Грим у актеров в кино, искусство макияжа актеров в фильмах

Искусство грима в кино: воссоздаем образы любимых актеров

Дмитрий Евстратов, Елизавета Константинова   29 марта 2024
11 мин
Искусство грима в кино: воссоздаем образы любимых актеров
Фото: архивы пресс-служб
На вопрос о том, что для зрителей определяет кино, каждый ответит по-разному: сюжет, спецэффекты, игра актеров. А мы скажем грим, и тоже будем правы! Кровавая Эль Фаннинг, состаренный Марлон Брандо, пугающая Хелена Бонем Картер и неузнаваемый Уиллем Дефо в оскароносных «Бедных-несчастных» — вспоминаем несколько виртуозных работ гримеров и визажистов, без которых образы героев не состоялись бы, а также делимся подборкой средств, с помощью которых вы сами сможете перевоплотиться в киноикон.

Макияж Эль Фаннинг в «Неоновом демоне»

Кинокартины датского режиссера Николаса Виндинга Рефна — кладезь стиля и формы. Едва ли не в каждой своей работе он отказывается от привычных повествовательных механик и наполняет пространство фильмов яркими красками и визуальными образами. Не последнюю роль в этом играет работа стилистов и художников по гриму.

На одной из пресс-конференций режиссер признавался, что всегда мечтал снять кино о красоте:

«Цена красоты никогда не упадет. Мы развиваемся, живем дольше, но наша одержимость красотой не проходит, а становится лишь все более экстремальной. И одержимость эта может привести к совершенно необычной форме безумия».

Эта мысль отражена в «Неоновом демоне» — фешн-хорроре, в котором соединяются радикальная сатира над безжалостным миром высокой моды и драма о потере себя в гонке за мнимой победой. Картина начинается с эффектной сцены: с ярким глиттером на лице, обмазанная бутафорской кровью, словно персонаж тарантиновского фильма, главная героиня Джесси притворяется мертвой на съемке. 

Так Рефн сразу заявляет о конечной точке ее пути — смерти — и лишь после этого демонстрирует начальную. Наивная и чистая, Джесси вскоре окрасится в золотой, будет носить пластины на лице и начнет экспериментировать с внешностью, лишаясь естественной красоты.

Керлер для ресниц, Beter

Тушь, 2aN

Хайлайтер, DARLING*

Кушон, Klavuu

Жидкая губная помада, Bodyography

Карандаш для глаз в оттенке Midnight Blue, Bodyography

По словам визажиста «Неонового демона» Эрин Аянян, вместо слов за развитие персонажа актрисы Эль Фаннинг отвечают ее визуальные трансформации: 

«Нам было важно отразить разные грани ее личности, а также прокомментировать ее восприятие другими персонажами. Джесси выглядит очень свежо и молодо в начальных сценах с другими девушками. Когда она снимается с Джеком, который считает красоту высшей ценностью, она вся в золоте. А когда в ней со временем появляется что-то зловещее, ее макияж становится очень жестким и холодным».

Пигмент-глиттер для век, Bodyography

Палетка румян, ANASTASIA BEVERLY HILLS

Подводка-фломастер для глаз, Talika

Спрей с солью для укладки волос, Sono

Жестокий мир моды постепенно развращает Джесси и ее соперниц — конкуренция становится бескомпромисснее, цветовая палитра кадра серьезно меняется. 

Погоня за идеалами, навязанными извне, заканчивается в лучших традициях древнегреческой мифологии: ослепленный своей красотой, Нарцисс тонет в ее отражении — так бесславно завершается история превратившейся в хищницу Джесси и двух ее конкуренток. Мир высоких материй и красоты оказывается родственным животному.


Состаривание Марлона Брандо в «Крестном отце»

«Крестный отец» — один из фильмов-столпов мирового кинематографа, сформировавший целый жанр кино о мафиози и установивший его правила игры. О возникновении ленты написано немало книг, снят сериал, и отдельного места в упоминаниях заслуживает работа гримеров.

Так, к примеру, актерское перевоплощение Марлона Брандо в дона Вито Корлеоне, принесшее ему «Оскар» за лучшую мужскую роль, сопровождалось ежедневной многочасовой подготовкой. Перед началом съемок артиста гримировали в течение трех часов. Главная особенность его грима — специальная стальная капа. Из-за нее нижняя челюсть Брандо характерно выпячивалась вперед.

В некоторых сценах актер использовал ватные тампоны за щеками, чтобы сделать мафиози непроницаемым, «похожим на бульдога». А на пробы он и вовсе пришел с перекрашенными в черный цвет волосами. Позже артист рассказал о маске своего героя: «Это то, что надо, — страшная бульдожья морда, а внутри — теплота».

В фильме Корлеоне было 68 лет, Брандо же на съемках исполнилось 47. Несмотря на то, что продюсеры вставляли Фрэнсису Форду Копполе палки в колеса и не хотели приглашать актера, режиссер сумел их уговорить. 

Для голливудской звезды наняли великого гримера-самоучку Дика Смита, который виртуозно состарил Брандо на 20 лет. Смит долгие годы создавал пластический грим («Маленький большой человек», «Люди-аллигаторы»), но к «Крестному отцу» подошел иначе, отказавшись от сложных конструкций на лице артиста. Вместо этого — театральный грим с небольшими старческими пятнами и тенями.

«Мой подход в фильме Копполы — использовать как можно меньше макияжа и грима. И актеру играть проще, и выглядит это гораздо естественнее, да и времени на подготовку уходит куда меньше».

Гель для укладки волос, ORGANICALS

Гель для бровей, Rad

Набор многоразовых дисков, Alma K.

Увлажняющий крем с лифтинг-эффектом, Swissoxx

База для ровного тона, 9 wishes

Бальзам для губ, Hemp Care

Точечный консилер, YADAH

Воздушная компактная пудра, YADAH


Уиллем Дефо в роли бога и визуальная трансформация Эммы Стоун в «Бедных-несчастных»

Премию «Оскар» в категории «Лучший грим и прически» в 2024 году получил фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Львиная доля успеха принадлежит Наде Стейси, ответственной за создание образа доктора Годвина Бакстера, который вживил в тело покончившей с собой женщины мозг ее нерожденного ребенка.

Годвин — своего рода доктор Франкенштейн, он экспериментирует и создает новых людей. Виной всему детская травма: его изувечил отец-хирург. На лице Бакстера остались огромные шрамы, припухлости — оно будто сшито из кусочков чужой кожи. По словам Стейси, монструозный облик должен был шокировать зрителя, показать ему необычную версию бога во плоти, который в своей работе вымещает давние травмы.

Создатели затейливого грима вдохновлялись картинами и рисунками английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, в частности, его автопортретом 1969 года, выполненным в голубых, серых и грязно-розовых тонах. Под стать работам художника оказалась и цветовая палитра «Бедных-несчастных».

Крем против темных кругов и отечности под глазами, Korff

Матирующий роллер из вулканического камня, okolo

Балансирующая сыворотка для лица, Skinology

Тональная основа-кушон, JKONA

Мист для вечернего ухода за кожей, Omorovicza

Карандаш для бровей, Luna

Впрочем, виртуозный пластический грим Уиллема Дефо — не единственная причина, по которой лента получила «Оскар». Постоянно трансформирующийся образ Беллы Бакстер тоже сыграл весомую роль. Вот что вспоминает Надя Стейси о работе над прической и макияжем героини Эммы Стоун:

«Волосы Беллы намеренно оставлены распущенными. Это признак ее несоответствия обществу, ведь все женщины вокруг ходят со старинными прическами. По ходу фильма вместе со стремительно развивающейся героиней ускоренными темпами растут и ее волосы: к финалу картины Эмма носила 44-дюймовые пряди волос».

Похожие изменения происходили и с макияжем актрисы. Когда Белла впервые появляется в кадре, она еще ребенок, поэтому макияж мог бы вырвать зрителя из истории, обмануть его. Вместо этого художники сосредоточились на уходе за кожей Эммы и использовали прозрачный гель для бровей и матовый бальзам для губ. 

Уже потом, когда Белла приезжает в Париж и устраивается в публичный дом, она осознает, что макияж — часть процесса представления себя мужчинам. В этих сценах визажисты использовали анатомические цвета: кроваво-красный, розовый — от кожи, синий и фиолетовый — от вен.

Легкая сыворотка для волос, Beamarry

Сыворотка для повышения гладкости кожи, Alchemy care

Крем-гель для нормальной и жирной кожи, belif

Гель для кожи вокруг глаз, Celenes

Тональный кушон, Dear Dahlia

Набор для бровей с трафаретами, ANASTASIA BEVERLY HILLS


Превращение Сергея Безрукова во Владимира Высоцкого

Когда в прокат вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», зрители гадали, кто же скрывается под маской легендарного барда. Создатели долго не раскрывали деталей, но догадки о том, что под несколькими слоями грима музыканта играет Сергей Безруков, все же блуждали и в прессе, и в социальных сетях. И впрямь оказалось, что народный артист России может прятаться не только за березами или в высокой-высокой траве.

Грим в байопике Петра Буслова — один из самых сложных в истории отечественного кино. Его создатель Петр Горшенин — ведущий художник пластических спецэффектов в России, работавший над «Мастером и Маргаритой» этого года и многими лентами новой сказочной волны.

«Мы работали только с фотографиями. Никита Владимирович (сын Владимира Высоцкого. — Прим. ред.) очень помог нам, предоставив из архива несколько сотен снимков, на которых Высоцкий представлен во всех ракурсах. Эти фотографии (всего около пятисот кадров) заменяли нам эскизы».

По словам Горшенина, работа над гримом заняла больше полугода. Сначала художники сделали точную копию лица Безрукова, а уже на нем — скульптуру из воска, пластилина и других материалов. Все для того, чтобы пластический грим не ограничивал актера и позволял ему легко воспроизводить мимику персонажа:

«Нам было необходимо учесть, насколько органично пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Нужно было соблюсти все нюансы мимики, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора».

Далее подготовленная форма вымывается от скульптурных материалов, и в нее заливается силиконовый состав. Так получается комплект из нескольких пластических деталей: нижняя часть лица, нос, лоб — все отдельно. 

В случае «Высоцкого» этот процесс повторялся девять раз: художникам по гриму приходилось «настраивать» пластические детали и по пять-шесть часов ежедневно гримировать Сергея Безрукова. 

Многие зрители отнеслись к фильму прохладно, но пластический грим в «Высоцком» на то время стал уникальным художественным явлением:

«С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности ничего подобного в мировой практике не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах — это в основном приближенная стилизация под человека, которого мало кто видел из ныне живущих. У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача — главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история», — признавался Горшенин.

Крем для лица с муцином улитки, Yerma

Праймер для лица, Rad

Пудра с коллагеном, ByeoLee

Стойкая тональная основа-кушон, AGE 20’s

Карандаш для макияжа глаз и губ, LUNA


Жуткие образы Рэйфа Файнса и Хелены Бонем Картер в «Гарри Поттере»

Сложно представить, какую колоссальную работу проделали художники по гриму за десять лет съемок серии фильмов о мальчике, который выжил. Многочисленные фанаты «Гарри Поттера», влюбленные в книги Джоан Роулинг, не оставили бы без внимания и критики любую неточность, допущенную создателями.

Какого персонажа ни возьми, каждый образ оказался чрезвычайно удачным. Самым непростым для художников стал причудливый облик Лорда Волан-де-Морта: актер Рэйф Файнс с осторожностью относится к пластическому гриму, поэтому в его контракте было прописано, что в кресле перед съемками он может находиться не дольше двух часов. 

За это время гримерам приходилось творить настоящую магию: временные татуировки в виде просвечивающих сквозь кожу вен, выбеливание лица мертвенно-сероватым цветом, накладные зубы и ногти, делающие героя похожим на змею, наклейки на брови, пугающее затемнение глаз — все это дело рук визажистов и мастеров грима. С помощью спецэффектов создавался только жуткий нос.

Правда, повторять образ мы вам не советуем — вдруг кто-то подумает, что у вас наготове палочка с «Авада кедавра», да и тканевую маску лучше держать на лице не дольше 15 минут.

Тканевая маска для контроля себума, For me by Gold Apple

Успокаивающий скраб для кожи головы, One-days you

Шампунь для роста волос, Organicals

Сыворотка для роста бровей, Talika

Гидрогелевые патчи, Misoli

Крем с лифтинг-эффектом, Korff

Водостойкая подводка для глаз, ANASTASIA BEVERLY HILLS

Над гримом для всех персонажей поттерианы из фильма в фильм работала внушительная команда художников и визажистов (от 100 до 200 человек), которой руководил Ник Дадмэн. По его словам, самой сложной задачей для гримеров было сделать персонажей, не похожих на тех, которые появлялись в кинематографе ранее. 

«Когда вы создаете драконов, оборотней, гоблинов и делаете макияж для главных героев, то есть работаете над чем-то много раз реализованным или знаковым для фанатов, всегда приходится искать нестандартные решения».

Другой пример — Беллатриса Лестрейндж в исполнении Хелены Бонем Картер. Бывшая супруга Тима Бертона буквально вышла из его фильма: макабрический макияж с темными оттенками, глаза не всегда аккуратно подведены карандашом, на губах — черная или бордовая помада, на голове — безумные кудри. 

Все это отражает ее особенный на фоне других Пожирателей смерти характер. Преданная, беспощадная и истеричная, она одновременно умудряется и отталкивать, и притягивать зрителей. Недаром поклонники называют этот образ актрисы одним из любимых в серии.

Губная помада, 3ina

Пигментированный карандаш для глаз, Limboss

Тональная основа, Clio

Сухое масло для лица, тела и волос, Ovalla

Тени для век, Bodyography

Водостойкая подводка для глаз, YADAH

Стик для контуринга, ANASTASIA BEVERLY HILLS

Erid: 4CQwVszH9pWwoH7fFny

Реклама 0+. ООО «Екатеринбург Яблоко». ИНН 6670381056. ОГРН 1126670019585. Юр адрес 620014, г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 62, оф. 306