 году сериал получил 17 номинаций на «Эмми» и 11 наград, в том числе в качестве лучшего мини-сериала. Мэрил Стрип и Аль Пачино удостоились звания лучших актрисы и актера.


«Майк и Молли»

В отличие от «Секса в большом городе» или «Отчаянных домохозяек», у ситкома Марка Робертса не было огромного количества номинаций и наград. Тем не менее, этот сериал оказался революционным и вызвал настоящую общественную бурю: все потому, что главными героями здесь были совершенно обычные люди. Полицейский и учительница встретились на курсах по борьбе с перееданием и стали парой — такое было немыслимо для 2010 года. На шоураннеров, а также исполнителей главных ролей Мелиссу Маккарти и Билли Гарделла обрушился шквал гламурной критики. Однако в то же самое время рейтинги сериала стабильно росли.

Благодаря шоу Мелисса Маккарти, которая годами пыталась доказать, что полнота и бездарность — не одно и то же, окончательно перебралась в Голливуд. Во время переезда актриса остановилась на пустой дороге у биллборда, вышла из машины и долго смотрела на свое лицо над шоссе. Это была реклама «Майка и Молли», одного из самых популярных шоу на CBS. К концу первого сезона у сериала было 14 миллионов зрителей. Людям нравились симпатичные, неловкие и искренние герои, жизнь которых была во многом такой же, как их собственная.

Сериал показывал, что все время полных людей не должно и не может сводиться к борьбе со своим весом — в ней есть место для работы, друзей, романтики и всяческих радостей. Мелисса Маккарти получила за роль Молли свою первую «Эмми» в качестве лучшей актрисы комедийного сериала.


«Хорнблауэр»

Экранизация цикла морских романов К. С. Форрестера была довольно дорогим проектом для британского телевидения: идеальное воссоздание эпохи и сцены морских сражений требовали приличного бюджета. И тем не менее, цикл продержался 5 лет. За это время были сняты 8 серий о приключениях молодого мичмана Горацио Хорнблауэра, который не только талантлив и храбр — но еще и безупречно чист душой.

Как этот герой умудряется сохранить это внутреннее благородство на войне — загадка для всех. Однако прелесть шоу была как раз в том, что зрители в это верили безоговорочно благодаря игре Йоана Гриффита и отлично написанным сценариям, где было место и юмору, и трагедии, и жестокости, и высокой романтике.

До того, как A&E закрыли сериал как чрезмерно дорогой, они получили 15 номинаций «Эмми». Большинство из них были за лучший грим, костюмы и визуальные эффекты, однако в 1999 году «Хорнблауэр» был признан лучшим мини-сериалом на телевидении.


«Западное крыло»

В этом году мы с нетерпением ждем оглашения номинантов на «Оскар» — будет обидно, если там не окажется фильма Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой». Но до того, как прийти в полнометражное кино в качестве режиссера, он создал один из лучших политических сериалов в мире. «Западное крыло» — это та часть Белого дома, где расположен Овальный кабинет, то есть самое сердце управления страной. Соркин предлагал зрителям заглянуть внутрь, посмотреть, как все это работает. И хотя сериал, как и положено художественному произведению, полон условностей, бывшие сотрудники Белого дома констатировали: все изображено достаточно реалистично. Даже более чем. Это неудивительно, если учесть, что консультантами создателей сериала были бывшие пресс-секретари, журналисты и помощники сенаторов.

Правда, были и другие голоса, которые обвинили «Западное крыло» в недостатке цинизма: невозможно было понять, каким образом герои, начинавшие свой путь на нижних ступенях карьерной лестницы, становились политическими воротилами, не запачкав рук. Но это, как и в случае в «Хорнблауэром», не столько промах, сколько достоинство сериала. Все мы знаем, что политики в некотором роде чудовища, но Соркин-то хотел показать зрителям живых людей, которые не столько пьют кровь налогоплательщиков, сколько действительно хотят сделать страну лучше. На материале шоу было даже написано эссе о роли позитивного взгляда на политический процесс в педагогике: с одной стороны, сериал учит людей не мыслить стереотипами, а с другой — дает им возможность для критического анализа.

Отдельная прелесть «Западного крыла» — в том, что оно переполнено остроумными диалогами, на которые Соркин большой мастер. Чтобы все это не выглядело бесконечной болтовней, разработали специальную систему съемки walk-and-talk: когда камера ведет разговаривающих персонажей по коридору. Потом один из них уходит, а второй встречает третьего героя — и они продолжают идти и говорить. В общем, не зря у шоу были высокие рейтинги и любовь критиков. Сериал выигрывал «Эмми» три раза подряд в качестве лучшего драматического сериала — с 2000 по 2003 годы.

У него 14 актерских наград и три режиссерских, а Аарон Соркин, разумеется, получил за «Западное крыло» «Эмми» в качестве лучшего сценариста.

Реклама