7 фильмов по мотивам историй реальных преступниц | Кино | Time Out

7 фильмов по мотивам историй реальных преступниц

Мария Ракитина   22 августа 2023
9 мин
7 фильмов по мотивам историй реальных преступниц
Фото: кадры из фильмов
Главными героями тру-крайм фильмов и сериалов, основанных на реальных событиях, все чаще становятся женщины. Убийцы, мошенницы и грабительницы, имена которых вошли в историю, обзаводятся собственными байопиками. Time Out вспоминает картины о реальных преступницах — от французской классики до глянцевой драмы.

«Виолетта Нозьер», реж. Клод Шаброль, 1978

Виолетта Нозьер живет в небольшой квартире с родителями. Втайне от отца и матери она встречается с мужчиной, которому от нее нужны только деньги. Желая обеспечить любовника, Нозьер ворует деньги близких и занимается проституцией. В итоге альфонс оставляет Виолетту, и тогда она в отчаянии решает пойти на преступление, чтобы спасти свое положение. Вскоре девушка станет символом разрушения традиционных устоев и музой поэтов-современников.

Фильм, основанный на одноименной книге Жана-Мари Фритера, рассказывает о преступлении, совершенном 18-летней Виолеттой Нозьер в 1933 году и вызвавшем широкий резонанс во Франции — в то время там проходили суды над женщинами, которые по разным причинам убивали мужчин и их семьи.

Режиссер Клод Шаброль исследует мотивы девушки, пытавшейся отравить родителей. Опираясь на первоисточник, он выдвигает две версии произошедшего: Нозьер либо планировала получить наследство и покончить с секс-работой, либо хотела наказать насиловавшего, ее отца и мать, не замечавшую, в каком аду живет дочь. Суд приговорил преступницу к пожизненному тюремному заключению, однако спустя двенадцать лет ее помиловали и выпустили на свободу.

Во французской криминальной драме 1978 года Нозьер сыграла Изабель Юппер, для которой роль отравительницы стала одной из лучших в карьере. За нее актриса получила приз Каннского кинофестиваля.


«Монстр», реж. Пэтти Дженкинс, 2003

Эйлин выросла в атмосфере насилия и полного безразличия близких к своей судьбе. С подросткового возраста она оказывала секс-услуги, не переставая испытывать отвращение к себе. Однажды Эйлин поняла, что ей некуда двигаться и не с кем поделиться накопившейся болью. Одинокая женщина всерьез задумалась о суициде, пока случайно не познакомилась с человеком, который дал ей надежду на лучшее будущее.

В попытке вырваться из захолустного городка, Эйлин была вынуждена вернуться на трассу, а подвергшись жестокому обращению клиентов, она не смогла больше сдерживать гнев.

«Монстр» рассказывает о серийной убийце Эйлин Уорнос, орудовавшей во Флориде. В 1989-1990-х годах секс-работница ограбила и отправила на тот свет семерых дальнобойщиков. Уорнос утверждала, что все они пытались ее изнасиловать, однако суд не признал в действиях женщины самозащиты и приговорил ту к смертной казни.

В «Монстре» постановщица и сценаристка Пэтти Дженкинс показывает Эйлин глубокого травмированным человеком, изгоем общества и жертвой обстоятельств, а также акцентирует внимание на тотальной бесправности проституированных девушек. «Монстр» — больше остросоциальная драма, чем стандартная история одного маньяка. За роль Эйлин Уорнос Шарлиз Терон, которая специально поправилась на 13 килограммов, заслуженно удостоилась премии «Оскар» — в образе женщины, полностью теряющей контроль над собой, актрису практически не узнать.


«Стриптизерши», реж. Лорин Скафария, 2019

Молодая женщина Дестини, которая в одиночку заботится о больной маме, вынуждена устроиться на работу в один из стрип-клубов Манхэттена, куда ходят особо богатые клиенты. По ночам девушка танцует, получая щедрые чаевые, но денег на лечение матери требуется все больше. После очередного выступления Дестини знакомится с Рамоной, настоящей звездой клуба. Вместе стриптизерши придумывают аферу, провернув которую, начнут жить, ни в чем себе не отказывая.

«Стриптизерш» впервые показали на кинофестивале в Торонто. Фильм вдохновлен криминальной историей группы американских танцовщиц из элитного клуба для мужчин. Предположительно с 2008 по 2013 год стриптизерши грабили богатых клиентов с Уолл-Стрит, подмешивая в коктейли запрещенные вещества.

Фильм, спродюсированный Дженнифер Лопес, также исполнившей роль главы банды, роскошной и опасной Рамоны, стал прогрессивным ответом скандальному «Шоугелз» Пола Верховена. В ленте женщины пользуются мужчинами, воспринимающими их исключительно как секс-объекты, и поддерживают друг друга в сложных ситуациях, ставя солидарность превыше всего. При этом режиссер Лорин Скафария не оправдывает своих героинь, но подчеркивает, что женщины идут на радикальные меры не от хорошей жизни.

Интересно, что одну из танцовщиц сыграла известная рэп-исполнительница Карди Би, которая до успешной музыкальной карьеры работала стриптизершей и нередко спаивала клиентов, опустошая их кошельки.


«Месть Лиззи Борден», реж. Крэйг Уильям Макнейлл, 2018

Юная Бриджит становится прислугой в доме Борденов. В лице дочери главы семейства Лиззи она обретает подругу, с которой может поделиться всеми секретами. Атмосфера в доме накаляется, когда деспотичный папаша Эндрю Борден перестает сдерживать агрессию и начинает срываться на домочадцах. Лиззи он пугает лишением наследства, потому что та не спешит выходить замуж, к Бриджит домогается. Однажды утром слуги дома находит изуродованные тела Эндрю Бордена и его жены. В убийстве незамедлительно обвиняют дочь Эндрю.

В августе 1892 года американку Лиззи Борден задержали по подозрению в убийстве отца и мачехи. Судебный процесс длился десять дней, но, несмотря на многочисленные улики, подтверждающие, что молодая женщина зарубила топором семейную пару, все обвинения были сняты — во многом благодаря репутации предполагаемой преступницы.

Историю Лиззи Борден неоднократно переосмысляли в кино. В 2018 году на кинофестивале «Сандэнс» состоялась премьера драмы Крэга Уильяма Макнейлла, которая не восстанавливает хронологию событий, а сосредоточивается на личности девушки, совершившей убийство.

На содержание и проблематику «Мести Лиззи Борден» повлияла исполнительница главной роли и продюсер фильма Хлои Севиньи. Именно она настояла на феминистском подтексте картины. «Месть Лиззи Борден» — образцовое кино эпохи #MeToo, затрагивающее проблемы сексуализированного насилия, с которыми сталкиваются главная героиня и служанка Бриджит, которую сыграла Кристен Стюарт.


«Дом Gucci», реж. Ридли Скотт, 2021

Действие разворачивается в Милане 1970-х годов. Патриция работает секретаршей в офисе отца, а по выходным развлекается с обеспеченными знакомыми, надеясь однажды стать полноправным членом светского общества. На одной из вечеринок она знакомится со стеснительным студентом юридического факультета Маурицио, который оказывается членом знаменитой семьи Гуччи. С этого момента жизнь девушки круто меняется.

Глянцевая биографическая драма Ридли Скотта посвящена взлету и падению скандально известной Патриции Реджани — женщины, походившей в юности на Элизабет Тейлор и отличавшейся характером ненасытной хищницы. Она с детства грезила о богатой жизни, и в 1970 году судьба свела ее с Маурицио Гуччи, наследником модной империи. Вопреки недовольству влиятельной итальянской семьи, Патриция вышла замуж за мужчину мечты и десять лет прожила с ним в браке. Когда же чувства Маурицио остыли, она организовала его убийство, за что была приговорена к 29 годам тюрьмы. Спустя восемнадцать лет Патриция вышла на свободу.

«Дом Gucci», снятый по бестселлеру Сары Гэй Форден и охватывающий всю историю отношений Реджани с бывшим мужем, многие критики назвали пафосной мыльной оперой. Но сила картины Ридли Скотта заключается не в драматургии, а в воссоздании эстетики бренда Gucci, отраженной в роскошных костюмах героев и не менее изысканных интерьерах. Фильм высоко оценили не только увлеченные модой зрители, но и фанаты Леди Гаги, убедительно сыгравшей властную и мстительную Патрицию.


«Сможете ли вы меня простить?», реж. Мариэль Хеллер, 2018

Действие фильма разворачивается в Нью-Йорке начала 1990-х. Ли Израэль работает в крупном издательстве и пишет биографии известных личностей. Последняя книга терпит коммерческую неудачу, но дама не сдается и берется за историю жизни актрисы Фанни Брайс. Внезапно агент сообщает, что не сможет выплатить Израэль аванс. Тогда писательница продает часть имущества и личное письмо Кэтрин Хепберн, чтобы не остаться на мели. Следом она пытается заработать на очерке Фанни Брайс, но за него предлагают совсем незначительную сумму. Израэль добавляет в текст выдуманный постскриптум, и его покупают за 350 долларов. С этого момента писательница начинает зарабатывать, обманывая людей.

Криминальное драмеди, номинированное на «Оскар» за сценарий, режиссер Мариэль Хеллер сняла по мемуарам Ли Израэль — писательницы и автора биографий Кэтрин Хепберн и Эсте Лаудер. Потеряв основную работу, женщина начала подделывать и продавать письма покойных знаменитостей. Прежде, чем на мошенницу вышли агенты ФБР, она успела пристроить около четырехсот «рукописей» Хемингуэя, за что суд приговорил ее к шести месяцам домашнего ареста.

Остроумный и в то же время печальный фильм о профессиональном кризисе примечателен мощным драматическим бенефисом Мелиссы Маккарти, которая у многих зрителей ассоциировалась лишь с проходными комедиями. Ее многогранная героиня вызывает самые противоречивые чувства — от презрения до глубокого сострадания.


«Кровавая графиня — Батори», реж. Юрай Якубиско, 2008

Графиня Елизавета Батори происходит из влиятельного дворянского рода и, заручившись поддержкой протестантов, стремится попасть в политику. Но ее независимость не устраивает венгерского палатина Дьердя Турзо. Он делает все, чтобы раз и навсегда испортить репутацию Батори и заполучить ее земли. Так рождается легенда о женщине, чья жестокость не знала границ.

Словацкий режиссер Юрай Якубиско, прозванный восточноевропейским Феллини, снял противоречивое кино о Елизавете Батори — венгерской графине, которая вошла в книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств в истории.

Фильм, напоминающий скорее готическую сказку, чем биографическую драму, осуждали за романтизацию образа серийницы. В картине кровавые преступления Батори оправдываются защитой семьи и «помешательством», хотя современники описывают графиню как изощренную садистку, полностью отдававшую отчет своим действиям. Единственная ценность работы Якубиско заключается в скрупулезном подходе к воплощению атмосферы начала XVII века — детальная продуманность костюмов и мрачной обстановки Чахтицкого замка действительно впечатляет.