Потерянные люди, ищущие любовь. 8 лучших фильмов Франсуа Озона | Кино | Time Out

Потерянные люди, ищущие любовь. 8 лучших фильмов Франсуа Озона

  15 ноября 2021
5 мин
Потерянные люди, ищущие любовь. 8 лучших фильмов Франсуа Озона
Кадр из фильма «Лето'85»

Француз Франсуа Озон известен на весь мир своими историями о квир-персонажах и их чувственных метаниях. В день рождения режиссера Time Out советует его лучшие картины.


«Бассейн» (2002)

Писательница Сара уезжает работать над новым романом на дачу своего издателя и оказывается запертой с его развратной дочерью Жюли.

Свой первый фильм на английском языке француз Озон назвал так же, как и классический триллер 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Озон сделал свой ремейк более дерзким: он так беззастенчиво демонстрирует прелести юной Жюли, что даже степенная Сара теряет самообладание. Режиссер сталкивает в кадре два микрокосма — суетливый и педантичный, распущенный и морализаторский. Франсуа исследует загадочную природу творческого вдохновения и не менее загадочный феномен пробуждения женской сексуальности. Ближе к финалу становится неясно, что сейчас показывают на экране — реальность или чью-то фантазию. Концовка у фильма открыта и допускает целый ряд трактовок. Размышлять над каждой из них — интереснейшее занятие.


«Капли дождя на раскаленных скалах» (1999)

Кудрявый бонвиван сожительствует с респектабельным бизнесменом, а позже к ним присоединяются две девушки.

«Капли дождя» — это экранизация пьесы в четырех актах Райнера Вернера Фассбиндера, персонажи которой болтают обо всем на свете, танцуют и спят друг с другом. На этом материале 32-летний Озон и поставил камерную разговорную трагикомедию, высмеяв бытовые условности брака. Когда 20-летний парень становится в доме 50-летнего мужчины домохозяином, у них возникают анекдотичные отношения, как между сварливой женой и злым мужем. Брак, по мнению Озона, — это дань буржуазному образу жизни. В минималистичном, ограниченном стенами одной квартиры и выдержанном в духе 1970-х годов действе вдумчивый психоанализ сочетается с театральной постановкой и смелой провокационностью.


«Лето’85» (2020)

Лето приносит французскому школьнику 80-х беспредельное счастье и нескончаемую горечь одновременно.

Обещание еще никогда не было таким мучительным, ведь его все же пришлось исполнять. Экранизация романа Dance on My Grave («Станцуй на моей могиле») британца Эйдана Чемберса рассказывает про двух парней в Нормандии 1985 года, в которой невооруженным взглядом прослеживаются две истории последних лет — «Назови меня своим именем» итальянца Луки Гуаданьино и «Матиас и Максим» канадца Ксавье Долана. Однако все это — лишь издержки тематики и нюансов истории, основанной на этой тонкой грани между дружбой и любовью. Озон говорит о подростковом чувстве со взрослой чувственностью.


«Молода и прекрасна» (2013)

17-летняя Изабель втайне от родителей продает свое тело, причем не столько для денег, сколько ради удовольствия.

До того, как сыграть в новом фильме Озона «Двуличный любовник», актриса Марина Вакт уже была вовлечена режиссером в сюжет, построенный на ее сексуальности. В ее юных прозрачных глазах сохраняются чистота и почти детская невинность, сколько бы клиентов ни разделило с ней постель. При этом несовершеннолетняя Изабель, безусловно, жертва обстоятельств, заставивших ее продавать свое тело, пусть понятие «независимая жизнь» для нее самой тоже связано с хаотичными половыми связями. Озон показывает эту почти наркотическую зависимость подчеркнуто отстраненно и флегматично: он и не одобряет поведение героини, и не осуждает ее.


«В доме» (2012)

Ученик восьмого класса Клод пишет серию сочинений о жизни одноклассника Рафы, в этом ему помогает учитель литературы.

Фильм, в котором Озон в очередной раз мастерски размывает грань между реальным и вымышленным. Кто знает, что в своих очерках Клод позаимствовал из жизни семьи Рафы, а что, не моргнув глазом, придумал? На первый план выводится тема манипуляции, когда одаренный беспринципный подросток начинает диктовать окружающим правила игры. Таким образом Озон решает высказаться о крахе так называемой «нормальной семьи», за которой подглядывает Клод, хотя режиссер и не настолько серьезен, чтобы его фильм можно было бы счесть за какой-то социальный манифест: он просто так шутит.


«Криминальные любовники» (1999)

Оставив за плечами убийство и ограбление, парень с девушкой сбегают в леса, где их ловит и запирает в подвале зловещий дикарь.

Эта сравнительно ранняя работа Озона — одна из самых шокирующих и мрачных в его фильмографии. Грубая, шероховатая, нарочито натуралистичная постановка, лишенная привычной для более зрелого Озона пестрой глянцевости, идеально подходит для переосмысления сказки о Гензеле и Гретель, которые здесь превращены в Бонни и Клайда. Герои, несмотря на совершенные ими злодеяния, остаются скорее глупыми подростками, чем матерыми преступниками. Например, девушка Алиса в один момент хладнокровно смывает с себя человеческую кровь, а в другой — рыдает над трупиком задавленного кролика.


«8 женщин» (2001)

Несколько женщин собираются отметить Рождество в загородном особняке и внезапно узнают о смерти хозяина дома.

Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар и прочие замечательные актрисы очаровательно дурачатся и по мере сил пытаются разобраться в загадочном убийстве. А формат кокетливой музыкальной трагикомедии положений придает детективной интриге водевильный характер. Если бы Хичкок снял триллер не просто стильный, а гламурный, он выглядел бы именно так. Правда, за обеспечением визуальной безупречности Озон не забывает увлеченно копаться в затаенных женских страстях, надеждах и страхах. После этого фильма режиссера обвиняли в женоненавистничестве, хотя кто, как не он, открытый гомосексуалист, может без задней мысли воспевать красоту женщин и дружески подтрунивать над их маленькими человеческими слабостями.


«Франц» (2016)

Немецкая девушка, потерявшая на войне возлюбленного, однажды встречает возле его могилы незнакомого француза.

Эта лента, выполненная в эстетской черно-белой ретро-стилистике, считается наиболее консервативной в творчестве Озона. Самого режиссера ехидные замечания по поводу того, что он якобы постарел и остепенился, изрядно раздосадовали. Но старомодностью этого фильма Озон лишь подтвердил, что может снимать каждую картину иначе, чем предыдущую. И в данном случае он не хитрит, не мистифицирует, а делает универсальную общечеловеческую драму, позволяет зрителям ощутить в этой истории все, от глубокой эмпатии персонажам до светлой грусти, навеянной воспоминанием об утраченной любви.