Эволюция Джокера на киноэкране

Эволюция Джокера на киноэкране

Виктория Савина   10 октября 2019
5 мин
Эволюция Джокера на киноэкране

3 октября вышла в прокат драма Тодда Филлипса о самом противоречивом и гротескном персонаже во вселенной DC. На этот раз маску Джокера примерил на себя Хоакин Феникс, и многие уже заявляют, что это новый лучший Джокер в истории. Мы не будем поддаваться эмоциям и сосредоточимся на другом. Time Out вспоминает, как развивался персонаж, какие актеры брались за эту роль и чем каждый из них выделился.

Сизар Ромеро 

На протяжении карьеры Сизар Ромеро играл в основном в вестернах, комедиях и нуарах. Однако популярность ему принесло участие в совершенно ином проекте.  

Актер был первым, кто примерил на себя маску маньяка-террориста из вселенной DC, после чего неизменно стал ассоциироваться у публики с безумным клоуном и проглядывающими сквозь грим усами. В роли Джокера Ромеро появился в первых знаменитых экранизациях — «Бэтмене» 1966 года и в одноименном сериале 1967-1969 годов.  

Образ героя Ромеро абсолютно отличается от более современных Джокеров. Основные черты характера, конечно, были при нем: он был игривый, безумный и с чувством юмора, но своими действиями вызывал больше недоумение, нежели страх. А психопатом-убийцей там и вовсе не пахло. 

Многие считают Ромеро худшим Джокером в истории, и его образ действительно самый слабый. Но это во многом продиктовано цензурой, трендами 60-х и форматом самих проектов. В любом случае Сизар Ромеро стал первопроходцем, и хотя бы за это стоит отдать ему должное.  

Джек Николсон 

Следующим эстафету принял стал один из самых титулованных голливудских актеров – Джек Николсон. Его появление на экране в роли Джокера состоялось в 1989 году в «Бэтмене» сказочника Тима Бертона.  

Джокер Николсона, окутанный эстетикой Бертона, был куда более внушителен: он уже имел четкую идеологию и цели. Совершенные преступления Джокер считал произведениями искусства художника-авангардиста.  

Кроме того, фильм рассказывает о становлении Джокера и его связи с семьей Уэйнов. По сценарию герой Николсона – бывший гангстер, который потерял рассудок после того, как упал в бак с химикатами. Этот сюжет расходится с событиями из «Убийственной шутки» и куда менее трагичен для самого Джокера. 

После «Полета над гнездом кукушки» Николсону не составило труда сыграть психопата-убийцу, и, судя по всему, это традиционное амплуа актера. Так что из зоны комфорта Николсон практически не вышел. Его Джокер установил новую планку и стал легендой, а сам актер был номинирован на премию «Золотой глобус». 

Хит Леджер 

После триумфа Джека Николсона большинство поклонников Джокера отнеслись к утверждению Хита Леджера на роль клоуна со скепсисом — но, как оказалось, зря. Образ, воплощенный Леджером, идеально вписался в Нолановскую концепцию «more dark, more realistic».  

Джокер больше не клоун и не гангстер, а самый настоящий террорист без толики человеческих чувств – страх американского народа номер один после событий 11 сентября. Его цель – вывернуть наизнанку прогнившую систему, разрушить устоявшийся миропорядок и сломить дух граждан. 

Леджер настолько ответственно подошел к задаче, что не выходил из образа на протяжении всех съемок. Актер повел сорок три дня в мотеле в полном одиночестве и вел «дневник наблюдений» за своим персонажем, хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина». Также образ Леджера, особенно гримом и манерой поведения, пересекается с амплуа Брэндона Ли из «Ворона». А сам Леджер рассказывал, что ориентировался на самые радикальные комиксы – «Убийственную шутку» и «Лечебницу Аркхэм».  

Джокер Хита Леджера в свое время стал лучшей экранной версией персонажа и одним из главных символов современной поп-культуры, а актер посмертно был награжден премиями «Оскар», «Золотой Глобус», «BAFTA» и «MTV Movie Awards». 

Джаред Лето 

Следующим примерил на себя костюм Джокера Джаред Лето в «Отряде самоубийц». 

Джокер солиста Thirty Seconds to Mars — чистый психопат с романтизированной аморальностью, тягой к насилию и… явным чувством стиля, стоит только посмотреть на его прически, глянцевую одежду и зубы. У него есть только один недостаток – ноль конкретики. 

Лето, также как и Леджер, самостоятельно создавал образ персонажа. Для этого он не только изучал комиксы, но и беседовал с врачами и психиатрами, которые работали с жестокими психопатами-убийцами, а также в одиночку ночевал в подвале тюрьмы. Готовый образ актер тестировал, пугая коллег и приставая к людям на улице. 

Несмотря на старания Лето, многие приравнивают его Джокера по степени провала к версии Сизара Ромеро — но проблема скорее в самом фильме, где для этого персонажа просто не хватило места. Актер неоднократно возмущался, что многие значимые сцены, раскрывающие Джокера как личность, были вырезаны, в результате чего герой получился «плоским». 

Хоакин Феникс 

В это сложно поверить, но, кажется, Хиту Леджеру наступают на пятки.  

Каждый актер делал персонажа по-своему особенным и запоминающимся, но именно Джокер Феникса вырвался из образа психопата-террориста и предстал перед зрителями уязвимым и сломленным. Его персонаж – максимально сложный и непредсказуемый, хотя мотивация его действий прозрачна и максимально приближена к реальности. 

То, что сделал Феникс – настоящая магия. Его персонаж вызывает самые противоречивые чувства: отвращение и сочувствие, нежность и ужас, умиротворение и страх. И при этом новый Джокер максимально аутентичен комиксному варианту — его история по степени радикальности не уступает «Убийственной шутке», где у героя была не менее тяжелая жизнь и трагичная судьба. Перед зрителями — путь изгоя-одиночки, ставшего символом и голосом миллионов людей, которые так же, как и он, устали жить под гнетом системы.