5 лучших фильмов-победителей кинофестиваля «Окно в Европу» | Кино | Time Out
Кино

5 лучших фильмов-победителей кинофестиваля «Окно в Европу»

Дмитрий Евстратов 8 декабря 2020
5 мин
5 лучших фильмов-победителей кинофестиваля «Окно в Европу»
Кадр из фильма «Мне не больно» (2006)
7 декабря в Выборге стартовал ежегодный российский национальный кинофестиваль «Окно в Европу». В этом сезоне его программа не слишком богата на громкие премьеры — однако в конкурсах киносмотра разных лет появлялись отечественные ленты, в итоге ставшие культовыми. Time Out вспоминает пять наиболее ярких фильмов-победителей в истории фестиваля.

«Телец», реж. Александр Сокуров

Лето 1923 года. Владимир Ильич Ленин, уже не способный изменить что-либо в собственной биографии и в судьбе своей страны, доживает последние месяцы. Окруженный многочисленной охраной и прислугой в Горках, он постепенно принимает свою распадающуюся личность.

Бессильный Ленин теряет контроль над страной, семьей и даже самим собой, да и от внешнего мира он попросту изолирован: телефонная связь нарушена, а письма до него не доходят. Некогда суровый вождь становится слабым и страдающим человеком, в жизни которого остается только неизлечимая болезнь. «Телец» стал вторым фильмом из задуманной Сокуровым тетралогии — «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст».

Лента входила в основную программу Каннского кинофестиваля, а на смотре в Выборге забрала главный приз — Гран-при конкурса игрового кино. Более того, был награжден и Леонид Мозговой, исполнивший роль вождя.


«Прогулка», реж. Алексей Учитель

Прогулка по в кои-то веки солнечному Петербургу оборачивается для Оли несколькими интригующими встречами. Два спутника, с которыми она только-только познакомилась, флиртуют с ней, медленно прогуливаясь по суетливому городу.

Они двигаются по Невскому проспекту, выходят на Дворцовую площадь, параллельно с этим испытывая на прочность собственные чувства и проникаясь духом мегаполиса. Напряжение достигает своего пика в финале, а полуторачасовая история любви навеки соединяется с Петербургом. Роль в «Прогулке» стала одной из первых актерских работ в фильмографии Евгения Цыганова, который впоследствии еще вернется в Санкт-Петербург в фильме Оксаны Бычковой «Питер FM».

Иллюстрация суматошной молодости в пульсирующем городе помогла режиссеру Алексею Учителю завоевать на фестивале «Окно в Европу» в 2003 году не только главный приз конкурса, но и награду за лучшую режиссуру.


«Мне не больно», реж. Алексей Балабанов

У закадычных друзей-дизайнеров Миши, Олега и Али в этой жизни есть практически все, кроме денег: талант, амбиции и жгучее желание построить будущее. Они предлагают свои услуги богатой женщине, мечтающей оформить принадлежащий ей дом. Несмотря на свою молодость, Натэлла Антоновна уже потеряла вкус жизни, однако влюбившийся в нее после деловой встречи Миша сумел вернуть Натэллу с пресытившего ее Олимпа. Чувства героев взаимны и, кажется, у их общего будущего есть шансы — но жизнь расставляет все по своим местам.

Балабанов вновь удивляет публику и преуспевает в необычном для себя жанре — мелодраме. «Мне не больно» хоть и не отличается сильным сценарием, зато полностью компенсирует это превосходным актерским составом: Александр Яценко, Рената Литвинова, Дмитрий Дюжев и Никита Михалков играют одни из лучших своих ролей 2000-х.

В Выборге картине Балабанова удалось завоевать главный приз фестиваля — «Большую золотую ладью». Фильм обошел серьезных конкурентов — «977» Николая Хомерики и «Питер FM» Оксаны Бычково.


«Русская игра», реж. Павел Чухрай

На родине у итальянского карточного шулера Лукино Форца возникли проблемы — многочисленные кредиторы поставили перед ним ультиматум: если за определенное время тот не соберет задолженную сумму, он отдаст все, что у него есть, и сядет в тюрьму.

Форца отправляется в Россию, где планирует выиграть деньги и расплатиться ими с кредиторами. Первые дни на родине умершей жены становятся для итальянца успешными — он выигрывает 80 тысяч и знакомится с компанией шулеров, которые предлагают Форце работать вместе с ними.

«Русская игра» основана на недописанной пьесе Николая Гоголя «Игроки». Режиссер Павел Чухрай точно переносит на экраны гоголевские остроты и бережно относится к персонажам — они чрезвычайно колоритны, не в последнюю очередь благодаря актерским работам Сергея Гармаша, Сергея Маковецкого и Андрея Мерзликина. Такого же мнения придерживалось и жюри фестиваля в Выборге, наградившее «Русскую игру» главным призом.


«Неадекватные люди», реж. Роман Каримов

Виталию уже тридцать лет. Его жизнь полна проблем, и единственный выход, который он видит перед собой — переезд из провинциального Серпухова в Москву.

Впрочем, начало жизни в столице совсем не задалось — на работе начальница мечтает затащить его в постель, а дома надоедает молодая и очень невезучая соседка Кристина. Новая жизнь испытывает на прочность душевное состояние Виталия: «Кажется, все эти люди неадекватны». Именно с этой мыслью он возвращается обратно в Серпухов. Но разве отречение от своих проблем поможет их решению?

Полнометражный режиссерский дебют Романа Каримова — одно из главных открытий фестиваля «Окно в Европу» в истории. Картина поражает своей легкостью — остроумная комедия создана без помощи откровенного киноязыка, зато обладает блестящим стилем и, что самое главное, наделена психотерапевтическими функциями. Это привело к колоссальному успеху — в 2010 году «Неадекватные люди» увезли пять призов фестиваля, включая главный.

Спустя десять лет после этой победы Каримов привез в Выборг и продолжение полюбившейся отечественному зрителю истории: вторые «Неадекватные люди» — один из фаворитов текущего фестиваля.


Реклама