Hello, darkness. Зачем ходить в гости к страшным куклам | Город | Time Out

Hello, darkness. Зачем ходить в гости к страшным куклам

Клара Хоменко   4 августа 2020
11 мин
Hello, darkness. Зачем ходить в гости к страшным куклам
В Москве множество самых разных музеев, но ничего подобного в столице раньше не было. Более того — аналога Музею мертвых кукол не существует ни в одной стране мира. А жаль — если бы люди больше ценили темное искусство, мир был бы добрее. Во всяком случае, так полагает Михаил Ветцель, создатель уникальной экспозиции на Новом Арбате. Time Out поговорил с Михаилом о его коллекции, о современной культуре, любимых куклах и о том, что полезного в жутких вещах.

Михаил Ветцель

создатель и владелец Музея мертвых кукол

сайт  музея | instagram музея


Как все начиналось

Примерно три года назад я подумал, что у меня дома нет ни одной жуткой вещи — а мне хотелось. Открыл поисковик и стал смотреть, есть ли вообще страшные куклы за пределами фильмов ужасов. Довольно быстро нашел одну на eBay, купил. Кукла была очень простая и ничем не примечательная, зато отлично смотрелась на полочке. Едва она пришла, я заказал вторую. Так у меня до пятнадцатой куклы и было: пришла одна, заказал следующую. Потом стал покупать просто все, что мне нравилось, по две-три за раз. В итоге все свободное место у меня в квартире было заставлено страшными куклами. Родилась мысль, что мне нужно под них нужно отдельное помещение — и так появился мой музей.

Как создавался музей

Сам зал изначально — это большой прямоугольник. Когда мы делали перекрытия, никакого плана у нас не было. Брали широкий полиэтилен, натягивали импровизированную стену, смотрели, как получится. Достаточно быстро я понял, что можно разделить всю экспозицию на два зала. В первом у нас куклы, которые более или менее приемлемы для неподготовленного восприятия, во втором все более жестко. Дальше — одно свободное творчество: куда поставить шкафы, как в гробах разместить реборнов… Это был мой первый опыт, но все достаточно просто получилось. А дальше улучшаешь все, что можешь улучшать, пока это нужно.

В перспективе у нас на сайте и в музее будут страшные истории. Но на это нужно время. Вообще мы хотим двигаться в направлении экскурсий, а без страшных историй это вряд ли получится. Еще у нас есть восемь механических кукол, которые срабатывают при приближении человека. Недавно записали куклам голоса — чтобы они обращались к людям. Здесь большое поле для творчества, и я собираюсь досконально изучить его.

Что здесь можно увидеть

У нас есть вся коллекция страшных кукол, которые являются персонажами фильмов — нет разве что героев серии фильмов «Повелитель кукол». Их просто не делают: кино достаточно старое, эти герои у современных зрителей только смех вызовут. Большинство из моих кукол когда-то были белокурыми красавицами в симпатичных платьицах, но в какой-то несчастный момент своей жизни они попали в руки кукольников, чьи предпочтения отличались от общепринятых. Лицо куклы потекло, исказилось, покрылось трещинами, в руках появился окровавленный кинжал — и она приняла тот вид, в котором и попала в мой музей.

В целом коллекция — это порядка трех сотен кукол. Большая часть из США, несколько кукол из Перу и Мексики, остальные — из Канады, стран Европы, азиатских стран, Австралии. У меня только три «наших» экспоната. Ни в Москве, ни в России нет мастеров, которые бы специализировались на изготовлении страшных кукол.

При этом вообще-то и у нас, и в Украине очень много кукольников, причем очень талантливых. Еще есть несколько массовых, заводских кукол — они встречают посетителей. В зале экспозиции их практически нет.

Вообще кажется, что мастеров, которые делают страшных кукол, становится все больше. Из недр экспериментального кукольного искусства поднимается новый культурный пласт, новое направление. Кусочек его я разглядел — видимо, одним из первых. Надеюсь, что и остальные со временем оценят.


Отличные московские музеи, если главные вам наскучили:


Зачем люди приходят в музей

Я говорил с посетителями по этому поводу. Думаю, во-первых, это единственный музей такого рода не только в России, но и в мире. Музей мертвых кукол — уникальное зрелище. Во-вторых, фильмы ужасов стабильно входят в репертуар кинотеатров, и туда приходят десятки тысяч человек. Мой музей — это некая альтернатива: не смотри очередной фильм про очередной проклятый дом, а приходи ко мне. В-третьих, в Москве много людей, которые в принципе интересуются куклами: они приходят и будут приходить просто из профессионального интереса, потому что все остальное в других музеях они уже видели.

Иногда посетителям кажется, что куклы рассказывают какую-то свою историю, что какая-то группа образует «набор». На самом деле я подбирал первые 50 кукол по принципу «нравится-не нравится». Дальше я хотел просто расширить коллекцию, показать, что страшные куклы могут быть по-настоящему разными — от достаточно симпатичных вампирш до тех, что вызывают отвращение, у меня в том числе. Так бывает: иногда куклы мне очень не нравятся, но они производят сильное впечатление, и потому я их покупаю. Например, во втором зале трехглазая девочка сидит в клетке. Ее автор — мастерица из США, которая вообще делает самых жутких кукол. Я написал ей, что ее работы похожи на произведения искусства, созданные маньяком. Она не обижается. Есть такой художник в Белоруссии: ты смотришь на его картины, и у тебя четкое ощущение, что это рисовал Чикатило. От этих картин даже как будто пахнет кровью, насилием и отвращением. С этой куклой ровно то же самое.

Откуда взялось увлечение ужасным и почему страшное — полезно

Я ясно чувствую, что социальные сети и популярная культура перенасыщены искусственными улыбками, хеппи-эндами, образами жизни, основанными на сверхпотреблении. Альтернативы этому почему-то немного, несмотря на то, что мир, как мне кажется, в этом отношении сбалансирован, и легко заметить, что на каждого рожденного приходится умирающий, на каждого гения или альтруиста приходится свой злодей и так далее. Для баланса мне потребовалось что-то страшное — не настолько повседневное и нормальное. Я еще подростком понял, что эстетика безобразного противоположна эстетике прекрасного — а ровно посередине между ними находится норма. Искусство изучает человека всесторонне, однако популярная культура фокусируется исключительно на положительных эмоциях зрителя, и на этой стороне человечество сконцентрировало колоссальные ресурсы. Эта диспропорция формирует искаженное мировосприятие.

Как мне кажется, мой музей — про баланс. Людям надо почаще обращать внимание на темное искусство, которое изучает сумрачную сторону нашего естества. Наша способность испытывать страдание и боль куда более сложна и многогранна, нежели способность испытывать наслаждение и удовольствие, но исследована в меньшей степени. Длительная депрессия приводит к суициду. Продолжительное счастье не приводит ровным счетом ни к чему. Как тень подчеркивает красоту света, так мрачное искусство — красоту этого мира, его сложность и неоднозначность.

Потом — в этом есть некоторая доля терапии. Человек — агрессивное существо. Следует канализировать эту агрессию в безопасное русло. Знаете, как с собакой: если ты не дашь ей что-то погрызть, обо что поточить зубы — она сгрызет все у тебя в доме. Я думаю, что мрачное искусство делает мир безопаснее. Темная литература, кино формируют в человеке своеобразный вкус, из-за чего реальное насилие становится недопустимым и крайне отталкивающим. Все самое отвратительное и самое прекрасное в мире создано человеком. Темное искусство позволяет авторам и его аудитории рефлексировать ужасный опыт, который способен пережить каждый представитель нашего вида. Если подобного искусства станет больше — планета станет значительно безопасней.

Самые любимые экспонаты

Одна из моих любимых кукол — Лотти. Это была вторая кукла, которую я купил, и она нравится не только мне, но и моей девушке. Она не отпустила Лотти в музей, так что кукла живет дома вместе с 5-6 другими, самыми любимыми. Она потрясающе характерна. В самом музее есть примерно 30-40 кукол, с которыми я бы в жизни никогда не расстался, и еще с десяток таких, которые мне нравятся больше всех остальных. Я много их фотографировал для инстаграма музея.

По какому принципу нравится или не нравится кукла — я не могу объяснить, хотя пытался это анализировать. Как мне кажется, тут много факторов: она должна быть уникальной, сильно выделяться на фоне остальных мрачных сестричек. У нее должен быть неповторимый образ, характер… это действительно сложно — ответить на такой вопрос. Образ куклы должен как можно более точно отвечать твоим индивидуальным эстетическим пристрастиям. Я долго был уверен, что посетителям нравятся те же куклы, что и мне. А потом пообщался с ними и выяснил, что ничего подобного. Спрашиваешь, какая кукла самая страшная или интересная — а они показывают на ту, которая для тебя сливается с остальными и ты на нее даже внимания давно не обращаешь.

Вообще мне трудно судить своих кукол — они не представляют для меня тайны и для моего взгляда обыкновенно выглядят. Но на людей они производят совсем другое впечатление. На сеансе фильма ужасов редко кто когда кричит от страха — а у нас в музее такое случается. Хотя, конечно, сила кинематографа в ином, и мне кажется, некорректно их сравнивать, как некорректно сравнивать литературу и музыку.

Про любимые фильмы ужасов

Я давно потерял привычку формировать топ любимых фильмов ужасов. Но «Суспирия» 2018 года — один из лучших за последнее время. «Мученицы» и «Страна призраков» Паскаля Ложье. Альфред Хичкок, Марио Бава и Дарио Ардженто.

При этом я не чужд массового кинематографа — мне нравится новое «Оно». И я рад, что фильм привлек большое количество зрителей. Это значит, что голливудские боссы продолжат снимать хороший, высокобюджетный хоррор. Одна из проблем фильмов ужасов заключается именно в скромных бюджетах, которые не каждый режиссер может компенсировать избытком таланта. Таких примеров очень немного: «Пила», «Ведьма из Блэр», первые «Зловещие мертвецы» — а остальные не справляются.


Мученики, отчаяние, ад: как работают фильмы Паскаля Ложье

Time Out предлагает углубиться в творчество автора и разобраться в том, из чего состоят фильмы Ложье, которые зачастую вызывают много вопросов.

Читать статью


Про карантин

Мы открылись 6 февраля, а начиная с 15 марта довольно внушительный поток людей внезапно иссяк, и посетителей с каждым днем приходило все меньше и меньше. Я это связываю с тем, что москвичи среагировали на эпидемию почти на 2 недели раньше властей. С 25 марта по 15 июня музей был закрыт. Я договорился о скидке на аренду, и куклы почти три месяца провели в одиночестве, в привычной им темноте. Мне в общем-то повезло: являясь членом Ассоциации частных музеев России, я знаю, что многие частные музеи в этот период разорвали договоры с арендодателями, часть из них закрылись навсегда.

Коронавирус очень сильно ударил по частным музеям, поскольку этот специфический вид деятельности в большинстве случаев не является экономически целесообразным и ведется за счет потребления особого вида топлива — энтузиазма владельца.

Про настоящее и будущее

Я не боялся, что тематика музея на фоне коронавируса и всех его печальных последствий отпугнет посетителей. По моим наблюдениям, к нам чаще всего приходит та категория людей, которую отличает весьма широкие взгляды на мир, человека и искусство, а это, в свою очередь, практически гарантировано исключает возможность совместить их с суеверием. Эпидемия коронавируса и Музей мертвых кукол — это очевидно непересекающиеся явления, связать которые между собой можно только с использованием однокомпонентного клея глубокого заблуждения.

Сейчас у музея все отлично. В первую неделю после открытия к нам пришло совсем мало людей, но затем их число стало увеличиваться примерно в полтора раза каждые семь дней. Эта тенденция сохраняется уже полтора месяца. В последнюю неделю к нам пришло уже сто пятьдесят посетителей. Это немного, но я упрямо двигаюсь к своей цели — привести в музей каждого сотого москвича и каждого двухсотого жителя области в ближайшие десять лет, тем самым популяризировав жанр ужаса в целом и страшных кукол — в частности.

Музей мертвых кукол

Адрес: ул. Малая Молчановка д. 8 стр. 2

Время работы: Ежедневно, 10:00 – 22:00

Как проехать