Человек с золотым именем. 24 фильма про агента 007 — от худшего к лучшему | Кино | Time Out

Человек с золотым именем. 24 фильма про агента 007 — от худшего к лучшему

Кит Улич, Джошуа Роткопф, Дэйв Кэлхоун, Дэвид Эрлих, Дэвид Фиэр, Денис Рузаев   28 мая 2021
15 мин
Человек с золотым именем. 24 фильма про агента 007 — от худшего к лучшему
28 мая отмечается день рождения Яна Флеминга, который подарил мировой литературе — а заодно и кинематографу — образ агента 007. Джеймс Бонд стал настолько популярным персонажем, что на сегодняшний день снято уже 24 фильма и готовится к выходу 25-й, «Не время умирать». В честь 113-летия автора одной из самых популярных франшиз Time Out сделал рейтинг всех кинокартин — от худшей к лучшей.

24. «Умри, но не сейчас» (Die Another Day, 2002)

Пирс Броснан попрощался с Бондом на худшей ноте из возможных. В этом фильме нет ничего, что бы не было смехотворно. Сюжет с северокорейским генералом, который средствами пластической хирургии превратил себя в белокожего бизнесмена (расизм? не слышали) и попытался создать лазер из солнечных лучей. Парасейлинг на приливной волне — низшая точка во всей франшизе. Глупейшие гаджеты — например, невидимое авто. И, возможно, худшая девушка Бонда в истории. Когда самый обаятельный человек в твоем фильме — Мадонна (в камео инструктора по фехтованию), значит, что-то пошло не так.

Девушка Бонда: агент АНБ Холли Берри — это сто процентов скованности и позерства даже без намека на искреннее обаяние.

23. «Завтра не умрет никогда» (Tomorrow Never Dies, 1997)

Второй фильм Броснана в роли Бонда пережил больше производственных проблем (смерть суперпродюсера Альберта Брокколи, многократно переписанный сценарий, недовольство актеров), чем половина пунктов в этом рейтинге вместе взятая. Чудо, что его вообще можно смотреть, хотя это и бледная тень «Золотого глаза» с тем же Броснаном. Джонатан Прайс скрестил Руперта Мердока и Билла Гейтса в шикарном злодее — медиамагнате, который затеял войну между Британией и Китаем. Прекрасна также центральная экшен-сцена — и смешная, и бодрая погоня на вертолетах и байках по трущобам Сайгона.

Девушка Бонда: гонконгская суперзвезда Мишель Йео не уступает Бонду в уме и сноровке — а также хвастает отличным ударом с разворота.

22. «Вид на убийство» (A View to a Kill, 1985)

Как можно испортить фильм бондианы, в котором и Кристофер Уокен, и Грейс Джонс хотят затопить Кремниевую долину, взорвав разлом Сан-Андреас? Вот рецепт неудачи: окостеневший 58-летний Роджер Мур, скучная блондинка Таня Робертс в качестве девушки Бонда, похожий больше на капризного ребенка, чем на нациста-супермена Уокен, откровенно сыгранные каскадерами трюки и дирижабль. Не лучший способ уйти на покой, Роджер.

Девушка Бонда: блеклый геолог Таня Робертс незаметна на фоне монументальной, ехидной Грейс Джонс, способной убивать как порочным взглядом, так и отравленной леской удочки. Тот самый случай, когда перевоспитавшаяся бондовская злодейка затмила бондовскую подружку.

21. «Живи и дай умереть» (Live and Let Die, 1973)

Чудовищный дебют Роджера Мура в роли Бонда омрачают как картонный выход самого лондонского актера, так и тот факт, что продюсеры зачем-то сделали «Живи и дать умереть» почти что блэксплотейшном — с расистскими вуду-сценами и позорными потугами на юмор. Мы были бы счастливы, если бы этот фильм оправдал свое название и умер пораньше.

Девушка Бонда: могла ли экстрасенс Солитер в исполнении Джейн Сеймур быть еще сексуальнее? Нет. Могла ли она быть менее скучной в целом? Еще как.

20. «И целого мира мало» (The World is not Enough, 1999)

Бонд на автопилоте: исчерпав эффект новизны с Пирсом Броснаном в предыдущем фильме, продюсеры явно мучились в попытках удержать интерес зрителей к франшизе. Публике понравилась погоня на лыжах? Доведем ее до абсурда. Вертолеты? И побольше, побольше! Сюжет? Найдется в новостных заголовках (речь идет о нефтяных войнах).

Девушка Бонда: злодейка Софи Марсо сочетает и чисто французскую красоту, и опасную хищность. Чем меньше слов будет сказано о Дениз Ричардс в роли ядерного физика (что это было?), тем лучше.

19. «Искры из глаз» (The Living Daylights, 1987)

Тимоти Далтон впервые примеряет легендарный смокинг — и привносит высокооктанового экшена, сам исполняя большинство трюков. Но не мог бы вечно хмурый актер добавить хотя бы чуточку шарма? Этот фильм и не смешан, и не взболтан как следует. А реальная жизнь за почти 30 лет сделала ключевую интригу и вовсе смехотворной: Бонд объединяется с афганскими моджахедами, чтобы выследить советского шпиона.

Девушка Бонда: Мариам Д’Або в роли чешской виолончелистки и пешки в постельных играх явно некомфортно (возможно ли это в принципе?) рядом с грубоватым Далтоном-Бондом.

18. «Осьминожка» (Octopussy, 1983)

Роджер Мур подходил к финалу своей бондовской эпопеи — «Осьминожка» стала его шестым и предпоследним фильмом во франшизе, и то его пришлось довольно долго уговаривать (продюсеры даже просмотрели на роль будущего агента 007 Тимоти Далтона и Джеймса Бролина). Сюжет строится на классических интригах холодной войны — со Стивом Беркоффом, привычно переигрывающим в роли безумного советского генерала. Гастроль в Индии порождает несколько нелепых шуток о карри и камео удивленного верблюда, зато впечатляет видами Раджастана.

Девушка Бонда: Мод Адамс уже играла девушку Бонда в «Человеке с золотым пистолетом» — и невероятным образом вернулась во франшизу почти десять лет спустя (хорошие гены!) в качестве заглавной героини, жрицы тайного культа.

17. «Лунный гонщик» (Moonraker, 1979)

Под влиянием «Звездных войн» Бонд отправился в открытый космос, чтобы помешать планам промышленника-мегаломана (Майкл Лонсдейл), который хочет населить мир клонами Барби и Кена. Десятки злодеев болтаются на орбите — но сам фильм толком не «взлетает» (именно здесь брови Роджера Мура вышли из-под контроля). Тем не менее массивные стальные декорации захватывают дух — в конце концов, зачем запускать только один шаттл из секретного бразильского ангара, когда ты можешь дать старт шести?

Девушка Бонда: Лоис Чайлз в роли агента ЦРУ под прикрытием заслуживает признания за суровый нрав и немного феминистскую риторику, но ее подводит имя героини — Холли Гудхед.

16. «Квант милосердия» (Quantum of Solace, 2008)

Второй выход Дэниела Крэйга в качестве более изнуренного и аскетичного, чем обычно, Бонда страдает от слишком хитровыдуманных связей с «Казино Рояль». Хотя он и напрямую продолжает сюжет, все равно оказывается и вполовину не так ярок. В отличие от ясных, внятных драк в «Казино» экшен здесь выглядит как неудачные обрезки фильмов о Борне Пола Гринграсса (и даже не говорите об этой карикатурной парашютной высадке). Почти нет и эмоциональной боли, привнесенной Крэйгом в роль в первый раз — персонажу, надо думать, тем проще соблазнять идиотски названную Строберри Филдс (Джемма Артертон).

Девушка Бонда: боливийская оперативница в исполнении Ольги Куриленко выглядит здорово рядом с Крэйгом, но так и остается безделушкой.

15. «Только для твоих глаз» (For Your Eyes Only, 1981)

Винтажную бондиану средней руки, пятый фильм с Роджером Муром смотреть весело — но и невозможно отличить от других серий, стоит наткнуться на него в каком-нибудь телемарафоне 007. Слабенького злодея — греческого контрабандиста (Джулиан Гловер), работающего на КГБ, — и рутинный сюжет «Только для твоих глаз» компенсирует красотой средиземноморских локаций и роскошными незначительными деталями. Вот Бонд-Мур удирает от убийцы-биатлониста из ГДР, а вот уже корешится с Тевье из «Скрипача на крыше» — что подходит фильму, полностью отданному на откуп традиции.

Девушка Бонда: Бонд чудом избегает секса с одаренной (и малолетней) фигуристкой, но вскоре находит более подходящую по возрасту соблазнительницу, графиню Лизль фон Шлаф. Но настоящим квантом милосердия оказывается Кароль Буке в роли дочери убиенных подводников, у которой на уме месть, а в постели — Бонд.

14. «007: Спектр» (Spectre, 2015)

Последняя (?) гастроль Дэниела Крэйга в роли Бонда бодро начинается на Дне мертвых в Мехико — но затем лишь все больше и больше разочаровывает. Не то чтобы режиссер Сэм Мендес и Крэйг не старались — но их фильм включается только на тщательно схореографированном экшене и мучительно тянется во время диалогов и «разоблачительного» сюжета. Кристоф Вальц карикатурен в роли слишком долго отсиживавшегося в тени злодея, Леа Сейду ведет себя так, будто скучает по Адель, а Крэйг только что не смотрит на часы — его время вышло.

Девушка Бонда: между Сейду в роли психотерапевта с криминальной родословной (Мадлен Свонн продолжает галерею нелепых шуток вместо нормальных имен героинь бондианы) и Крэйгом совсем не искрит, тем страннее (молчим-молчим) финал. Некоторое утешение — слишком, увы, короткий выход Моники Беллуччи.

13. «Лицензия на убийство» (License to Kill, 1989)

Тимоти Далтон вжился в роль в своем втором — и, как выяснилось, последнем — фильме бондианы. «Лицензия на убийство» отправляет 007 в самоволку — охотиться на латиноамериканского наркобарона (Роберт Дави), буквально скормившего бондовского дружка из ФБР акулам. Агонизирующий из-за гибели товарища Далтон в некотором роде предугадывает поворот к мраку, который сделает франшиза с Дэниелом Крэйгом, — это один из редких фильмов, где Бонд кажется не острословом-трикстером, а фигурой трагической и уязвимой.

Девушка Бонда: несмотря на преследование со стороны наложницы наркобарона, агент 007 смотрит только на летчицу и информаторшу ЦРУ Кэри Лоуэлл, которая умеет обращаться с пистолетом и едко шутить.

12. «Золотой глаз» (GoldenEye), 1995

Пирс Броснан должен был взяться за эту роль еще после выхода на пенсию Роджера Мура в 1980-х, но тогда был связан обязательствами по сериалу «Ремингтон Стил». Наконец заступив на вахту, ирландец проложил идеальный мостик между старым и новым: он достаточно изыскан, чтобы вписываться в винтаж мартини и смокингов, но и вполне сноровист и моден для века кибершпионажа. Даже корявый сюжет с участием агентов-предателей, отбросов холодной войны и спутника на пульте управления благодаря Броснану не кажется совсем уж нелепым.

Девушка Бонда: даже не обращайте внимания на компьютерщицу Изабеллу Скорупко — этот фильм отдан на откуп убийственным бедрам Фамке Янссен в роли Ксении Онатопп.

11. «Шаровая молния» (Thunderball, 1965)

Развить успех предыдущего фильма — «Голдфингер» — было задачей не из легких, но четвертый фильм Бонда-Коннери доказал долговечность серии, зацементировав броскую формулу для эры Playboy — и сорвав банк в прокате («Шаровая молния» собрала больше миллиарда долларов при бюджете меньше семи миллионов). Сейчас, впрочем, фильм кажется болезненно предсказуемым. Да, мы любим грозные подводные сцены с конвоем атомных бомб, но они обязательно должны быть такими затянутыми? Тем не менее, есть здесь и чистая классика: электрический стул, поджаривающий не выполнившего план злодея, бассейн с акулами, роскошь широкоэкранного кино.

Девушка Бонда: сильнее и загорелее большинства коллег, Домино в исполнении Клодин Оже отражает раннюю эволюцию архетипа: она умела с гарпуном и игрива с Коннери.

10. «Человек с золотым пистолетом» (The Man with the Golden Gun, 1974)

Не хотим сказать, что к этому, девятому фильму бондиана начала выдыхаться. Но, учитывая заигрывание с модными трендами (например, украденную у «Выхода Дракона» сцену в академии боевых искусств) и возвращение невыносимого реднека из «Живи и дай умереть» в исполнении Клифтона Джеймса, возраст начал давать о себе знать. Пародийность, которая будет сопровождать всю эру Роджера Мура в роли Бонда, впервые проявляется именно здесь — и общую мягкотелость фильма компенсирует только Кристофер Ли в качестве самого опасного убийцы планеты.

Девушка Бонда: через девять лет Мод Адамс лучше сыграет девушку Бонда в «Осьминожке»; к счастью, Бритт Эклунд удачно дополняет картину.

9. «Бриллианты навсегда» (Diamonds are Forever, 1971)

Этот фильм примечателен своей сексуальной причудливостью. Шона Коннери пришлось возвращать к созданной им роли с помощью солидного гонорара — а обнаружил он по возвращении сценарий, пронизанный гей-намеками, от покусывающего мизинчик злодея Чарльза Грэя до влюбленных подручных мистера Уинта и мистера Кидда. Тем не менее у этого, по сути прощающегося с эрой Бонда-плейбоя фильма есть свои интересные моменты — в сущности, это капсула времени из старого, «порочного» Лас-Вегаса образца 60-х.

Девушка Бонда: воровка алмазов Тиффани Кейс (Джилл Сент-Джон) почти не оставляет никакого впечатления. Даже нашему герою под прикрытием с ней скучно.

8. «007: Координаты “Скайфолл”» (Skyfall, 2012)

Если «Казино Рояль» возродил бондиану и придумал 007 предысторию, о важности которой до этого мы даже не задумывались, то «Скайфолл» пошел еще дальше и отправил супершпиона из MI6 в горное шотландское поместье. А затем пригласил психопата (и бывшего агента) Рауля Сильву (Хавьер Бардем), чтобы разнести его на части. Роскошно снятый оператором-легендой Роджером Дикинсом, это самый мрачный фильм франшизы, выстроенный на войне чувств: Бонд, может, не умрет никогда, но это не значит, что он не может быть сломлен.

Девушка Бонда: 007 укладывает в постель Манипенни (Наоми Харрис) и бывшую секс-рабыню Северину (Беренис Марло), но настоящей «девушкой» Бонда здесь оказывается М (Джуди Денч), которой сериал посылает эффектный прощальный поцелуй.

7. «На секретной службе ее Величества» (On Her Majesty’s Secret Service, 1969)

Единственный выход Джорджа Лазенби в роли агента 007 — один из лучших во франшизе. Приключенческий, романтичный сюжет искрит классическими элементами: Телли Савалас в роли убийцы Блофельда, крошки с промытыми мозгами на тропе биовойны, блестящий эпизод в небе и — самое важное — первый знак эмоциональной уязвимости (с правильной женщиной) нашего героя.

Девушка Бонда: стильная Диана Ригг была живее и глубже всех своих предшественниц — и задала стандарт, к которому не так уж часто приближались впоследствии.

6. «Доктор Но» (Dr. No, 1962)

Продюсеры бондианы «Кабби» Брокколи и Гарри Солтцман все еще вырабатывали правильную механику переноса книжек Яна Флеминга на киноэкран, когда запустили самый первый фильм серии. Но стоит Шону Коннери только произнести: «Бонд… Джеймс Бонд», как мы уже знаем, что попали в мир гламурных женщин и опасных приключений. Здесь все началось — от знаковой шпионской темы саундтрека до готовых к постели романтических увлечений агента 007 и ярких злодеев-мегаломанов (Джозеф Уайзмен заслужил явно больше двух сцен). С годами формула отточится до блеска, но о лучшем представлении человек-загадка из романов Флеминга не мог и мечтать.

Девушка Бонда: когда Хани Райдер (Урсула Андресс) впервые выходит из воды в своем белоснежном купальнике, можно буквально услышать рев мужской похоти.

5. «Шпион, который меня любил» (The Spy Who Loved Me, 1977)

Бонд в немного гротескной версии Роджера Мура сейчас не в большом почете, но если у него и был пик — то вот он. Прифанкованный супергерой Мура здесь путает преследователей, превращая свой «Лотус» в субмарину, путешествует в Египет, чтобы сразиться с Челюстями (Ричард Кил), и борется с безумцем с боеголовкой, который надеется пересидеть ядерный апокалипсис под водой. Бондиана к тому же никогда до этого не тратила столько денег — как на трюки, так и на декорации, включающие паукообразное убежище посреди океана.

Девушка Бонда: Барбара Бах выглядит достаточно экзотично, чтобы играть советскую шпионку «Три Икса» (такой у сценаристов бондианы юмор), но роль у нее сугубо декоративная.

Официальные серии бондианы (ведь были еще неофициальные — комедия «Казино Рояль» 1967 года и «Никогда не говори никогда») были пересмотрены для составления окончательного (на данный момент) рейтинга Time Out. И да, агент 007 (как и его спутницы) не всегда был неотразим.

4. «Живешь только дважды» (You Only Live Twice, 1967)

В снятом по сценарию Роальда Даля «Живешь только дважды» Бонд имитирует собственную смерть и мчится в Токио, чтобы узнать, не японцы ли стоят за налетом на американский шаттл. Да-да, Джеймс Бонд спасает мир в расистском «узкоглазом» гриме. Кроме этой небольшой оскорбительной детали, это бондиана в лучшем, образцовом виде: армии ниндзя, пожирающие шестерок-злодеев пираньи, а также роскошная презентация злодея Эрнста Блофельда (Дональд Плезенс).

Девушка Бонда: Мие Хама играет японского агента Кисси Судзуку — имя, почти столь же дерзкое, что и Пусси Галор, но вдвое вымученнее. Кисси приходится притворяться, что она выйдет замуж за Бонда, но реплик в диалогах у нее не больше, чем одежды на теле.

3. «Из России с любовью» (From Russia with Love, 1963)

Второй фильм о Бонде отправляет Шона Коннери похищать взламывающее шпионские шифры устройство с заездом в Венецию и Стамбул. Роберт Шоу и Лотте Ленья — эффектные злодеи из «Спектра», но выделяется из общей массы этот сиквел своим хичкоковским настроем: неспешный детективный сюжет сфокусирован на железнодорожной поездке по Европе. При этом здесь же впервые фигурируют элементы, которые будут повторены неоднократно: фирменный экшен-эпизод перед титрами, полеты на вертолетах и гонки на моторках. Это одновременно расслабленный и жесткий фильм.

Девушка Бонда: шикарную Даниэлу Бьянки, бывшую Мисс Рим, взяли на роль за внешность — и потом переозвучивали. Героине, Татьяне Романовой, везет произнести следующее: «О, Джеймс, будешь ли ты заниматься со мной любовью всю дорогу до Англии?».

2. «Казино Рояль» (Casino Royale, 2006)

После выхода на пенсию Пирса Броснана и десятилетия плохих спецэффектов и плоских шуток бондиана нуждалась в инъекции адреналина. Режиссер «Золотого глаза» Мартин Кэмпбелл вернулся за камеру, а сценарий отправил персонажа прямо к корням — когда Бонд впервые получил свою знаменитую лицензию — с помощью самого первого романа Яна Флеминга. Бойкий, крайне серьезный и пронизанный трагической любовью, «Казино Рояль» мгновенно стал классикой бондианы. Ставить его так высоко не зазорно.

Девушка Бонда: будто рожденная для такой роли Ева Грин играет Веспер Линд, агента британского казначейства, в которую влюбляется Бонд. Их отношения получаются куда глубже обычного для 007 one-night stand.

1. «Голдфингер» (Goldfinger, 1964)

Бог любит троицу: именно на «Голдфингере» эра Коннери-Бонда достигла своего апогея и золотого во всех смыслах стандарта. Именно этот фильм выработал шаблон для того, что мы сейчас считаем правильной бондианой: прокачанные спортивные тачки и шпионские гаджеты, эксцентричные суперзлодеи и их причудливые подручные (прислуживает чахнущему над златом Герту Фребе метатель шляп Одджоб) и бодрый, ироничный Бонд. Два предыдущих фильма показывали персонажа самым изобретательным шпионом ее Величества, любовником и бойцом. «Голдфингер» сделал агента 007 иконой поп-культуры.

Девушка Бонда: задиристая, но податливая героиня Онор Блэкман хорошо подходила Бонду-Коннери и породила тысячи провокационных шуток одним своим именем — Пусси Галор.