Паразиты и рыбы-мутанты. 7 лучших фильмов Пона Джун-хо | Кино | Time Out

Паразиты и рыбы-мутанты. 7 лучших фильмов Пона Джун-хо

Андрей Писков   14 сентября 2021
7 мин
Паразиты и рыбы-мутанты. 7 лучших фильмов Пона Джун-хо
Фото: Depositphotos

14 сентября День рождения отмечает Пон Джун-хо — удивительный режиссер, в репертуаре которого найдется фильм практически на любой вкус: и оскароносная социальная драма, и фильм про большого годзилоподобного монстра, и постапокалиптический триллер. По этому поводу Time Out вспоминает фильмографию корейского постановщика.


«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

Снятая лишь спустя пять лет по завершении Корейской киноакадемии (в промежутке Пон набивал руку, работая сценаристом и ассистентом режиссера на фильмах друзей, а заодно искал продюсера), эта дебютная лента Пон Джун-хо прошла достаточно незаметно для местного проката и мировой фестивальной тусовки. Хотя уже здесь молодой режиссер седлает двух своих любимых коньков, за которые потом его будут часто хвалить — социальную критику и смешение жанров.

В центре абсурдного сюжета юный университетский лектор, которому надо найти деньги на взятку, чтобы стать профессором, молодая работница ЖЭКа, мечтающая о славе борца с преступностью, и вечно лающая собака, не дающая покоя жильцам. Пон катком проходится по язвам демократического корейского общества, находившегося в конце 90-х на подъеме, успевая и попугать, и пошутить. При этом сказать, что все линии здесь безупречно связываются воедино, а отдающий Хичкоком триллер легко перетекает в сатиру и наоборот, значит безусловно перехвалить это кино. Впрочем, смотреть его стоит хотя бы затем, чтобы понять, откуда растут ноги изысканной драматургии и некоторых сюжетных деталей «Паразитов».


«Воспоминание об убийстве» (2003)

Основанное на реальных событиях «Воспоминание об убийстве» — всего лишь вторая картина в фильмографии режиссера, однако нет никаких сомнений, что это его лучшая работа. Дело даже не в том, что уже здесь Пон продемонстрировал филигранность в работе с тональностью истории и умение перетасовать на монтаже сцены так, что перехватывает дыхание (в «Воспоминании…» смешные моменты бесшовно сменяются жестокими зверствами, а шумные застолья – вскрытием на столе патологоанатома). Гораздо важнее другое — рассказывая о первых в истории Кореи серийных убийствах и стилистически заимствуя из лучших голливудских триллеров, режиссер умудрился создать не просто хорошее жанровое кино, а собрать монументальную фреску, срез эпохи, в котором общечеловеческого не меньше, чем сугубо национального.

В этом смысле «Воспоминание об убийстве» — не столько плач по утраченной невинности нации, сколько циничное осознание жестокой природы человека в целом. Как бы подчеркивая это, Пон задолго до финчеровского «Зодиака» вводит в сюжет течение времени и позволяет себе отказаться от концовки: проходят годы, сменяются подозреваемые, уходят начальники, герои стареют, а зло так и остается безнаказанным, словно поселилось в этой стране навсегда. Кажется, так близко к зрительскому горлу режиссер больше никогда не подступал.


«Вторжение динозавра» (2006)

Из всех ведущих представителей так называемой корейской волны — Пак Чхан-ука, Ли Чхан-дона, Ким Джи-уна и Хон Сан-су – Пон Джун-хо остается единственным, кому покорились не только награды международных кинофестивалей, но и внушительные кассовые сборы. В 2006 году выпущенный им хоррор-боевик «Носитель» (названный у нас дурацким «Вторжением динозавра») собрал на родине немыслимые 60 миллионов долларов и привлек в кинотеатры почти 11 миллионов корейцев — рекорд, который не могли побить на протяжении следующих шести лет.

Кино о терроризирующей Сеул рыбе-мутанте, которую породили вылитые американскими военными в реку химикаты, действительно выглядит во всех смыслах эффектно, чтобы обратить на себя зрительское внимание. Фактически Пон снял для корейцев свою «Годзиллу» — национальный блокбастер, в котором семья обычных попрошаек по воле случая вынуждена противостоять не только внезапно объявившемуся монстру, но и человеческой глупости, халатности и равнодушию государственной машины. Вдобавок, как и его японский собрат, фильм прекрасно работает еще и как антимилитаристское высказывание: понятно, что вирус, о котором в какой-то момент начинают говорить в картине, имеет звездно-полосатую окраску.

К несчастью, все эти дополнительные (и безусловно важные) смыслы, навешанные режиссером на фантастический сюжет, мешают «Носителю» работать как чисто развлекательное кино, к финалу превращая все действо в политически заряженный фарс. Метафоры метафорами, но в американском «Монстро» аналогичный концепт был реализован проще и лучше.


«Мать» (2009)

Любой фильм Пон Джун-хо так или иначе вызывает восхищение: актерской игрой, непредсказуемостью сюжета, детальной проработанностью экранного мира или изящной драматургией. Вот и в ленте «Мать» сложно не отметить выдающуюся роль знаменитой телевизионной актрисы Ким Хе-джи, которую на родине знают по изображениям архетипичных матрон в сериалах. У Пона, что иронично, этот образ нарочито доведен до абсолюта — главная героиня в его фильме не только занимается знахарством и спит в одной постели со своим повзрослевшим сыном, но и затевает собственное расследование, почти буквально проходя через огонь, воду и медные трубы, когда того однажды арестовывают по подозрению в убийстве.

К сожалению, если убрать за скобки игры с амплуа и интеллектуальное подтрунивание над максимами о материнской любви, выяснится, что «Мать» не работает ни как полноценный детектив, ни как фарс о нравах провинциальных корейцев, удерживая зрительское внимание лишь за счет харизмы ведущей актрисы. А жаль, ведь у Пона был отличный ориентир перед глазами — выпущенное за пару лет до этого «Тайное сияние» Ли Чхан-дона.


«Сквозь снег» (2013)

После кассовых успехов на родине и ловкого обращения с жанровыми клише, Пон Джун-хо неизбежно должны были привлечь к работе над самым популярным типом кино в XXI веке — экранизацией комиксов. Однако режиссер поступил умнее, и, не дожидаясь приглашений, сам сделал шаг навстречу масскульту. «Сквозь снег», снятый по одноименному графическому роману, в результате оказался материалом, идеально отвечающим требованиям режиссера: это одновременно и экшен, и драма, и, разумеется, социальное высказывание. Главные герои здесь, даром что сыгранные лучшими голливудскими звездами (Крис Эванс, Тильда Суинтон, Октавия Спенсер, Эд Харрис и другие), вновь униженные и оскорбленные, а борьба за права и общественные блага разворачивается в безостановочно несущемся сквозь постапокалиптический пейзаж поезде — метафора одновременно наглядная и красивая.

Пожалуй, единственное, что портит это ладно скроенное и невероятно увлекательное кино — несколько назидательный тон, который «Сквозь снег» приобретает ближе к финалу. Впрочем, за эффектными разборками с применением топоров, делающими честь самому «Олдбою», этого можно даже не заметить.


«Окча» (2017)

Далеко не всем режиссерам удается сохранить свой фирменный стиль с переходом на новый язык и бюджеты. К счастью, деньги Netflix нашего героя не испортили. Скорее наоборот — получив карт-бланш от главного стриминг-сервиса планеты, Пон снял не только свой самый амбициозный, но и наиболее сбалансированный в плане высказывания фильм.

«Окча» впечатляет множеством нюансов: это и сумасшедшие перевоплощения Тильды Суинтон и Джейка Джилленхола, и мощный экологический посыл, и визуальное совершенство главного создания — гигантской свиньи Окчи — которая смотрится в кадре как живая. Немаловажно, что от режиссера по ходу действия достается не только капиталистам, для которых нет ничего святого, но и противостоящим им всевозможных активистам и зоозащитникам — в мире «Окчи», как и в реальной жизни, от любви до ненависти один шаг.

Впрочем, основное оружие фильма — не мораль, а главная героиня Ми-джа, сыгранная 12-летней Ан Со-хен. Помещая эту бесстрашную девочку в центр многофигурного сюжета о борьбе человеческого с бесчеловечной корпорацией, Пон безошибочно констатирует: победить в насквозь прогнившем мире может только чистое сердце.


«Паразиты» (2019)

«Если ты составишь план, жизнь его всегда нарушит», — сообщает в «Паразитах» детям отец семейства, словно пытаясь оправдать, почему они полжизни прозябают в полуподвальной нищете, когда другие наслаждаются роскошью особняков. Вот и Пон Джун-хо, очевидно, не планировал побеждать на самом престижном кинофестивале планеты со своей новой картиной о конфликте богатых и бедных, однако жюри сделало выбор именно в его пользу — и в этом есть определенный резон: вопрос социального расслоения в мире с каждым годом становится все острее. А то что кинематографисты размышляют об этом чаще других, говорит хотя бы список победителей Канн за последние пять лет.

Вот и «Паразиты» в этом смысле напрямую продолжают генеральную линию «Пылающего» — другого корейского хита про разгневанного бедняка, которого спесь богатых довела до ручки. Впрочем, если в плане содержания лента Пон Джун-хо вряд ли сообщит зрителям что-то новое, то в плане формы «Паразиты» дадут фору любому кино на остросоциальную тематику. Режиссер здесь вновь всю дорогу меняет жанры как перчатки, выстраивает психологически безупречные мизансцены и не отпускает зрительское внимание ни на секунду, добиваясь поистине гипнотического эффекта. Словом, подтверждает очевидное: так увлекательно о большой проблеме сегодня снимают только в корейском кино.