Наташа, русалка и война: главные фильмы Берлинале-2020
Кадр из фильма «Ундина»

В Берлине завершился 70-й Берлинский международный кинофестиваль — традиционное место дебюта неожиданных, ни на что не похожих и скандальных картин. В этот раз фестиваль оказался особенно насыщенным не только из-за скандального «Дау. Наташа», но и других мощных премьер. Time Out перечислил 5 наиболее примечательных лент фестиваля.

Дау. Наташа

Режиссер Илья Хржановский

«Дау» начинался прозаичным байопиком о жизни советского ученого Льва Ландау, но позже перерос в эпический, невероятно амбициозный киноперфоманс. Команда Хржановского построила киногородок площадью 4 тысячи километров в украинском Харькове и поселила туда 352 тысячи человек на круглосуточное проживание в советском антураже. Большинство принявших участие людей даже не были актерами, а слухи про проект ходят самые безумные.

Ранее множество частей «Дау» можно было посмотреть только на масштабном мероприятии в Париже, а теперь Хржановский начинает штурмовать фестивали отдельными лентами проекта. «Дау. Наташа» ждали все, а теперь все ее обсуждают. Если сильно упрощать, Илья показал откровенную экзистенциальную секс-драму про буфетчицу Наташу Бережную, несчастную и очень жестокую женщину. В финальном акте Наташа переживает шокирующую пытку допросчика КГБ с использованием бутылки.

Помимо художественного посыла самого фильма, посмотревшие картину зрители спорят о моральности или же аморальности ее существования: кто-то уверен, что акт насилия был несимулирован, хотя официальных доказательств этому нет. По крайней мере пока. На подведении итогов председатель жюри фестиваля Джереми Айронс признался, что «Наташа» разделила его и коллег на два лагеря. Тем не менее оператор фильма Юрген Юргес получил награду — не за саму работу камерой, а за выдающийся художественный вклад.

Подобное произошло с актрисой Марией Шнайдер:

13 ролей, причинивших психологические страдания актерам

 

Удалить историю

Режиссеры Бенуа Делепин и Гюстав Керверн

Что если бы «Черное зеркало» было не безыдейным сборником псевдофутуристических историй, а действительно остросоциальным и смешным произведением? Именно это получилось у французов: комедия про трех людей, объявивших войну технологиям. Все началось с героини, по пьяни переспавшей с британцем, заснявшем акт на видео, и переросло в нескончаемые уколы обществу, зависящему от смартфонов и соцсетей.

«Удалить историю», несомненно, заставляет задуматься о современном образе жизни и своих привычках, но при этом смешит до слез. Герои фильма не должны вызывать четкой симпатии или отторжения — они просто люди, оказавшиеся в крайне нелепой, но правдоподобной ситуации. Ленту наградили «Серебряным медведем».

 

Женщина, которая сбежала

Режиссер Хон Сан Су

В то время как многие постановщики рассказывают свои истории размашисто и эпично, южнокорейский режиссер Хон Сан Су ограничивает себя небольшими штрихами, не перегружающими его картины, но и не лишающие их глубины.

«Женщина, которая сбежала» особенно явно показывает этот подход. На первый взгляд фильм кажется чуть ли не любительским экспериментом, но оказывается многослойным произведением про умную женщину, борющуюся с несколькими раздражающими мужчинами.

По сюжету молодая девушка Гамхии (Ким Минхи) посещает трех приятельниц на протяжении трех дней. Муж главной героини уехал в командировку, а она впервые за пятилетие куда-то выбралась без него. Во время своего путешествия Гамхи видит жизнь с совершенно разных ракурсов и узнает что-то новое и себе. Хон показывает, что даже обыгранная бесчисленное количество раз история может открыться по-новому, если правильно ее рассказать.

Особенно критикам полюбился — внезапно — кот. Фильм, к слову, получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

 

Ундина

Режиссер Кристиан Петцольд

Один из самых загадочных фильмов фестиваля: Петцольд пересказывает миф об отчаявшемся мужчине, зовущим на берегу лесного озера ту, которая будет любить всегда. Она приходит, но ставит ультиматум: если мужчина предаст ее, она утопит его своими слезами и вернется в озеро. Картина как раз начинается с того, что Ундину (Паула Бер) предают. Становится ясно: Петцольду наскучили истории о мужчине, которого уничтожила любовь, так что в этот раз мы будем наблюдать за событиями с перспективы Ундины. Сможет ли она противостоять своей природе, разрушить мифы и проклятье? К чему это может привести?

Фильм получился точным и минималистичным — кому-то «Ундина» покажется непростительно простой и поверхностной, хоть это и не так. Петцольд снял более утонченную и изобретательную версию оскароносной «Формы воды».

Паула Бер, тем временем, забрала «Серебряного медведя» в качестве лучшей актрисы.

 

Зла не существует

Режиссер Мохаммад Расулоф

Фильм, взявший в 2020 году главную награду фестиваля — «Золотого медведя». Расулоф, ранее выигравший «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2017 года предыдущим фильмом, явно метил в победители.

Его новая лента — это четыре новеллы о жизни мужчин, чьи судьбы рушит тоталитарный иранский режим. Тут сплошь моральные тяготы, аморальность войны и прочая политически-социальная проблематика — несомненно, важная.

Многие незло назвали «Зла не существует» топорным и предсказуемым, но более подходящего и правильного кандидата в победители Берлинале-2020, кажется, быть не могло.

 

Спецпроект

Загружается, подождите ...