Киномузыкальный язык Александра Деспла — от «Гарри Поттера» до «Отеля “Гранд Будапешт”» | Кино | Time Out

Киномузыкальный язык Александра Деспла — от «Гарри Поттера» до «Отеля “Гранд Будапешт”»

Дмитрий Евстратов   23 августа 2023
7 мин
Киномузыкальный язык Александра Деспла — от «Гарри Поттера» до «Отеля “Гранд Будапешт”»
Кадр из фильма «Отель “Гранд Будапешт”»
23 августа французскому композитору, сотрудничающему с ведущими режиссерами, исполняется 62 года. Рассказываем, как работают его лучшие саундтреки.

Музыкой связало

Фото: Getty Images

Еще шестнадцатилетним подростком Деспла влюбился в «Звездные войны» вместе с мелодиями Джона Уильямса. Тогда он окончательно решил связать свою жизнь с музыкой. В 1970-е Деспла с одинаковым интересом погружался в классику и современные на тот момент течения вроде рок-н-ролла, нью-эйджа и джаза. Он объяснял, что наслушанность помогает ему совершенствовать стиль и манеру исполнения, находить новое звучание и создавать актуальные мелодии. Стратегия оказалась рабочей — сегодня Деспла ценят именно за то, что он виртуозно находит музыкальный язык для любого фильма.

Окончив консерваторию сначала во Франции, а затем в США, Александр вернулся на родину и, вдохновленный уроками композитора-авангардиста Янниса Ксенакиса, стал писать музыку для театральных постановок и фильмов. Прорыва не случалось долго — почти 20 лет Деспла работал только над французскими картинами и лишь изредка привлекался к международным копродукциям. Правда, уже тогда некоторые режиссеры были готовы сотрудничать с ним на постоянной основе: будущий фаворит фестивалей Жак Одиар, например, лишь дважды в карьере прибегал к помощи других композиторов.

В ранних лентах Одиара музыка кардинально различается от фильма к фильму. Так, для драмы 1994 года «Смотри, как падают люди» о двух друзьях-аферистах Деспла находит динамичное и отрывистое звучание.

Саундтрек к фильму «Смотри, как падают люди»

А в мелодраматическом триллере «Читай по губам» о слабослышащей секретарше и ее помощнике с темным прошлым, напротив, подбирает характерные для жанра лирические мотивы.

Саундтрек к фильму «Читай по губам»

Первые награды

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

Мировая известность пришла к Деспла в 2003 году благодаря «Девушке с жемчужной сережкой» Питера Веббера. Действие фильма разворачивается в Нидерландах XVII века. Знаменитый Ян Вермеер внезапно обращает внимание на шестнадцатилетнюю служанку Грит и просит ее позировать для его картин, что становится причиной многочисленных конфликтов и изгнания девушки из дома. По словам француза, работа была сложной, ведь в историческом кино легко попасть в ловушку демонстрируемой эпохи. А тогда музыка становится не еще одним исследовательским инструментом режиссера, а лишь дополнением к роскошным костюмам и интерьерам.

«Саундтрек к историческому кино может стать проблемой для композитора, но у меня было преимущество. Я видел уже законченный фильм, уловил его пульс, настроение и ключевые темы. Моя музыка отражает, прежде всего, напряжение, которое ощущается между двумя героями», — признавался композитор.

Такого эффекта Деспла удалось добиться благодаря использованию оркестра с фортепиано, духовыми, струнными и клавишным металлофоном челестой. В теме главной героини уживаются сразу два настроения: за игривое отвечает челеста с характерным звуком колокольчиков, за тревогу, которую испытывает Грит, — духовые и струнные.

Саундтрек к фильму «Девушка с жемчужной сережкой»

Саундтрек к «Девушке с жемчужной сережкой» принес Александру Деспла первые номинации на престижные премии BAFTA и «Золотой глобус», а еще награду Европейской киноакадемии. С этого момента карьера композитора пошла в гору — он стал востребованным в Голливуде.

Во второй половине нулевых Деспла написал музыку к «Королеве» (2006), «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008) и начал сотрудничать с Уэсом Андерсоном: вместе они работали над «Бесподобным мистером Фоксом» (2009). За все эти саундтреки Деспла был номинирован на «Оскар».


На месте кумира

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти»

Десятые тоже начались удачно. Деспла в который раз номинировали на премию Американской киноакадемии уже за саундтрек к драме «Король говорит!», а боссы Warner bros. доверили композитору работу над самым крупным проектом в его карьере — заключительной дилогией франшизы о Гарри Поттере. Так Александр занял место, «на котором когда-то стоял Он», сам Джон Уильямс.

Музыка к «Дарам смерти» Деспла оказалась, пожалуй, самой запоминающейся, мрачной и величественной во всей франшизе. В одном из интервью композитор признался, что его задача заключалась в сгущении красок:

«Я хотел, чтобы у зрителей было ощущение, что все становится несколько тревожным. Поскольку Гарри, Рон и Гермиона постоянно находятся в пути, преследуемые темными силами Волан-де-Морта, они не появляются дважды в одном месте. Я чередую темы по ситуации или местоположению, по персонажам: своя есть у Добби, Дамблдора, Волан-де-Морта и других героев истории».

Саундтрек к фильму «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2»

Музыка получилась эпической — такая и должна звучать в финале крупной фэнтезийной франшизы, так что многие критики остались в восторге от работы Деспла. Ему удалось уловить настроение практически каждой сцены и представить зрителям эмоциональную мелодику дилогии — одновременно угрожающую и успокаивающую, магическую и реалистическую, грандиозную и хрупкую.


Непохожие мотивы

Кадр из фильма «Отель “Гранд Будапешт”»

Способность Деспла сочинять такую разную по настроению, динамике и инструментальному наполнению музыку просто поражает. Например, в 2012 году он успел поработать сразу над двумя политическими триллерами — «Цель номер один» и «Операция “Арго”», детским мультфильмом «Хранители снов» и картиной Уэса Андерсона о первой любви «Королевство полной луны».

Только сравните ближневосточные мотивы оскароносной «Операции “Арго”» с романтической темой из «Королевства полной луны», где Деспла обращается к ранним композициям Эннио Морриконе времен итальянских спагетти-вестернов:

Саундтрек к фильму «Операция “Арго”»

Саундтрек к фильму «Королевство полной луны»

Разумеется, одним «Королевством» сотрудничество Уэса Андерсона и Деспла не закончилось: в фильме «Отель “Гранд Будапешт”» снова звучит музыка композитора.

Для создания вымышленной Республики Зубровка режиссер использовал детали быта сразу нескольких стран Центральной Европы, и Деспла поддержал эту тему саундтреком:

«В каждом регионе есть свои инструменты, ритмы и мелодии, которые вы можете идентифицировать, вспомнив, где слышали цитру, балалайку или альпийский рог. Все это мы смешали в большой-пребольшой кастрюле, и получился какой-то особый, сверхъестественный звук».

Саундтрек к фильму «Отель “Гранд Будапешт”»:

Здравствуйте, Оскар!

Кадр из фильма «Форма воды»

Саундтрек «Отеля “Гранд Будапешт”» принес Деспла первую золотую статуэтку Американской киноакадемии. После такого успеха Уэс Андерсон стал привлекать француза к каждой своей картине. Большое впечатление от сотрудничества с Александром получил и мексиканский визионер Гильермо Дель Торо.

Он пригласил Деспла поработать над саундтреком к «Форме воды». Главная героиня, немая девушка Элайза, хоть и не имеет возможности произносить слова, зато в ее распоряжении сразу три голоса: любви, танца и музыки. За последний и отвечал Александр Деспла. Мелодии в «Форме воды» — такой же инструмент повествования, как диалоги.

«Нужно было найти музыку, которая не была бы слишком величественной — такая задавила бы и главную героиню, и любовную историю. Требовались плавные, нежные и эмоциональные мелодии, похожие на мягкое, но настойчивое течение. Использовав свисток, пианино и 12 флейт, я добился интересного эффекта: музыкальный материал напоминает всплеск волн. Он настолько нежный и прозрачный, что будто говорит от имени героини», — рассказывал Деспла.

Саундтрек к фильму «Форма воды»

Востребованность композитора — результат его упорной работы над своим музыкальным почерком. Мелодии Деспла в фильмах не повторяются, набор инструментов, динамика и этническая основа постоянно меняются. И тем не менее узнать его стиль совсем не трудно. Похоже, прямо сейчас мы наблюдаем за становлением композитора, которым через несколько десятков лет будем восхищаться так же, как Джоном Уильямсом или Эннио Морриконе.