8 лучших «женских вестернов»
Кино

8 лучших «женских вестернов»

Андрей Писков 4 марта 2020
7 мин
8 лучших «женских вестернов»

В преддверии 8 марта Time Out вспомнил восемь лучших вестернов, в которых женщины отказывались от стандартных жанровых амплуа проституток и матерей и брались за оружие, чтобы восстановить справедливость.

 

Дуэль под солнцем

Duel In The Sun

Рано или поздно продюсер Дэвид О. Селзник должен был попытаться повторить успех своего классического эпика «Унесенные ветром». Смесь вестерна с мелодрамой «Дуэль под солнцем» не получил такого широкого признания, зато подарил кино «сильную героиню» — Перл Чавес, прекрасную метиску, попадающую на богатое ранчо своих техасских родственников, где становится объектом страсти двух братьев — рассудительного Джесси и вспыльчивого Льютона.

Актрисе Дженнифер Джонс в основном приходится терпеть нападки грубых мужчин и много плакать, в то время как мать семейства в исполнении звезды немого кино Лиллиан Гиш старается сделать из «дикарки» леди. Но терпению девушки в финале этой живописной постановки приходит конец. Когда загнанная в угол героиня понимает, что все мужчины одинаковы, ей ничего не остается, как взяться за ружье.

«Дуэль под солнцем», конечно, не стала такой же успешной, как «Унесенные ветром». Послевоенная аудитория была уже не так романтически настроена, как зрительницы конца 1930-х, а жизнь без ушедших на фронт мужчин уже научила их зарабатывать самостоятельно.

 

Джонни-гитара

Johnny Guitar

Уникальный фильм Николаса Рэя, перевернувший жанровый канон с ног на голову. И это при том, что снят он был в самый разгар маккартистской «охоты на ведьм», а настоящий автор сценария, Бэн Мэддоу, находился на момент съемок в «черном списке».

Джоан Кроуфорд играет властную и одинокую владелицу салуна, против которой ополчились местные жители во главе с суровой фермершей Эммой Смолл (Мерседес Маккембридж). Мужчины в этой истории оказываются подчинены жесткой бабской воле и играют скорее роль статистов, чем полноценных персонажей. Показательно и то, что все сексуальное напряжение картины сосредоточено исключительно между двумя героинями, а диалоги Кроуфорд со своим бывшим любовником, тем самым Джонни, намеренно безэмоциональны и пестрят клише. Неудивительно, что этот передовой для своего времени вестерн стал любимым у Трюффо, Скорсезе и Альмодовара.

 

Ханни Колдер

Hannie Caulder

Лента Берта Кеннеди 1971 года — не что иное, как сексплотейшн, удачно зашедший на территорию классического вестерна. Главная героиня Рэкел Уэлч полфильма ходит в пончо на голое тело и красиво раздувает ноздри. Роберт Калп в роли вежливого головореза, помогающего девушке отомстить надругавшимся над ней бандитам, и Кристофер Ли в качестве любвеобильного оружейника прилагаются. Мораль: все, что нужно женщине на Диком Западе, чтобы стать мужчиной — это охмурить наемного убийцу, чтобы тот научил стрелять из револьвера.

Режиссер:

Берт Кеннеди

В ролях: 

Рэкел Уэлч

Роберт Калп

Великобритания, 1971 г.

 

Баллада о маленькой Джо

The Ballad of Little Jo

Первый вестерн в истории, поставленный женщиной-режиссером, где главную роль тоже играет женщина — из этой формулы могло получиться нудное феминистическое кино. К счастью, Мэгги Гринволд оставляет в стороне нравоучения, предоставляя фильму самому говорить за себя. А ему, поверьте, есть что сказать. Никогда еще мир суровых ковбоев в кино не выглядел так отвратно: женщин в картине насилуют или бьют на каждом шагу, а мужчинами руководит исключительно жадность и неуемная похоть. Сюжет разворачивается вокруг дочки богача, которую выгоняют из дома после непозволительной связи с мужчиной. Оставив ребенка на попечение сестре, девушка отправляется на Запад, чтобы жить под личиной парня Джо. Нет нужды говорить, что ничем хорошим эта история не кончится.

 

Быстрый и мертвый

Quick And The Dead, The

Сюжетно вестерн Сэма Рэйми снят по всем законам жанра: главный герой с темным прошлым приезжает в городок, где поселилось зло, чтобы отомстить за смерть своей семьи. Но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Снятый как оммаж спагетти-вестернам Серджо Леоне, «Быстрый и мертвый» в одно и то же время преклоняется перед классикой и глумится над ней. Вместо молчаливого Иствуда тут распаленная Шерон Стоун, вместо затяжных пауз и пафосных речей — быстрые и неказистые смерти, снятые, однако, невероятно красиво. Джин Хэкмен играет бесстыжую копию самого себя из «Непрощенного», только уже более обрюзгшего и с напускным злодейством. Даже эротическая линия у Рэйми показана по-феминистски: перед финальной перестрелкой героиня Стоун решает «оттянуться» и практически насилует скованного наручниками молодого Рассела Кроу. Тем более обидно, что фильм с грохотом провалился в прокате, при бюджете больше 30 миллионов собрав всего 18 млн.

 

Последний рейд

The Missing

Ревизионистский вестерн Рона Ховарда своей неприкрытой мрачностью и холодными тонами напоминает скорее триллер, разыгранный на просторах Дикого Запада, а кропотливое воссоздание деталей и быта жителей того времени только добавляет фильму очков. Но главная заслуга все-таки принадлежит актерам. И если Томми Ли Джонс или Аарон Экхарт играют своих персонажей, не выходя за рамки жанра, то благодаря Кейт Бланшетт в роли отчаявшейся матери, бросившейся на поиски похищенной бандитами дочери, фильм смотрится не вестерном, а высокой драмой. Именно ее мужественная и в то же время человечная героиня, готовая забыть о домашнем уюте ради спасения семьи — то, что делает эту типичную жанровую историю особенно мощной.

 

Железная хватка

True Grit

В классической ленте Генри Хэтэуэя 1969 года о том, как совсем еще юная девица наняла спивающегося федерального маршала для поимки убийц отца, главная героиня Мэтти Росс предстает не более чем мальчикового вида девчонкой, тогда как все внимание достается непревзойденной звезде вестернов Джону Уэйну.

В 2010 году братья Коэны решили восстановить справедливость. В их киноадаптации одноименного романа Чарльза Портиса именно Мэтти становится подлинным героем истории, а все события показаны через призму ее переживаний. Сказать спасибо тут стоит не столько режиссерам, сколько ведущей актрисе: Хейли Стайнфелд (которой на момент съемок еще не было четырнадцати) при отсутствии какого-либо опыта в большом кино умудряется уделать партнеров Мэтта Дэймона и Джеффа Бриджеса. Собственно, название фильма — это про нее.

 

Местный

The Homesman

Чем-то этот величавый и недооцененный вестерн о нелегкой женской судьбе на Диком Западе напоминает лучшие работы Иствуда-режиссера, от «Непрощенного» до «Малышки на миллион». Те же герои — старый хрен в роли сурового наставника и молодая девушка, побитая жизнью; та же ощутимая горечь разлита по залитым солнцем пустынным просторам прерий. Вместе с тем Томми Ли Джонс, выступающий тут немного в духе позднего Иствуда, добавляет в привычную историю неоднозначные нюансы. Хилари Суонк у него вроде как исполняет роль незамужней девы, тоскующей по сильному плечу, но в то же время она и смелая баба, вызвавшаяся доставить трех душевнобольных женщин из одного богом забытого городишки в другой. Мужики в этом мире либо насильники, либо тряпки — собственно, из-за них эти женщины и тронулись умом. Сам Джонс за те два часа, что идет кино, успевает побыть сразу в трех ипостасях: он то шут, то безразличный ковбой, то неистовый борец за справедливость. Вывод при этом получается достаточно консервативный: каким бы ни был мужчина козлом, а все-таки женщине без него никуда.