Гуляем по Москве: Тверской бульвар | Город | Time Out
Город

Гуляем по Москве: Тверской бульвар

Ксения Попова 22 декабря 2021
9 мин
Гуляем по Москве: Тверской бульвар
Фото: Depositphotos

Тверской бульвар — одно из любимых мест москвичей. Когда-то здесь встречались знатные дамы и господа, прогуливались «шалуны, напевающие водевили», а в гостиных особняков проходили вечера. Time Out рассказывает, как на месте стены Белого города появился бульвар, где открывали памятник А.С. Пушкину и что такое «дом с глобусом».


Тверской бульвар: березовые аллеи и записки Батюшкова

Тверской бульвар по сравнению с одноименной улицей молод: он был открыт в 1796 году и стал одним из участков современного Бульварного кольца. Прообраз кольца, точнее подковы — кольцо не замыкается в Замоскворечье, — возник еще при Василии I в XIV веке. Князь московский и владимирский повелел огородить земли на левом берегу реки Москвы от набегов литовцев, возвести земляные валы и вырыть ров по линии нынешнего Бульвар­ного кольца. Со временем валы стали чередоваться с воротами в город: Чертольскими (Кропоткинскими), Арбатскими, Никитскими, Тверскими и другими.

Позже на месте Тверского бульвара появилась стена Бе­лого города. Перед ней был плацдарм, который доходил до Большой Бронной улицы. К концу XVII века земли между бульваром и улицей заняли дворы людей самых разных чинов, а у Тверских ворот селились кузнецы и появлялись торговые лавки. В 1665 году недалеко построили каменную церковь Ивана Богослова.

В пожар 1773 года дворы и лавки от Тверских ворот до церкви сгорели. К тому времени был почти одобрен «Прожектированный план Москвы». При восстановлении пострадавшая часть города была перестроена в соответствии с ним: отодвинули дворы от стены, устроили новый проезд, снесли стену Белого города.

Вскоре на ее месте появился бульвар, засаженный березками, а позже и липами. Уже к концу века прогулочная зона с аллеями стала модным местом среди аристократов: там назначали свидания и заводили знакомства.

В 1811 году вышла в печать «Прогулка по Москве» поэта Николая Батюшкова. Вот как он писал о Тверском бульваре и том, кого можно было там встретить:

«Прожектированный план Москвы» 1775 года

«… мы выходим на Тверской булевар, который составляет часть обширного вала. Вот жалкое гульбище для обширного и многолюдного города, какова Москва; но стечение народа, прекрасные утра апрельские и тихие вечера майские привлекают сюда толпы праздных жителей. Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица, и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальних концов Москвы на Тверской булевар <…> Здесь красавица ведет за собою толпу обожателей, там старая генеральша болтает с своей соседкою, а возле их откупщик, тяжелый и задумчивый <…> Университетский профессор в епанче, которая бы могла сделать честь покойному Кратесу, пробирается домой или на пыльную кафедру. Шалун напевает водевили и травит прохожих своим пуделем…».

Батюшков отмечал особую свободу «ходить взад и вперед с кем случится» и писал, что прогулка по бульварам — дело приятное и выгодное для людей ленивых, праздных и более для тех, кто «любит замечать физиономии». Себя поэт относил как раз к последним. На Тверской бульвар приезжали за отдыхом от забот и за свежим — что сейчас немыслимо — воздухом.


Тверской бульвар после 1812 года: преображение, салоны и танцевальные вечера

В 1812 году французы заняли Москву. Особняки на бульваре, как и на многих московских улицах, были разграблены и разрушены, а сам он лишился густо-зеленых аллей. Французы вырубили деревья на топливо, а на оставшихся вешали подозреваемых в поджогах. Только с уходом оккупантов аллеи вновь засадили липами, вязами, кленами, дубами и елями, выставили по обеим сторонам куртины, или клумбы, с цветами, выстроили два фонтана — и на бульваре возобновились гулянья. В 1826 году на страницах «Дамского журнала», издания писателя и журналиста Петра Шаликова, встречались заметки:

«Прекрасный, благоухающий резедою и освежаемый фон­танами Тверской бульвар! Он привлекает многочисленную публику, которую во все лето увеселяла музыка <…>. Обширная галерея (“Арабская” кондитерская по­ среди бульвара) наполнялась дамами, приезжавшими туда с работою. Искательные мужчины занимали их живым шут­ливым разговором, смех почти не прерывался, бульвар был местом приятнейшего соединения каждый вечер!».

Тверской бульвар в Москве (вид в сторону Страстной площади), 1825-1827 годы. Фото: wikimedia

И все же в 1820-х на бульваре утвердились новые нравы. По свидетельствам того же «Дамского журнала», дамы более не входили в галерею, только прохаживались по аллеям и отдыхали на скамейках, а мужчины отныне встре­чались со знакомыми дамами и проходили их безмолвно, «при легком, едва заметном поклоне».

В те годы аристократы собирались не только на бульваре, но и в особняках, которые вовсю строились по обе стороны. В доме Кологривовых танцмейстер Иогель устраивал танцевальные вечера для аристократов. В другом особняке на Тверском бульваре жил некий сенатор А.А. Яковлев. Считается, что его сын стал прообразом чудака князя Федора из комедии Грибоедова «Горе от ума». О нем вспоминала княгиня Тугоуховская: «От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник!».

В начале 1840-х дом Яковлева перешел к Дмитрию Свербееву. Танцевальные вечера сменились на литературные салоны: в доме Свербеева бывали Николай Гоголь, Сергей Аксаков, Тимофей Грановский, Петр Чаадаев и Николай Языков.

Вид на Тверской бульвар со Страстного монастыря, около 1901 года. Фото: wikimedia

К 1850-м бульвары полностью обустроили. Критик Виссарион Белинский называл их лучшим городским украшением, которому Петербург, на тот момент столица, имел «полное право завидовать». В 1880 году на Тверском бульваре открыли памятник А.С. Пушкину, автором которого был А. Опекушин. В честь торжественного события в Москве собрались большие литераторы — Иван Тургенев, Иван Аксаков, Федор Достоевский. Речь последнего стала отдельным событием в культурной жизни России.

В конце века по бульварам прошла конная железная дорога. На Тверском бульваре появились доходные дома, некоторые были выстроены с стиле модерн. Одним из самых примечательных стал дом Смирнова.

Купец приобрел особняк на бульваре у гражданина Николая Малютина за 299 тысяч рублей. Приглашенный архитектор Федор Шехтель переделал дом в стиле ампир в особняк в стиле модерн. Внутри здания скрываются Готический кабинет Смирнова, Малая гостиница в розовых тонах и Романская гостиная. В 1910-х конную железную дорогу заменили на трамвай. На Тверском бульваре появился Камерный театр, ныне Драматический театр имени А.С. Пушкина.


Тверской бульвар: советское время

Фото: wikimedia

В советское время Тверской бульвар не переименовывался. Часто там проводили книжные ярмарки. Дома на пересечении бульвара с улицей Герцена, ныне Большой Никитской, заняло Телеграфное агентство Советского Союза, или ТАСС. В 1946 году на бульваре высадили новые деревья, выставили клумбы и установили новые фонари, в проездах надстраивали дома. К концу 1970-х на Тверской, 22 появилось здание театра МХАТ им. М. Горького.


Фото: wikimedia

Ресторан «Кафе Пушкинъ»

Адрес: Тверской бульвар, 26а

История одного из самых известных ресторанов русской кухни в Москве началась с песни. Около 50 лет назад в столице побывал французский певец Жильбер Беко. Когда он вернулся в Париж, то написал песню «Натали», в которой есть такие слова:

«Мы гуляем с тобой по Москве, заходим на Красную площадь, и ты говоришь заученные слова о Ленине, о революции, а я думаю: “Как хорошо было бы оказаться с тобой в «Кафе Пушкинъ», где за окном идет снег…”».

Песня стала популярной, и иностранцы, бывавшие в Москве, искали ресторан «Пушкин», но не находили. Андре Деллос устранил несправедливость и открыл ресторан, который возродил русскую дворянскую кухню. В 1999 году особняк в стиле барокко заняло «Кафе Пушкинъ», а французский шансонье Беко исполнил на открытии «Натали».

Особняк на Тверском бульваре появился еще в XVIII веке и принадлежал петербургскому вельможе, позже немцу-аристократу. Когда немец разорился, дом перешел к новому владельцу. Здание перестроили: на первом этаже расположили аптеку, на втором — библиотеку. Основатели ресторана уже в наше время также назвали залы «Аптека» и «Библиотека».


Фото: wikimedia

В 1897 году состоялась встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» на Никольской улице. Итогом встречи стало появление в Каретном ряду Московского Художественно театра. Тогда он назывался Художественно-общедоступный театр и через пару лет переехал в Камергерский переулок.

Советская власть отнеслась к театру благосклонно, в 1919 году он стал «академическим», а с 1932-го — «МХАТом СССР имени Максима Горького».

Здание на Тверском бульваре, 22 появилось в начале 1970-х. Оно сильно отличается по стилистике от соседних малоэтажных домов: фасад выложен темно-коричневым туфом и разделен горизонтальными линиями, динамику в архитектуре создают металлические кронштейны и белая полоса балконов. Интерьеры здания вторят экстерьеру: в них использованы дерево, камень и бронза.

В 1987 году в МХАТе произошел раскол, после которого актеры под руководством Олега Ефремова стали играть театре в Камергерском переулке, а труппа под руководством Татьяны Дорониной осталась на Тверском бульваре.


Фото: wikimedia

Здание ТАСС

Адрес: Тверской бульвар, 10-12

Здание ТАСС называют по-разному. Иронично — «бетонный куб», «телевизор», «говорящий дом», с любовью — «дом с глобусом», «новое» здание. Оно, и правда, новое: на Тверской бульвар ТАСС переехал в 1937 году, а в «говорящий дом» — только к концу 1970-х.

Поначалу информационное агентство в Москве занимало номера в отеле «Метрополь». С 1919 года оно стало называться РОСТА (Российское телеграфное агентство) и заняло дом в Милютинском переулке. Там зародилась идея «Окон РОСТА». В 1923 году РОСТА переехало в Армянский переулок.

Еще до войны в 1935 году, по новому плану реконструкции Москвы, на Пушкинской площади запланировали «уголок советской прессы» для редакции и типографии «Известий», редакции «Правды» и небоскреба телеграфного агентства СССР. По замыслу советских архитекторов на углу Тверского бульвара и улицы Герцена должен был появиться небоскреб в 20 этажей. Однако проект остался проектом, и ТАСС переехал в дом 10.

В 1963 году руководство агентства попросило Правительство СССР построить новое здание. Вновь предлагались самые разные проекты: и небоскреб в 25 этажей, и высотка в 12 этажей. В результате выстроили девятиэтажное здание с окнами-экранами, символизирующими «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС».