Угрюмый единорог и зять-чудовище: чему учат родители-одиночки из мультфильмов | Кино | Time Out

Угрюмый единорог и зять-чудовище: чему учат родители-одиночки из мультфильмов

Анна Афанасьева   8 декабря 2020
9 мин
Угрюмый единорог и зять-чудовище: чему учат родители-одиночки из мультфильмов
«Русалочка», 1989
Соло-родительство постепенно перестает быть трагедией и превращается в равноправный вариант семейного устройства. Мультфильмы освоили этот тренд еще раньше: для анимационного сюжета отсутствие у главного героя матери или отца — привычная ситуация. Time Out собрал 11 уроков от нарисованных родителей-одиночек, которые будут полезны любым семьям.

Тритон и Ариэль («Русалочка», 1989)

Чему учит: признавать свои ошибки

Семья морского царя Тритона — множество дочерей, которых он воспитывает один после трагической смерти жены. Любимая, она же и самая проблемная — Ариэль — влюбляется в человека. Тритон реагирует на это чередой неверных воспитательных тактик: сначала он шпионит за дочерью и находит ее тайное укрытие, затем применяет к своевольному подростку запреты и угрозы, а в конце, когда из-за действий Ариэль едва не погибают все его подданные, он дает ей то, чего она с самого начала и желала – возможность быть человеком. Однако суровый отец заслуженно получил место в этом списке, так как смог признать свою ошибку и поставил счастье дочери выше принципов. А ведь для царя это наверняка было нелегко.


Мама и Литтлфут («Земля до начала времен», 1988)

Чему учит: излучать спокойствие и оптимизм

Эпоха, о которой идет речь в фильме — не самое лучшее время, чтобы быть динозавром, да и вообще жителем Земли. На планете засуха, а из земли периодически вырывается лава. Семья апатозавров, в фильме названных «длинношеями» — бабушка, дедушка, мама и маленький Литтлфут — собираются с другими динозаврами в «Великую долину», где, по слухам, есть вода и еда. Но мама малыша умирает, защищая его от тираннозавра. Несмотря на безнадежную мрачность мира вокруг, она транслирует ребенку спокойный и позитивный взгляд на реальность. Даже в последние минуты своей жизни она произносит обнадеживающие речи, которые сыграют решающую роль в путешествие Литтлфута, которому предстоит найти «Великую долину» самостоятельно и довести туда еще несколько динозавров-малышей.

Доисторическая жизнь чем-то напоминает нашу, а самообладание мамы Литтлфута понадобится любому родителю, воспитывающему ребенка среди экономической нестабильности и психологической незрелости общества.


Гуфи и Макс («Каникулы Гуфи», 1995)

Чему учит: не бояться быть смешным

У постоянного резидента коротких мультфильмов Disney Гуфи есть отпрыск по имени Макс. В сериях без сына пес предстает беззаботным весельчаком, зато в присутствии ребенка он — ответственный отец. Это видно в полнометражном фильме «Каникулы Гуфи», где Макс, уже подросток, отправляется в путешествие с родителем. Члены маленького семейства отлично ладят друг с другом — однако постепенно у юноши появляются более важные дела, чем тусоваться с папой, например, выступить на концерте звезды, чтобы завоевать девушку. Поколение тинейджеров 90-х было одним из самых закомплексованных и нуждалось в постоянном подтверждении своей значимости. Гуфи чувствует это на подсознательном уровне и позволяет себе быть максимально «некрутым» (в одежде, разговорах и даже походке), а Максу обрести уверенность.


Луис и Карл Футли

Чему учит: («Как говорит Джинджер», 2000-2006)

Луис Футли — героическая женщина. Она работает медсестрой и в одиночку воспитывает двоих детей, девятилетнего Карла и подростка Джинджер. И если с последней у нее экстраординарных проблем не возникает, то Карл часто становится источником неприятностей. Он заводит дружбу с престарелой аферисткой, самозабвенно притворяется мальчиком-волком, вламывается в чужие дома и крадет вещи, ставит ловушки директору школы и шантажирует своих врагов. В лучшем случае Луис получает от наблюдателей и учителей сочувствующие взгляды, в худшим — предсказания о попадании сына в тюрьму, но одинокая мама не спешит поддаваться унынию. Она наказывает Карла, но делает это спокойно, замечает за опасным действием безобидное намерение и находит способ гордиться сыном — например, за любопытство и изобретательность.

Луис понимает, что при внимательном отношении любой недостаток мог бы стать достоинством.


Грю и Марго, Эдит и Агнес

Чему учит: («Гадкий я», 2010; «Гадкий я 2», 2013; «Гадкий я 3», 2017)

Грю — счастливый злодей в самом расцвете сил. Он наслаждается одиночеством и часто с головой уходит в работу, однако неожиданно в его жизни появляются дети. Герой удочеряет сироток, рассчитывая использовать их в злодейском плане. Сначала присутствие в доме любопытных и непоседливых детей только расстраивает Грю, но однажды, поддавшись уговорам, он везет их на ярмарку, где они веселятся сообща. И вот Грю уже играет с детьми, заказывает пиццу, читает сказки и уступает им во всем. Бывший одиночка понимает, как пуста была его жизнь без малышек. В конце фильма он читает девочкам книгу собственного сочинения об угрюмом единороге и трех котятах, которая наглядно отражает трансформацию злодея. Теперь он целует на ночь своих помощников-миньонов, переодевается в принцессу для дня рождения дочки, а секретный бункер использует для балетного концерта.


Мама и Бэмби («Бэмби», 1942)

Чему учит: надеяться только на себя

Мама Бэмби — смелая, грациозная, добрая олениха, которая воспитывает сына одна. Отец, который называет себя Великим принцем, появляется лишь в тот момент, когда охотник убивает героиню. До этого он незримо присутствует в истории, но участия в воспитании не принимает — и олениха переносит это спокойно.

Ожидать помощи от других совершенно естественно для человека, заботящегося о ребенке. Оставшаяся наедине с ответственностью за малыша мама Бэмби сосредоточена на своей роли родителя, она учит сына осторожности и доброжелательности.


Морис и Белль («Красавица и чудовище», 1992)

Чему учит: доверять мнению ребенка

У изобретателя Мориса и его дочери Белль образцовые отношения — они нежны и внимательны друг к другу. Находясь в командировке, герой случайно забредает в незнакомый замок, надеясь укрыться от волков и дождя, и оказывается в плену у жуткого психопата, которого справедливо зовут Чудовищем. Белль меняется местами с отцом, понимая, что не сможет жить, зная, что он страдает; в свою очередь отец, выбравшись, отправляется спасать дочь. Присутствие девушки благотворно влияет на Чудовище — он раскрывает свои человеческие стороны, позволяет ей увидеть добро и боль внутри волосатого грубияна. Об отношениях отца и дочери красноречивее всего говорит тот факт, что, когда Белль объявляет отцу, что Чудовище, которое пленило его и разъединило их семью, «изменилось», Морис без вопросов доверяет этой новости.


Граф Дракула и Мэйвис («Монстры на каникулах», 2012; «Монстры на каникулах 2», 2015; «Монстры на каникулах 3», 2018)

Чему учит: не бояться любить в полную силу

Обычно в мультфильмах родители, одинокие или нет, предстают статичными фигурами, полными достоинства и спокойствия. Они транслируют свою любовь без фанатизма. Кажется, что одного их нежного взгляда достаточно, чтобы напитать чувствами дитя. Граф Дракула не похож на таких мифических созданий: он на все сто процентов включается в общение с дочерью, мать которой погибла из-за людей. Он читает сказки, ползает, играет, лепечет, учит превращаться в мышь, устраивает шикарные дни рождения… Возможно, временами кажется, что его чересчур много — но это как раз то, в чем нуждается растущий человек: искать любви заботящегося о нем взрослого — гораздо страшнее.

Старания Дракулы окупаются, когда выясняется, что его дочь с зятем остаются жить и работать в его отеле после свадьбы, и между троими складывается гармония не хуже той, чтобы была в семье изначально.


Чарльз и Чаки («Ох уж эти детки», 1991–2004)

Чему учит: не стесняться брать на себя роль, традиционно приписываемую противоположному полу

Классические представления о том, как должны выглядеть роли отца и матери в воспитании, уже давно не считаются эталоном. Папы все чаще уходят в декретные отпуска, меняют памперсы и укачивают по ночам. Чарльз Финстер был современным родителем уже в 90-х: он быстро разобрался с кормлениями, горшками и капризами. Он всегда появляется в сопровождении кучи вещей, бежит утешать Чаки при малейшем крике и беззастенчиво принимает участие в разговорах о детях, показывая свою осведомленность о современных техниках воспитания. В последнем сезоне Чарльз рассказывает маленькому Чаки о маме, которая умерла, когда он был маленьким, — и это самый трогательный момент мультсериала. «Ох уж эти детки» вообще были прогрессивным зрелищем: мама Анжелики, например, уходит работать сразу после роддома, а с девочкой также остается отец.


Миссис Джамбо и Дамбо («Дамбо», 1941)

Чему учит: забывать о себе и своих проблемах ради ребенка

Слониха цирка обзаводится долгожданным малышом. Из-за огромных ушей его дразнят, и он получает прозвище Дамбо (от английского слова dumb — глупый). Миссис Джамбо поначалу с достоинством отвечает на подобные ситуации, но, когда мальчишки издеваются над ее сыном, теряет самообладание, нападает и получает клеймо «бешеная». Ее запирают в клетке, а маленький Дамбо и его большие уши остаются одни против жестокого циркового мира. Однажды после неудачного представления Дамбо приходит искать утешения у матери, и она, закованная в цепи, находящаяся не первую неделю в заточении, качает его на хоботе.

Мультфильм во многом устарел: к примеру, создатели приписали появление ребенка аисту, но не постеснялись включить сцену, где маленький Дамбо напивается шампанского и видит галлюцинации.

Однако добродетель героев в нем была справедливо вознаграждена — и в конце мама и сын вместе едут в собственном вагоне.


Марлин и Немо («В поисках Немо», 2004)

Чему учит: вовремя отпускать

В трагическом происшествии с акулой рыба-клоун Марлин потерял жену и детей, поэтому особо оберегает единственного оставшегося сына Немо, у которого к тому же один плавник короче другого. Чрезмерная опека отца вызывает у маленького Немо ожидаемый протест: он пытается храбриться и попадает в руки к людям. Теперь Марлину предстоит проплыть океан, сразиться с акулой и даже дать киту себя проглотить, чтобы найти своего мальчика. Но главное путешествие, которое он совершает — внутреннее: ему нужно научиться доверять миру и отпускать ребенка, потому что страх и попытки защитить только увеличивают шансы на трагические происшествия. Картину легко можно было назвать «В поисках Марлина», так как в центре сюжета — превращение отца Немо в отличного родителя. Поэтому настоящая кульминация фильма — это момент, когда Марлин впервые доверяет своему сыну.