Москва окраинная. Что обязательно нужно посмотреть в Конькове

Москва окраинная. Что обязательно нужно посмотреть в Конькове

Олег Ушаков   26 ноября 2019
1 мин

Вопреки расхожему мнению, жизнь за Садовым кольцом бурлит и пенится. Time Out продолжает знакомить своих читателей с самыми интересными спальными районами Москвы, где, как оказывается, можно не только спать, но и развлекаться, культурно обогащаться и просто хорошо проводить время. На этот раз мы направляется в Коньково.  

\"\"

Что посмотреть

2/4

Храм Троицы Живоначальной 

Где: улица Профсоюзная, дом 116 

Существуют расхождения относительно даты строительства церкви в честь Сергия Радонежского. По одной версии, ее возвели при канцлере Гаврииле Головкине в 1690-1694 годах, по другой — домовый храм без трапезной и колокольни возник здесь еще до прихода петровского сподвижника, а также до объединения сел Коньково-Сергиевское и Коньково-Троицкое. Возможно, церковное сооружение появилось в первом из этих населенных пунктов и послужило причиной его переименования из Серино в Коньково-Сергиевское. В этом случае Головкин не построил церковь с нуля, а обновил ее и достроил. 

Как бы то ни было, облик коньковского храма сформировался в эпоху расцвета нарышкинского барокко. Как и другие церкви, выполненные в этом стиле, красно-белый храм украшают витые колонны и петушиные гребни, восьмигранные окошки и разорванные фронтоны. Богатое убранство превратило сельскую церквушку в произведение архитектурного искусства. У храма есть одна интересная особенность. Если большинство церквей в России алтарем обращены на восток, то эта смотрит на северо-восток — в ту сторону, где расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Отклонение от традиции — своего рода дань уважения Сергию Радонежскому.  

Сергиевская церковь (ныне – храм Троицы Живоначальной). 1935 © pastvu.com

В 1772 церковь Троицы Живоначальной стала приходской. Во время наполеоновского нашествия храм обстреляли. Следы от пуль в стенах сохранились на долгие годы. В начале XIX века к храму пристроили трапезную и колокольню, которые несколько уступают основному зданию в изяществе.  

На территории храма стоит Памятник павшим героям 1941-1945 годов. Раньше крест и плита с именами погибших солдат располагались на улице Островитянова рядом с орудием времен войны, но их перенесли в рамках благоустройства района.  

Загадочный обелиск  

Где: улица Профсоюзная, дом 116 

На аллее возле храма Троицы Живоначальной установлен обелиск без таблички и других опознавательных знаков. Монумент соорудили в 2017 году. Он представляет собой неточную копию белокаменного столба, возникшего в Конькове после 1776 года, когда здешние земли перешли в собственность Екатерины II. Оригинальный обелиск в 1972 году перевезли на территорию Донского монастыря на Якиманку.  

Коньковский обелиск интересен не дизайном, а темной историей своего происхождения. Историки не знают, с какой стати он тут появился: одни говорят, что его поставили после визита в Коньково императрицы Елизаветы Петровны, другие называют этот монумент обычным верстовым столбом, или украшением усадьбы Михаила Воронцова, или же частью екатерининского дворца, призванного затмить собой Царицынский дворец, но по какой-то причине так в Конькове и не построенного.  

Согласно одной занятной теории, благодарные крестьяне установили обелиск в качестве подарка для Екатерины II, которая якобы усмирила Авдотью Наумовна Зиновьеву. Эта женщина и ее супруг владели Коньковым с 1767 по 1773 годы. По легенде, чета Зиновьевых жестоко обращалась с крестьянами (за это барыню прозвали Наумихой по аналогии с Салтычихой) и строили какие-то сумасбродные планы по объединению коньковских прудов с Москвою-рекою.  

Версий происхождения обелиска предостаточно, причем одна краше другой. Забавно, что этот малоинтересный с виду монумент, мимо которого сегодня безразлично проходят москвичи, окутан таким огромным числом историй и легенд.  

Памятник Ермолову и Бульдозерная выставка  

Где: у дома 107 на улице Профсоюзная  

Трудно сказать, почему памятник Алексею Ермолову установили в Конькове. Победитель Наполеона и покоритель Кавказа — фигура, которая, вне всякого сомнения, заслуживает уважения со стороны потомков, но к Конькову она не имеет никакого отношения. По-видимому, в 2012 году местные власти и скульптор Александр Бурганов решили, что району с таким названием не помешает скульптура статного жеребца с бодро развевающимся хвостом, тогда как коняга Екатерины II, который не осилил подъем по Калужской дороге, для такой роли не годился…  

Бургановское изваяние далеко не всем приходится по душе. Пропорции коня и ездока нарушены, а гипс кажется слишком дешевым и недолговечным материалом для героя Отечественной войны. Несколько лет назад у Ермолова отвалилась кисть левой руки. Дожидаясь реконструкции, генералу пришлось гарцевать на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова в образе инвалида. Даже после смерти прославленный воин умудрился получить рану.  

На самом деле пересечение Профсоюзной и Островитянова известно не столько генеральским памятником, сколько Бульдозерной выставкой. Она состоялась 15 сентября 1974 года на пустыре, где сейчас находится один из выходов станции метро «Коньково». Именно здесь поливочные машины и бульдозеры разогнали группу художников-нонконформистов, которым советская власть перекрыла кислород. Избиение авангардистов наделало столько шума, что руководству СССР на волне международного скандала пришлось смириться с экспериментальным искусством. Следующая подобная выставка прошла через две недели в Измайловском парке.  

Институт биоорганической химии (ИБХ) 

Где: улица Миклухо-Маклая, дом 16/10 

Это массивное и тяжеловесное здание появилось на карте Москвы в 1976-1984 годах. Его спроектировала группа архитекторов во главе с Юрием Платоновым, который, вероятно, тяготел к популярному на тот момент стилю под названием брутализм (происходит от французского «béton brut», то есть «необработанный бетон»). Институт состоит из четырех крупных секций, которые с воздуха напоминают спираль ДНК. Ее «звенья» объединены переходами на уровне первого и пятого этажей. В одном из корпусов разбит красивый зимний сад, посреди которого стоит каменный фонтан. Вход в институт предваряет скульптурная композиция, которая далекому от медицины и химии человеку может показаться абстрактной. На самом деле автор изобразил в металле одно из разработанных ИБХ лекарств, а именно антибиотик левомицетин. 

Сегодня в институте работает больше тысячи человек. Среди всего прочего в ИБХ налажено производство новых лекарств и препаратов для сельского хозяйства, а также работает лаборатория для выращивания растений в пробирке. Недавно, например, специалисты института вывели генетически модифицированное растение, которое может светиться в темноте.   

Московский университет МВД России 

Где: улица Академика Волгина, дом 12 

Еще одно здание, на которое стоит посмотреть во время прогулки по Конькову. По стилю оно схоже с Институтом биоорганической химии: те же грубые и прямолинейные формы, те же черты гигантомании и стремление к минимализму. В таких строениях сам бог велел снимать фильмы по антиутопиям Замятина и Оруэлла. Как и в случае с ИБХ, облик университета МВД в архитектурной форме указывает на собственное предназначение. На фасаде вуза громоздятся гигантские консоли, которые напоминают одновременно и молоты, и двуглавых орлов — эмблему Министерства внутренних дел.