Дудь про Беслан и ГУЛАГ, Гордеева про Норд-Ост и другие главные российские документальные фильмы 2019 года.

ГУЛАГ, войны, теракты и тюрьмы: 6 самых громких российских документалок 2019 года

Виктория Савина   4 марта 2020
6 мин
ГУЛАГ, войны, теракты и тюрьмы: 6 самых громких российских документалок 2019 года

На просторах YouTube все больше набирают обороты документальные фильмы журналистов, посвященные острым темам, которые непринято обсуждать в обществе. Time Out решил сделать подборку самых громких картин, которые были сняты за 2019 год. 

Колыма — родина нашего страха

Юрий Дудь

Фильм посвящен сталинским репрессиям и истории одного из самых страшных лагерей ГУЛАГа, куда людям был заказан билет в один конец. Сейчас трудно представить, но когда-то нечеловеческой красоты место было родиной нечеловеческой жестокости.

В настоящее время в России многие до сих пор благосклонно относятся к бывшему вождю, но фильм жестко и беспринципно описывает события периода сталинской власти.

В фильме Юрий берет интервью у Наталии Королевой и Ефима Шифрина, потерявших отцов в ГУЛАГе. Каждый рассказывает, как и при каких обстоятельствах их отцы были арестованы и сосланы в лагерь. Историки, с которыми также общался Дудь, рассказывают о том, что пока Сталин был у власти было репрессировано 20 миллионов человек, 2 миллиона из которых умерли в ужасных условиях. Во время «Большого террора» люди жили в страхе, жены теряли мужей, дети теряли родителей.

В картине откровенные интервью, потрясающей красоты съемка, последовательная и обоснованная оценка личности Сталина, поданная без истерии и под разными ракурсами. Вердикт фильма однозначен: ГУЛАГ решал за раз три проблемы — избавиться от «изменников», решить вопрос с недостатком тюрем и найти бесплатную рабочую силу. Он стал началом зарождения страха, который стал для России константой.

 

Ржев — русская долина смерти

Алексей Пивоваров, Алексей Серебряков

После «Большого террора» Россию накрыла другая мощная и мрачная тень — Вторая мировая война. Бесчисленное количество людей пали от руки немецкого солдата и от ошибок командования.

Вместе с Алексеем Серебряковым Алексей Пивоваров отправился на место одной из самых кровопролитных битв Второй мировой. Битвы, которая была проиграна, и которая не фигурирует в учебниках истории, будто ее вместе с жертвами в более чем 1300000 человек и вовсе не было.

В фильме Пивоваров берет интервью у ветерана войны Петра Михина — человека, прошедшего Ржев. Впечатляют моменты, когда Серебряков, стоя на кладбище под открытым небом, зачитывает цитаты из книги Михина, у которой говорящее название «Артиллеристы, Сталин дал приказ!». Там содержится одна сильная фраза, которая много говорит о цене рокового приказа Верховного Главнокомандующего: «Смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел».

Картина Пивоварова немногословна, в меру строга, и содержит реконструкцию исторической хроники, которая проводилась при помощи экспертов. Мощный ответ милитаристским настроениям.

 

Запрещенная память чеченских войн

Анна Немзер

Еще одна состоящая из неисчислимого количества битв и жертв война, о которой не принято говорить. Картина Анны Немзер рассказывает о чеченских войнах с изнанки. Журналистка берет интервью у людей, которые оказались в эпицентре боевых действий, людей, которые сейчас живут мирной жизнью, но до сих пор вздрагивают от шума садящегося самолета и просыпаются по ночам от страха, что на их дом будет сброшена бомба.

Целью Анны было отдать дань памяти войне, но постепенно ее картина приобретает очерк манифеста к правде и свободе слова. Герои фильма рассказывают о том, как началась война, как ее переживал народ Чечни, почему о ней боятся говорить, а также о посттравматическом синдроме, о своей жизни за пределами и на территории страны.

Мрачной тенью ложится на фильм и фигура Сталина, по приказу которого была произведена «кровавая» депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию.

 

Норд-Ост. 17 лет

Катерина Гордеева

Один из самых громких отголосков чеченских войн. Захват заложников во время мюзикла «Норд-Ост» был осуществлен в 2002-ом году 23-его октября, а их удержание продлилось вплоть до 26-ого числа, которое оказалось для многих роковой датой.

Прошло почти восемнадцать лет, а к теракту на Дубровке до сих пор куча вопросов. Разобраться в том, что произошло, почему событие повлекло большое количество жертв и возможно ли было их избежать пытается Катерина Гордеева.

О минувших событиях рассказывают выжившие, их родители и представители власти — в том числе те, кто вел переговоры с террористами. Помимо четырехдневного ада, центральной темой для обсуждения стал пущенный газ, который стал причиной смерти многих заложников.

«Норд-Ост» — великолепная возможность увидеть картину «изнутри». Фильм четко выстраивает произошедшие события день за днем и дает оценку под разными ракурсами. Окончательно почву из под ног выбивает концовка в виде финальных титров с именами погибших, а когда цифра переваливает за сто мир вокруг будто останавливается.

 

Беслан. Помни

Юрий Дудь

«Норд-Ост» был первым российским опытом в отношении террористического захвата, повлекшего большое количество жертв. Казалось бы, на ошибках учатся, но «Беслан» повторил судьбу трагедии на Дубровке.

Беслан, так же как «Норд-Ост» и чеченские войны, является чуть ли не запретной темой, и Дудь, так же как Гордеева и Немзер, совершил настоящий акт мужества, решившись копнуть в сторону правды. Так же как в картине Гордеевой интервью Юрию дают выжившие, представители власти и журналист «Новой газеты» Елена Милашина, проводившая расследование.

О том, как справляются с психологическими и физическими травмами после теракта рассказывают бывшие заложники, которые нуждаются в дорогостоящей реабилитации в Германии, но вместо этого получают коляски, матрасы и памперсы.

Тема исследована Юрием с разных ракурсов и с разных позиций, четко и лаконично, без истерии, злобы и неестественной жалости. Однако вердикт фильм выносит жесткий: «Страна предала своих детей. Она даже не пыталась их спасти».

 

Тюрьма. Исправь меня, если сможешь!

Ирина Шихман

После «Колымы» и «Чеченских войн», «Тюрьма» Ирины Шихман еще более интересна. Назвать нынешнюю тюрьму ГУЛАГом, конечно, нельзя, но жесточайшие условия и происходящее там иезуитство, невольно заставляют вспомнить о концлагерях. Само собой, в фильме поднимается и тема сфабрикованных дел, к которым обращалась в своем фильме еще Немзер.

О причинах арестов, тюремном быте, тамошних порядках и издевательствах рассказывают и Олег Навальный с Марией Алехиной, и бывший мэр Томска Александр Макаров, и обычный водитель Руслан Вахапов, обвиненный в педофилии.

Откровенные, без преувеличений и преуменьшений интервью рисуют максимально уродливую картину, которая заставляет задаться вопросом, к чему мы в итоге придем?