Искусство грима в кино: воссоздаем образы любимых актеров
Макияж Эль Фаннинг в «Неоновом демоне»
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-min.gif)
Кинокартины датского режиссера Николаса Виндинга Рефна — кладезь стиля и формы. Едва ли не в каждой своей работе он отказывается от привычных повествовательных механик и наполняет пространство фильмов яркими красками и визуальными образами. Не последнюю роль в этом играет работа стилистов и художников по гриму.
На одной из пресс-конференций режиссер признавался, что всегда мечтал снять кино о красоте:
«Цена красоты никогда не упадет. Мы развиваемся, живем дольше, но наша одержимость красотой не проходит, а становится лишь все более экстремальной. И одержимость эта может привести к совершенно необычной форме безумия».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-min.gif)
Эта мысль отражена в «Неоновом демоне» — фешн-хорроре, в котором соединяются радикальная сатира над безжалостным миром высокой моды и драма о потере себя в гонке за мнимой победой. Картина начинается с эффектной сцены: с ярким глиттером на лице, обмазанная бутафорской кровью, словно персонаж тарантиновского фильма, главная героиня Джесси притворяется мертвой на съемке.
Так Рефн сразу заявляет о конечной точке ее пути — смерти — и лишь после этого демонстрирует начальную. Наивная и чистая, Джесси вскоре окрасится в золотой, будет носить пластины на лице и начнет экспериментировать с внешностью, лишаясь естественной красоты.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-min.gif)
Жидкая губная помада, Bodyography
Карандаш для глаз в оттенке Midnight Blue, Bodyography
По словам визажиста «Неонового демона» Эрин Аянян, вместо слов за развитие персонажа актрисы Эль Фаннинг отвечают ее визуальные трансформации:
«Нам было важно отразить разные грани ее личности, а также прокомментировать ее восприятие другими персонажами. Джесси выглядит очень свежо и молодо в начальных сценах с другими девушками. Когда она снимается с Джеком, который считает красоту высшей ценностью, она вся в золоте. А когда в ней со временем появляется что-то зловещее, ее макияж становится очень жестким и холодным».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/4-min.gif)
Пигмент-глиттер для век, Bodyography
Палетка румян, ANASTASIA BEVERLY HILLS
Подводка-фломастер для глаз, Talika
Спрей с солью для укладки волос, Sono
Жестокий мир моды постепенно развращает Джесси и ее соперниц — конкуренция становится бескомпромисснее, цветовая палитра кадра серьезно меняется.
Погоня за идеалами, навязанными извне, заканчивается в лучших традициях древнегреческой мифологии: ослепленный своей красотой, Нарцисс тонет в ее отражении — так бесславно завершается история превратившейся в хищницу Джесси и двух ее конкуренток. Мир высоких материй и красоты оказывается родственным животному.
Состаривание Марлона Брандо в «Крестном отце»
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-1-min.gif)
«Крестный отец» — один из фильмов-столпов мирового кинематографа, сформировавший целый жанр кино о мафиози и установивший его правила игры. О возникновении ленты написано немало книг, снят сериал, и отдельного места в упоминаниях заслуживает работа гримеров.
Так, к примеру, актерское перевоплощение Марлона Брандо в дона Вито Корлеоне, принесшее ему «Оскар» за лучшую мужскую роль, сопровождалось ежедневной многочасовой подготовкой. Перед началом съемок артиста гримировали в течение трех часов. Главная особенность его грима — специальная стальная капа. Из-за нее нижняя челюсть Брандо характерно выпячивалась вперед.
В некоторых сценах актер использовал ватные тампоны за щеками, чтобы сделать мафиози непроницаемым, «похожим на бульдога». А на пробы он и вовсе пришел с перекрашенными в черный цвет волосами. Позже артист рассказал о маске своего героя: «Это то, что надо, — страшная бульдожья морда, а внутри — теплота».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-1-min.gif)
В фильме Корлеоне было 68 лет, Брандо же на съемках исполнилось 47. Несмотря на то, что продюсеры вставляли Фрэнсису Форду Копполе палки в колеса и не хотели приглашать актера, режиссер сумел их уговорить.
Для голливудской звезды наняли великого гримера-самоучку Дика Смита, который виртуозно состарил Брандо на 20 лет. Смит долгие годы создавал пластический грим («Маленький большой человек», «Люди-аллигаторы»), но к «Крестному отцу» подошел иначе, отказавшись от сложных конструкций на лице артиста. Вместо этого — театральный грим с небольшими старческими пятнами и тенями.
«Мой подход в фильме Копполы — использовать как можно меньше макияжа и грима. И актеру играть проще, и выглядит это гораздо естественнее, да и времени на подготовку уходит куда меньше».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-1-min.gif)
Гель для укладки волос, ORGANICALS
Набор многоразовых дисков, Alma K.
Увлажняющий крем с лифтинг-эффектом, Swissoxx
База для ровного тона, 9 wishes
Воздушная компактная пудра, YADAH
Уиллем Дефо в роли бога и визуальная трансформация Эммы Стоун в «Бедных-несчастных»
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-min-1.gif)
Премию «Оскар» в категории «Лучший грим и прически» в 2024 году получил фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Львиная доля успеха принадлежит Наде Стейси, ответственной за создание образа доктора Годвина Бакстера, который вживил в тело покончившей с собой женщины мозг ее нерожденного ребенка.
Годвин — своего рода доктор Франкенштейн, он экспериментирует и создает новых людей. Виной всему детская травма: его изувечил отец-хирург. На лице Бакстера остались огромные шрамы, припухлости — оно будто сшито из кусочков чужой кожи. По словам Стейси, монструозный облик должен был шокировать зрителя, показать ему необычную версию бога во плоти, который в своей работе вымещает давние травмы.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-min-1.gif)
Создатели затейливого грима вдохновлялись картинами и рисунками английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, в частности, его автопортретом 1969 года, выполненным в голубых, серых и грязно-розовых тонах. Под стать работам художника оказалась и цветовая палитра «Бедных-несчастных».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-min-1.gif)
Крем против темных кругов и отечности под глазами, Korff
Матирующий роллер из вулканического камня, okolo
Балансирующая сыворотка для лица, Skinology
Мист для вечернего ухода за кожей, Omorovicza
Впрочем, виртуозный пластический грим Уиллема Дефо — не единственная причина, по которой лента получила «Оскар». Постоянно трансформирующийся образ Беллы Бакстер тоже сыграл весомую роль. Вот что вспоминает Надя Стейси о работе над прической и макияжем героини Эммы Стоун:
«Волосы Беллы намеренно оставлены распущенными. Это признак ее несоответствия обществу, ведь все женщины вокруг ходят со старинными прическами. По ходу фильма вместе со стремительно развивающейся героиней ускоренными темпами растут и ее волосы: к финалу картины Эмма носила 44-дюймовые пряди волос».
Похожие изменения происходили и с макияжем актрисы. Когда Белла впервые появляется в кадре, она еще ребенок, поэтому макияж мог бы вырвать зрителя из истории, обмануть его. Вместо этого художники сосредоточились на уходе за кожей Эммы и использовали прозрачный гель для бровей и матовый бальзам для губ.
Уже потом, когда Белла приезжает в Париж и устраивается в публичный дом, она осознает, что макияж — часть процесса представления себя мужчинам. В этих сценах визажисты использовали анатомические цвета: кроваво-красный, розовый — от кожи, синий и фиолетовый — от вен.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/4-min-1.gif)
Легкая сыворотка для волос, Beamarry
Сыворотка для повышения гладкости кожи, Alchemy care
Крем-гель для нормальной и жирной кожи, belif
Гель для кожи вокруг глаз, Celenes
Набор для бровей с трафаретами, ANASTASIA BEVERLY HILLS
Превращение Сергея Безрукова во Владимира Высоцкого
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-1-min-1.gif)
Когда в прокат вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», зрители гадали, кто же скрывается под маской легендарного барда. Создатели долго не раскрывали деталей, но догадки о том, что под несколькими слоями грима музыканта играет Сергей Безруков, все же блуждали и в прессе, и в социальных сетях. И впрямь оказалось, что народный артист России может прятаться не только за березами или в высокой-высокой траве.
Грим в байопике Петра Буслова — один из самых сложных в истории отечественного кино. Его создатель Петр Горшенин — ведущий художник пластических спецэффектов в России, работавший над «Мастером и Маргаритой» этого года и многими лентами новой сказочной волны.
«Мы работали только с фотографиями. Никита Владимирович (сын Владимира Высоцкого. — Прим. ред.) очень помог нам, предоставив из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии (всего около пятисот кадров) заменяли нам эскизы».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-1-min-1.gif)
По словам Горшенина, работа над гримом заняла больше полугода. Сначала художники сделали точную копию лица Безрукова, а уже на нем — скульптуру из воска, пластилина и других материалов. Все для того, чтобы пластический грим не ограничивал актера и позволял ему легко воспроизводить мимику персонажа:
«Нам было необходимо учесть, насколько органично пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Нужно было соблюсти все нюансы мимики, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора».
Далее подготовленная форма вымывается от скульптурных материалов, и в нее заливается силиконовый состав. Так получается комплект из нескольких пластических деталей: нижняя часть лица, нос, лоб — все отдельно.
В случае «Высоцкого» этот процесс повторялся девять раз: художникам по гриму приходилось «настраивать» пластические детали и по пять-шесть часов ежедневно гримировать Сергея Безрукова.
Многие зрители отнеслись к фильму прохладно, но пластический грим в «Высоцком» на то время стал уникальным художественным явлением:
«С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности ничего подобного в мировой практике не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — это в основном приближенная стилизация под человека, которого мало кто видел из ныне живущих. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача — главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история», — признавался Горшенин.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-1-min-1.gif)
Крем для лица с муцином улитки, Yerma
Стойкая тональная основа-кушон, AGE 20’s
Карандаш для макияжа глаз и губ, LUNA
Жуткие образы Рэйфа Файнса и Хелены Бонем Картер в «Гарри Поттере»
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/2-2-min.gif)
Сложно представить, какую колоссальную работу проделали художники по гриму за десять лет съемок серии фильмов о мальчике, который выжил. Многочисленные фанаты «Гарри Поттера», влюбленные в книги Джоан Роулинг, не оставили бы без внимания и критики любую неточность, допущенную создателями.
Какого персонажа ни возьми, каждый образ оказался чрезвычайно удачным. Самым непростым для художников стал причудливый облик Лорда Волан-де-Морта: актер Рэйф Файнс с осторожностью относится к пластическому гриму, поэтому в его контракте было прописано, что в кресле перед съемками он может находиться не дольше двух часов.
За это время гримерам приходилось творить настоящую магию: временные татуировки в виде просвечивающих сквозь кожу вен, выбеливание лица мертвенно-сероватым цветом, накладные зубы и ногти, делающие героя похожим на змею, наклейки на брови, пугающее затемнение глаз — все это дело рук визажистов и мастеров грима. С помощью спецэффектов создавался только жуткий нос.
Правда, повторять образ мы вам не советуем — вдруг кто-то подумает, что у вас наготове палочка с «Авада кедавра», да и тканевую маску лучше держать на лице не дольше 15 минут.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/3-2-min.gif)
Тканевая маска для контроля себума, For me by Gold Apple
Успокаивающий скраб для кожи головы, One-days you
Шампунь для роста волос, Organicals
Сыворотка для роста бровей, Talika
Крем с лифтинг-эффектом, Korff
Водостойкая подводка для глаз, ANASTASIA BEVERLY HILLS
Над гримом для всех персонажей поттерианы из фильма в фильм работала внушительная команда художников и визажистов (от 100 до 200 человек), которой руководил Ник Дадмэн. По его словам, самой сложной задачей для гримеров было сделать персонажей, не похожих на тех, которые появлялись в кинематографе ранее.
«Когда вы создаете драконов, оборотней, гоблинов и делаете макияж для главных героев, то есть работаете над чем-то много раз реализованным или знаковым для фанатов, всегда приходится искать нестандартные решения».
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/1-2-min.gif)
Другой пример — Беллатриса Лестрейндж в исполнении Хелены Бонем Картер. Бывшая супруга Тима Бертона буквально вышла из его фильма: макабрический макияж с темными оттенками, глаза не всегда аккуратно подведены карандашом, на губах — черная или бордовая помада, на голове — безумные кудри.
Все это отражает ее особенный на фоне других Пожирателей смерти характер. Преданная, беспощадная и истеричная, она одновременно умудряется и отталкивать, и притягивать зрителей. Недаром поклонники называют этот образ актрисы одним из любимых в серии.
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2024/03/4-1-min.gif)
Пигментированный карандаш для глаз, Limboss
Сухое масло для лица, тела и волос, Ovalla
Водостойкая подводка для глаз, YADAH
Стик для контуринга, ANASTASIA BEVERLY HILLS
Erid: 4CQwVszH9pWwoH7fFny
Реклама 0+. ООО «Екатеринбург Яблоко». ИНН 6670381056. ОГРН 1126670019585. Юр адрес 620014, г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 62, оф. 306