Победители премии «Оскар-2023». Прогноз Time Out и результаты: угадали 15 из 23! | Кино | Time Out

Победители премии «Оскар-2023». Прогноз Time Out и результаты: угадали 15 из 23!

Дмитрий Евстратов   13 марта 2023
13 мин
Победители премии «Оскар-2023». Прогноз Time Out и результаты: угадали 15 из 23!
Кадр из фильма «Все везде и сразу»
В ночь с 12 на 13 марта состоялась церемония вручения премии «Оскар». Награды Американской киноакадемии – это не только профессиональное признание для кинематографистов, но и увлекательный аттракцион для зрителей: кто победит и какие сюрпризы подготовит церемония? Несмотря на то, что внимание и доверие к «Оскару» с каждым годом становится все меньше, это все еще главная кинопремия мира. Накануне церемонии Time Out дал свой прогноз, оценив шансы ключевых фильмов наградного сезона на заветные статуэтки в главных категориях, и определил, в каких номинациях стоит ждать сюрпризов. Предлагаем вместе взглянуть, какие прогнозы сбылись.


Ставка сыграла:

Лучший фильм – «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Главный конкурент – «На Западном фронте без перемен»

Категория «Лучший фильм» традиционно становится одной из самых интригующих на «Оскарах» последних лет. То «Лунный свет» неожиданно превзойдет «Ла-Ла Ленд» и поставит в неловкое положение Уоррена Битти и Фэй Данауэй, то случится внезапный триумф корейского кино («Паразиты», 2020), то в самый последний момент главный фаворит сезона проиграет маленькой инди-драме («CODA», 2022).

Все из-за особой системы голосования в этой категории – вместо выбора одной картины академики ранжируют их, присваивая каждой место с первого по десятое.

Так выявляется фильм-компромисс, чья победа устроит большинство членов киноакадемии. Стабильнее всего в наградном сезоне себя продемонстрировала фантастическая комедия режиссеров и сценаристов Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана (далее – Дэниэлы) «Все везде и сразу». У нее в активе несколько наград, которые являются важнейшими маркерами при прогнозировании результатов «Оскара». Во-первых, премия гильдии продюсеров – 23 из 34 лауреатов этой награды в дальнейшем брали главную золотую статуэтку. Во-вторых, «Все везде и сразу» завоевал признание среди самой многочисленной части академии – гильдия актеров вручила приз за лучший актерский ансамбль именно картине Дэниэлов. К тому же лента отмечена во всех категориях «Оскара», без победы или номинации в которых трудно рассчитывать на итоговый триумф: «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж». Все это однозначно намекает на то, что лучшим фильмом на «Оскаре» станет «Все везде и сразу».

Карты оригинальной комедии о мультивселенной может спутать кино более приземленное и актуальное. В самом начале наградного сезона экранизация романа Ремарка «На Западном фронте без перемен» не значилась даже в круге возможных претендентов на главный приз. Однако к моменту объявления номинантов на «Оскар» германская картина, созданная для Netflix, уверенно набирала обороты. Так, на премии Британской киноакадемии (далее – BAFTA) фильм стал абсолютным рекордсменом с семью статуэтками, включая главную. «Все везде и сразу» был проигнорирован практически полностью. Учитывая масштабные пересечения в составах Британской и Американской киноакадемий, на «Оскаре» может произойти невероятное, и военная драма обставит ленту Дэниэлов.

Но это не самый вероятный сценарий. Как и то, что «Оскар» за лучший фильм достанется триумфаторам январского «Золотого глобуса» – «Фабельманам» Стивена Спилберга и «Баншам Инишерина» Мартина МакДоны.


Ставка сыграла:

Лучший режиссер – Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван, «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Фабельманы»

Главный конкурент – Стивен Спилберг, «Фабельманы»

Почти наверняка режиссерский «Оскар» с церемонии с собой унесут Дэниэлы. Они станут третьим в истории оскароносным дуэтом постановщиков – до этого момента таковыми становились Роберт Уайз и Джером Роббинс («Вестсайдская история, 1962) и Джоэл и Итан Коэны («Старикам тут не место», 2008). О вероятной победе говорят ключевые маркеры наградного сезона и, в первую очередь, премия гильдии режиссеров. Коллеги наградили Дэниэлов главным призом. За более чем 70-летнюю историю этой награды решения гильдии и Американской киноакадемии совпадали 66 раз (почти 90% случаев). В XXI веке лишь три режиссера не смогли стать лауреатами «Оскара», выиграв при этом битву за премию гильдии режиссеров, – это Роб Маршалл («Чикаго») в 2003 году, Бен Аффлек («Операция “Арго”») в 2013 году и Сэм Мендес («1917») в 2020 году.

Практически нет сомнений в том, что мнения гильдии режиссеров и киноакадемии совпадут. Ближайшим конкурентом Дэниэлов является Стивен Спилберг, снявший кино о себе, своей молодости, семье и режиссерском методе. Для «Фабельманов» грядущий «Оскар» может оказаться неудачей сродни казусу скорсезевского «Ирландца» с его 11 номинациями без побед. Режиссерская категория – единственная, где у фильма есть хоть какие-то шансы. Спилберга любят и уважают, это может сыграть ему на руку в борьбе с дуэтом молодых талантов. Но из маркеров такого исхода – только не слишком состоятельный «Золотой глобус» двухмесячной давности.


Ставка сыграла:

Лучшая мужская роль – Брендан Фрейзер, «Кит»

Кадр из фильма «Кит»

Главный конкурент – Остин Батлер, «Элвис»

В трех из четырех актерских номинаций этого года ожидаются жаркие битвы. Ключевыми претендентами на мужской актерский «Оскар» являются вернувшийся в большое кино, словно феникс, Брендан Фрейзер и молодой Остин Батлер. Первый исполнил главную роль всей своей жизни в драме Даррена Аронофски «Кит». Он сыграл тучного трехсоткилограммового преподавателя по литературе, который пытается восстановить отношения со своей дочерью. Батлер же перевоплотился в икону Америки, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Оба перформанса знаковые. Какой из них в итоге выберет академия, неясно.

В копилке Фрейзера награда гильдии актеров и «Выбор критиков», а у Батлера – «Золотой глобус» и BAFTA. Роли и одного, и второго ценятся киноакадемией, но работы в байопиках все же чуть больше. Вспомните хотя бы недавние победы Рене Зеллвегер («Джуди»), Рами Малека («Богемская рапсодия») или Уилла Смита («Король Ричард»).

К тому же однажды в аналогичной ситуации – камбэке Микки Рурка в «Рестлере» Аронофски против роли Шона Пенна в биографической драме «Харви Милк» – победа досталась второму. Это вроде бы слегка повышает шансы Батлера. Но мы все-таки поставим на Фрейзера – его эффектное возрождение точно достойно награды.


Ставка не сыграла
Победитель — Мишель Йео («Все везде и сразу»)

Лучшая женская роль – Кейт Бланшетт, «Тар»

Кадр из фильма «Тар»

Главный конкурент – Мишель Йео, «Все везде и сразу» — ставка сыграла, Мишель взяла «Оскар»

В женской категории тоже ожидается интересная дуэль. Двукратная обладательница «Оскара» (один из них – за лучшую женскую роль второго плана) Кейт Бланшетт может стать трехкратной благодаря роли дирижерки Лидии Тар в драме о культуре отмены «Тар» режиссера Тодда Филда. Казалось бы, наградный сезон актриса прошла крайне уверенно – Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в Венеции, «Золотой глобус», BAFTA, «Выбор критиков». В общем, полный набор.

Однако в самый последний момент премиальную идиллию Бланшетт нарушила Мишель Йео. Разогнавшийся к концу сезона «Все везде и сразу» подарил азиатской актрисе премию гильдии актеров – последнюю перед «Оскаром» и самую важную награду-маркер. Это не делает Йео главной претенденткой – все же остальные награды сбрасывать со счетов не нужно, – но уравнивает шансы актрис.

Одинаково возможны оба варианта развития событий. Мы остановимся на победе Бланшетт. Это поставит ее в один ряд с великими актрисами, двукратными обладательницами премии в категории «Лучшая женская роль»: Мэрил Стрип, Элизабет Тейлор, Ингрид Бергман, Вивьен Ли и другими.


Ставка сыграла:

Лучшая мужская роль второго плана – Ке Хью Кван, «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Главный конкурент – Барри Кеоган, «Банши Инишерина»

Одна из четырех актерских категорий, выбор в которой очевиден. Ке Хью Кван снялся в большом кино едва ли не впервые после дебюта в приключенческой ленте Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984). Роль мужа главной героини в фильме «Все везде и сразу» принесла ему все награды сезона, кроме премии BAFTA.

Британская академия выбрала Барри Кеогана («Банши Инишерина»), но вряд ли это на что-то повлияет – почти со стопроцентной вероятностью «Оскар» достанется Ке Хью Квану.


Ставка сыграла:

Лучшая женская роль второго плана – Джейми Ли Кертис, «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу». Фото: Legion-media.ru

Главные конкурентки – Керри Кондон, «Банши Инишерина», и Анджела Бассетт, «Черная пантера: Ваканда Навеки»

Пожалуй, самая конкурентная категория на «Оскаре» в этом году. Анджела Бассетт (Рамонда, королева-мать Ваканды из второй «Черной пантеры») ударно открыла наградный сезон, завоевав «Золотой глобус» и премию «Выбор критиков», но следом уступила своим конкуренткам на других церемониях. Фактор относительной давности полученных наград не стоит недооценивать – «Оскар» чаще всего получают те номинанты, которые выигрывают предваряющие его премии. Неясно также и то, рискнут ли члены академии открыть ящик Пандоры и впервые в истории наградить актрису из киновселенной Marvel.

Аналогичные шансы на статуэтку имеет ирландская актриса Керри Кондон, исполнившая роль сестры главного героя в «Баншах Инишерина». Из крупных наград сезона у нее только BAFTA, но маятник может качнуться и в ее сторону, поскольку работа Мартина МакДоны, вероятно, окажется одним из неудачников церемонии. В таком случае, голоса поклонников ленты в теории могут уйти Керри Кондон, чтобы хоть как-то отметить выдающуюся ирландскую картину.

Третья претендентка – Джейми Ли Кертис из «Все везде и сразу». Незадолго до «Оскара» она стала лауреаткой премии гильдии актеров, и только поэтому наш выбор в сложной для прогноза номинации падает на нее. Да и регалии актрисы позволяют говорить о награде «по совокупности достижений в кино». Такие истории тоже случаются. Правда, Гленн Клоуз с этим явно не согласится.



Ставка не сыграла
Победа у Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, «Все везде и сразу»

Лучший оригинальный сценарий – «Банши Инишерина»

Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Главный конкурент – «Все везде и сразу». Ставка сыграла

Шутка ли, один из главных кинодраматургов современности Мартин МакДона ни разу не получал «Оскар» за сценарий. Номинация за «Баншей Инишерина» стала для него уже третьей, и она может оказаться счастливой.

Все потому, что сценарные категории часто становятся отдушиной для фильмов-неудачников церемонии («Кролик Джоджо» в 2020, «Девушка, подающая надежды» в 2021 году, «Белфаст» в 2022 году). Да и по наградному сезону картина МакДоны шла стабильно – «Золотой глобус» и BAFTA. На премии гильдии сценаристов лента не была представлена из-за специфических правил.

Основным конкурентом «Баншей Инишерина» считается абсолютный фаворит церемонии «Все везде и сразу» – именно этот фильм удостоился награды гильдии сценаристов в отсутствие Мартина МакДоны. Какая чаша в итоге перевесит: мастерство ирландского драматурга или оригинальность Дэниэлов? Все-таки в последние годы члены академии понимают название категории слишком буквально – важным критерием стала эксцентричность сценария, иначе победу «Девушки, подающей надежды» в один год с номинированным сценарием Аарона Соркина («Суд над чикагской семеркой», 2021) не объяснить.


Ставка не сыграла
Победитель: Сара Полли, «Говорят женщины»

Лучший адаптированный сценарий – «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Главный конкурент – «Говорят женщины». Ставка сыграла

Во второй сценарной категории ситуация в целом схожая. Адаптация романа Ремарка тоже не участвовала в награждении гильдии сценаристов. Отсутствием воспользовалась Сара Полли, получившая награду за перенесенный на большой экран роман Мириам Тоус «Говорят женщины». Военной драме досталась BAFTA. Ситуация патовая, сценарии не гениальные, но предельно актуальные. Остановимся на картине, снятой по Ремарку, – если фильму не повезет в других многочисленных не технических номинациях, этот «Оскар» сгладит разочарование создателей.


Ставка сыграла:

Лучший анимационный фильм – «Пиноккио Гильермо Дель Торо»

Кадр из мультфильма «Пиноккио Гильермо Дель Торо»

Главный конкурент – нет

Оставить в дураках Disney и Pixar в анимационной категории – что-то из области фантастики. За последние 10 лет лишь однажды мультфильму от другой студии удалось победить на «Оскаре». Это был «Человек-паук: Через вселенные». Кажется, в 2023-м чудо случится вновь – версия классической сказки «Пиноккио» от Гильермо Дель Торо и Netflix оказалась одним из самых актуальных фильмов прошлого года и заслуженно забрала все возможные награды сезона.

Заберет и «Оскар». Он станет всего лишь вторым в истории для кукольного мультфильма (первый – «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня»).


Ставка сыграла:

Лучший международный фильм – «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Главный конкурент – нет

Количество номинаций военной драмы «На Западном фронте без перемен» в других категориях не оставляет выбора. У лент-соперников нет шансов тягаться с работой немецкого режиссера Эдварда Бергера. Повторится исход 2019-го и 2020-го, когда имевшие множество номинаций «Рома» и «Паразиты», соответственно, катком прошлись по своим конкурентам в категории «Лучший международный фильм».


Ставка сыграла:

Лучший монтаж – «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Главные конкуренты – «Топ Ган: Мэверик» и «Элвис»

«Лучший монтаж» – пожалуй, самая важная категория, на которую можно опираться при прогнозировании исхода в главной номинации («Лучший фильм»). Если картина не оказывается среди претендентов на статуэтку за монтаж, можно смело вычеркивать ее из перечня возможных лауреатов.

Резонно делать ставку на фаворита главной категории «Все везде и сразу». Фильм с помощью монтажа доходчиво объясняет правила мультивселенной – Marvel, к примеру, для этого приходится снимать несколько частей своей киновселенной.

Набор наград в номинации у картины Дэниэлов тоже солидный: BAFTA, «Выбор критиков» и премия гильдии монтажеров. В последний раз с таким послужным списком «Оскар» за монтаж не получал «Гладиатор» в далеком 2001 году.


Ставка сыграла:

Лучшая операторская работа – «На Западном фронте без перемен»

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Главный конкурент – «Элвис»

Привычной однозначности нет даже у некоторых технических категорий. Фаворит сезона Клаудио Миранда («Топ Ган: Мэверик») по странному стечению обстоятельств остался без номинации, поэтому выбор академии может пасть на любого кандидата. Ключевые – оператор драмы «На Западном фронте без перемен» Джеймс Фрэнд и Мэнди Уокер, стоявшая за камерой в «Элвисе». Первый выиграл награду BAFTA, вторая – премию гильдии операторов, результаты которой были оглашены в самый разгар оскаровского голосования. Это может помешать Мэнди Уокер стать первой операторкой, удостоенной золотой статуэтки в этой категории.


Вероятные победители в оставшихся номинациях:

  • Лучший оригинальный саундтрек – «На Западном фронте без перемен». Ставка сыграла
  • Лучшая песня – Naatu Naatu, «RRR: Рядом ревет революция». Ставка сыграла
  • Лучшие визуальные эффекты – «Аватар: Путь воды». Ставка сыграла
  • Лучший звук – «Топ Ган: Мэверик». Ставка сыграла
  • Лучший грим и прически – «Элвис». Ставка не сыграла, победитель: «Кит»
  • Лучший дизайн костюмов – «Элвис». Ставка не сыграла, победитель: «Черная пантера: Ваканда навсегда».
  • Лучшее художественное оформление – «Вавилон». Ставка не сыграла, победитель: Кристиан М. Гольдбек, Эрнестина Хиппер, «На Западном фронте без перемен»
  • Лучший документальный фильм – «Навальный». Ставка сыграла
  • Лучший короткометражный документальный фильм – «Незнакомец у ворот». Ставка не сыграла, победитель: «Заклинатели слонов»
  • Лучший короткометражный фильм – «Ученицы». Ставка не сыграла, победитель: «Прощание по-ирландски»
  • Лучший короткометражный анимационный фильм – «Мальчик, Крот, Лис и Конь». Ставка сыграла

Итого: Time Out угадал 15 победителей в 23 номинациях.