Ребенок в изоляции: важность движения

Мир массово переходит в режим карантина и переключается в онлайн-пространство. Многие родители оказываются в ситуации постоянного контакта со своими детьми на замкнутой территории, где нет возможности уделять много времени прогулкам, отправить детей социализироваться в гости или заниматься в спортивные секции. Time Out расскажет, как пережить этот период и не оставить квартиру в руинах.

Вопросы «чем занять детей» и «как учиться в условиях изоляции» уже не стоят так остро. Онлайн-площадки пришли на помощь: многие ресурсы, такие как Arzamas, Фоксфорд, The Education.com, Реши-Пиши и многие другие, открыли бесплатный доступ к своим развивающим программам.

Однако перед многими встал вопрос физических упражнений: дети полны нерастраченной энергии, а возможности круглыми сутками находиться в парках или на площадках нет.

Почему сейчас это особенно важно

О необходимости движения для процесса обучения и качественного уровня жизни не спорит уже никто. Малыши изучают свое тело и окружающий мир, постоянно переворачиваясь, поднимаясь, сажаясь, переползая к источнику интереса и активно исследуя его руками и ртом.

Дети постарше, имея хорошо развитые мышцы спины и кора, способны долго сидеть и удерживать внимание, поскольку им не нужно тратить свои силы на поддержание вертикального положения тела. Если ребенок прекрасно знает, где находятся его лево и право, где у него верх и низ, он сможет переносить этот опыт и на вписание цифр в клетку, и на сбор сложных геометрических фигур и конструкций из блоков. Подвижные дети со временем понимают, когда нужно останавливать бег, чтобы не врезаться в соседа, как обходить углы, чтобы не царапаться и не чувствовать себя неуклюжими.

Ловкость движения рождает ловкость рук, необходимую для более сложных академических навыков, например, письма.

Подросткам приходится нелегко: их тело стремительно меняется, но с ним гораздо легче познакомиться в динамике, нежели в статике. В неподвижном состоянии тело так и остается неприятной обузой, которая вызывает смущение и недоверие. Радость движения и исследование своих возможностей могут стать отличной ступенькой для роста — и возможностью сблизиться.

Если по какой-то причине движение невозможно, это сужает доступную картину мира. Мы знаем, что физические упражнения насыщают кровь кислородом, помогают исследовать себя и окружающий мир. Однако физическая стабильность, подкрепленная хорошим контактом со своим телом, также является необходимой базой для стабильности эмоциональной — которая так нам всем сейчас необходима.

Для самых маленьких

Переводите детей на пол! Если вы не успели поднять все стратегически важные предметы на метр от уровня пола еще до рождения ребенка, самое время это сделать. Выделите хотя бы одну комнату, где у малыша не будет возможности схватиться за кабель или стянуть содержимое стола за висящую скатерть. Пребывайте: если вы работаете на дому, вам будет гораздо проще одним глазом следить за малышом, находясь с ним на одном уровне. Обложитесь подушками, помягче устройте седалищные косточки, расположите в зоне видимости игрушки и пособия (хорошим подспорьем будут монтессори-материалы для самых маленьких). У ребенка будет возможность ползать в безопасной среде, пробовать и ощупывать все, что вы ему успеете положить, и при этом находиться с вами в контакте.

В манеже, даже наполненном игрушками, малыш не чувствует близости значимых взрослых. Дайте ему возможность быть с вами даже в таком пассивном формате. На устройство подобной среды у вас уйдет максимум один вечер, но в будущем это сэкономит много нервов. Не стоит захламлять пространство — вам же потом его и убирать. Маленькому ребенку бывает достаточно поползать, зависнуть в углу с мячом и иногда быть в тесном контакте с родителем.

Есть родители, которые ухитряются работать даже с младенцами в слинге, и это, возможно, тоже очень хороший вариант, поскольку ребенок будет чувствовать ваше тело и испытывать множество ощущений в процессе переноски. Это помогает наладить связь и снизить чувство тревоги (конечно, если ваш на такое согласен).

Буйство энергии

С тоддлерами не все так просто. Помимо того, что они переходят в период активного освоения пространства — от неуклюжих попыток переползти от стенки к стенке до слоновьих миграций от прихожей к балкону, — так они еще начинают экспериментировать с собой и пространством. Для вас это автоматически значит, что все большее количество предметов будет швыряться, топиться, рваться и раскрашиваться. Чем менее насыщенная у тоддлера среда, тем скучнее ему будет. Чем больше у ребенка возможностей, тем шире зона разрушения.

Если у кого-то из родителей есть возможность вплотную заниматься физическим развитием активного человечка, дома есть гораздо больше вариантов, чем вам кажется.

Настоящим спасением будет шведская стенка: чем больше она будет предоставлять возможностей, тем лучше. Лестницы, кольца, перекладины и тоннели сегодня представлены в совершенно разных комплектациях, многие очень компактны и легко монтируются и убираются. Если вы еще не обзавелись таким предметом интерьера, в карантине самое время об этом задуматься. Кроме того, рано или поздно вы все равно окажетесь на площадке со всеми этими устройствами — пусть ребенок будет подготовлен.

Рассказывайте с малышом интерактивные истории: проигрывайте сказки в лицах и движении, предлагайте детям самим разыгрывать истории и небольшие спектакли. Тоддлеры обожают повторять одни и те же действия! Да, спустя двадцать «кто-кто в теремочке живет» сопровождаемых стуком в дверь, бывает трудно сохранить рассудок, но мы в вас верим.

В рамках проекта «Неженское дело» мы рассказывали о детском домашнем театре теней.

Насытить ребенка движением можно и не совсем очевидными методами. Помимо того, что вы можете ввести в свой распорядок дня обязательную гимнастику, у вас есть возможность использовать пространство квартиры. Например, многие дети обожают заворачиваться в пледы и коврики (вспомните «Кавказскую пленницу»), а затем разворачиваться. К слову, это тренирует ощущение центра тела и мышцы, помогающие держать нас вертикально — пригодится в школе. Другим детям придется по вкусу бесконечно закапываться в подушки и одеяла, только подберите такой инструментарий, чтобы ребенок не запутался.

Многим детям нравится ощущение сжатия и прижимания, что часто используют в своей работе нейропсихологи и дефектологи. Просто повозиться с ребенком будет полезно для всех участников процесса, а если у вас есть укромные уголок, куда можно спрятаться (например, между подушками дивана или диваном и стенкой), то он может стать отличным местом для игр. Также можно аккуратно поместиться между двумя матами или матрасиками, только следите за тем, нравится ли ребенку процесс. Кстати, это все подходит и для детей старшего дошкольного возраста.

Еще одним чудесным предметом может стать большой чулок или мешок, в который можно влезать и прятать вещи. Ребенок насытится и сложными движениями, и ощущением себя в пространстве, и границами своего тела.

Предлагайте нестандартные игры. Например, можно наперегонки переносить предметы от точки к точке, удерживая их пальцами ног, можно сделать или приобрести простой балансир, который не займет много места, а еще можно предложить ребенку перемещаться по квартире на четвереньках в течение определенного времени.

В конце концов, всегда можно приобщить детей к своим занятиям спортом. Только не забывайте делать скидку на их возраст и возможности.

Время нового

Многие западные школы, борясь за здоровье и осанку детей, предложили альтернативные методы расположения парт и стульев. Например, в норвежском городе Ставангер провели следующий эксперимент: детям предложили с обычных стульев пересесть на фитболы.

Плюс такого сидения заключается в том, балансируя на мячах, дети автоматически укрепляют мышцы спины и ног и расслабляют таз. Кстати, про этот эксперимент даже был снят фильм.

Сидение дома может стать отличным поводом попробовать пересадить ребенка с классического стула на фитбол (только не забудьте при этом отрегулировать высоту мяча и стола — все требования к правильному расположению рук и ног остаются прежними).

Если вам трудно настолько кардинально сменить обстановку, можете попробовать для начала положить на сиденье сдутый пляжный мячик — так у ребенка все равно останется возможность балансировать на седалищных костях, разгружая позвоночник. Между прочим, такой мячик рекомендован для детей, которым трудно удерживать внимание и которые считаются слишком активными. Про это даже есть исследование.

Для улучшения академических навыков и профилактики проблем с позвоночником стоит выполнять упражнения, предполагающие оптимальное количество растяжки и включающие в движение все тело.

Помните про шведскую стенку? Она остается актуальной, меняются только потребности растущего организма. С течением времени можно добавить канат, поднять перекладины повыше, увеличить расстояние между ступенями на лестницах. В век информационных технологий будет просто найти или создать группу по интересам, где ребята смогут делиться своими достижениями, спортивными и танцевальными, через интернет.

Личный пример

Не забывайте о себе! Социальная изоляция вместе с ограничением физической активности может плохо сказаться на самочувствии и эмоциональном состоянии. Старайтесь больше двигаться: лучше делать небольшие упражнения или движения каждые 50-60 минут, чем не двигаться целый день, а затем устроить себе час силовой тренировки. Ищите баланс: если хочется нагрузки, сейчас достаточно легко найти программу нужной вам интенсивности, например, в 20-30 минут. А старших детей, которые уже не так часто склонны к активности и которых вы все чаще можете обнаружить в скрюченном над телефоном или книгой положении, может вдохновить ваш пример.

Вряд ли вы убедите подростка, что ему необходимы тренировки, если сами склонны полежать с книжкой. В этом случае, лучше либо вовсе не пытаться и отстать от него, либо начать работать над собой.

Кто знает, может, нынешняя ситуация привнесет в вашу семью новые ритуалы, а утренняя зарядка или вечерняя йога станут хорошим поводом сблизиться и стабилизировать как внутреннее состояние, так и внешние связи.

Спецпроект

Загружается, подождите ...