5 образов Мэтта Деймона, о которых редко вспоминают | Кино | Time Out
Кино

5 образов Мэтта Деймона, о которых редко вспоминают

Клара Хоменко 8 октября 2020
8 мин
5 образов Мэтта Деймона, о которых редко вспоминают
Фото: ChinaImages/Depositphotos

Умнице Мэтту Деймону исполняется 50 лет. По этому поводу Time Out решил вспомнить, кем был юбиляр за свою актерскую карьеру — помимо математика, наемного убийцы, очаровательного грабителя, маньяка и просто солдата.


Романтический ковбой

«Неукротимые сердца»

Если посмотреть на все роли Деймона, выяснится интересная вещь — он почти никогда не играл романтических героев. Потерянных, сумасшедших, отчаявшихся, людей действия — сколько угодно, а вот герой-любовник — это совершенно не его амплуа, хотя казалось бы.

Режиссер: Билли Боб Торнтон

В ролях: Мэтт Дэймон, Пенелопа Крус, Генри Томас, Анхелина Торрес

Один из немногих случаев, когда Деймон сыграл чистую любовь — фильм «Неукротимые сердца», снятый Билли Бобом Торнтоном по роману «All the Pretty Horses» Кормака Маккарти, одного из знаковых американских писателей. Книга была бестселлером в 90-х и сочетала в себе традиционную для этого автора мрачность с совершенно ему несвойственной романтичностью. Торнтон влюбился в этот материал и хотел, чтобы экранизация передавала весь ее неповторимый эпический размах. Снимали в Техасе. Вдохновлялись, причем до медитаций, специально написанной для фильма музыкой Даниэля Лануа. И все было прекрасно, пока не пришел Харви Вайнштейн. Продюсер велел полностью заменить саундтрек, сократить хронометраж и основной упор сделать на историю любви ковбоя Джона (Мэтт Деймон) и дочери богача-ранчеро, мексиканки Алехандры (Пенелопа Круз).

Получившееся в результате кастрированное чудовище выкатили в рождественский прокат, но это картину не спасло: при более чем 50 млн долларов бюджета фильм заработал в прокате всего 18 млн. Торнтон был в предынфарктном состоянии, а Деймон — в бешенстве, и даже не потому, что критики просто полностью разгромили его игру в этом фильме, подчеркивая, что он умудряется сделать пошлую центральную линию еще и ненатуральной. Мэтт пришел в ярость, видя, как решения Вайнштейна повлияли на здоровье режиссера: «Мы сняли мрачный фильм под музыку, написанную для электрогитары 1949 года — но студия хотела эпопею с любовью и скрипками. Они же знали, что мы делаем! Они видели всех актеров, видели Боба, видели, что его сердце, черт побери, просто сломалось, пока он боролся за этот фильм. Нельзя выбросить из картины 35% и думать, что это все еще то, что мы снимали!».

В дальнейшем Мэтт еще много раз работал с Вайнштейном и даже пытался заступаться за него в самом начале разразившегося сексуального скандала. А в романтические фильмы актера с тех пор нечасто звали.


Конь

«Спирит: Душа прерий»

Мультфильм «Спирит: Душа прерий» мало кто помнит в России — но в США он стал главным событием 2002 года и номинировался на «Оскар», проиграв самому Хаяо Миядзаки.

Режиссер: Лорна Кук

В отличие от диснеевских мультиков с говорящими зверушками и комическими персонажами, это было почти смертельно серьезное кино об индейском жеребце, который был захвачен американскими солдатами во время военного столкновения и стремится вырваться из плена. Ни одно животное в кадре не разговаривало — они общались, как и в жизни, только при помощи звуков и языка тела. Тем не менее, у Спирита был закадровый голос — и он принадлежал Мэтту Деймону.

Критики назвали мультфильм «визуально ошеломляющим», чистым, непосредственным, полным духа юности. Это была история о свободе, которую никому не дано отнять, поскольку все люди и животные рождены свободными. Завоевывать их, порабощать, заставлять служить себе — очень плохо. Спустя 15 лет «Спирит» стал основой для анимационного сериала Netflix, 14 мая 2021 года должен выйти полнометражный фильм. Мэтт Деймон в нем не занят.

Но за ту историю о Спирите, которая была первой, он номинировался на множество премий вместе со всей группой, получил награды за лучшую озвучку и — закономерно — приз Kids’ Choice Awards.

Про еще одного мультяшного коня: ПРЛ и депрессия — чему научил нас «Конь БоДжек»


Мошенник-зануда

«Информатор», «Талантливый мистер Рипли»

«Талантливый мистер Рипли»

Есть два актера, с которыми Стивен Содерберг готов работать всегда — это Джордж Клуни и Мэтт Деймон. У них очень похожие взгляды на жизнь и кинематограф, им не приходится тратить время на лишние разговоры и отладку взаимопонимания, которое необходимо на съемочной площадке. Поэтому Мэтта можно обнаружить в очень многих работах Содерберга хотя бы на небольших ролях — Деймон вообще легко соглашается на камео для людей и фильмов, которые ему нравятся, иногда делая это вообще бесплатно. Но в язвительном «Информаторе» он сыграл главную роль — да так, что эту работу называли пиком актерской формы Мэтта Деймона.

«Информатор»

Как известно, для роли в «Талантливом мистере Рипли» актер похудел на 13 килограммов. В «Информаторе» он обзавелся круглыми щеками, брюшком и усами. В современном кино изменение внешности часто становится самоцелью, показывая зрителю актера в непривычном образе — но на этом все и заканчивается. «Информатор» — совсем другой случай: личина обывателя помогала увидеть истинный талант Деймона, его способность к тонкой игре. Характер Марка Уитейкера, который затевает грандиозную аферу с ФБР ради того, чтобы увести их внимание от собственного преступления, раскрывается перед зрителем постепенно. Артист мастерски показывает сущность своего героя в десятках деталей и полутонов, в крошечных мгновениях и жестах: моргни — и пропустишь.

Кинокритики были поражены: несмотря на то, что о таланте Мэтта всем было известно с 1997 года, эффект как-то подзабылся, и теперь они констатировали, что Деймон тихо и незаметно превратился из просто звезды в великого актера.


Любовник пианиста

«За канделябрами»

Удивительно, как все меняется со временем: долгое время американское телевидение было суровым оплотом консерватизма, в то время как на большом экране выходили совершенно революционные вещи.

Но в XXI веке Содерберг не мог найти ни одной студии, которая согласилась бы на фильм о Либераче, самом знаменитом пианисте Америки в пятидесятые-семидесятые годы, так что фильм вышел на телевидении. Зато исполнителей главных ролей он нашел быстро. Майкл Дуглас согласился сыграть в «За канделябрами», потому что это было интересно и он помнил Либераче с детства — ходил к нему в гости с отцом. А Мэтт Деймон согласился на роль Скотта Томаса, любовника главного героя, потому что это был фильм Содерберга — и потому что он «всегда хотел почувствовать себя Шерон Стоун или Деми Мур». Хотя на поиск денег для этого кино у режиссера ушло 12 лет, актеры оставались в проекте и были готовы к съемкам в любой момент.

То, что получилось, до сих пор поражает. Китчевый, яркий, местами пошлый до зубовного скрежета, «За канделябрами» просто убивает диалогами, костюмами и невообразимым доселе образом Дугласа. И в то же время это заряд особой химии, гремучий коктейль нежных чувств, которые в итоге оказываются погребены под грузом стигмы, под стремлением к разрушению себя и окружающих.

Позже Деймон говорил, что хотел сыграть именно это — как неприятие общества и привычка укрываться от него уничтожают даже малую вероятность счастья для двоих.

Пожалуй, показателем того, насколько все получилось, может служить тот факт, что критики, воздавая должное таланту Майкла Дугласа, блиставшего с такой силой, что его работа затмевала вообще все вокруг, чаще писали все-таки о работе пары Дуглас-Деймон, чем о них по отдельности.


Просто парень, который голодает

Мэтт Деймон в бейсболке и дешевой куртке смотрит в камеру: «Привет, я Стив. В последнее время дела у моей семьи так плохи, что мы приходим за помощью в продовольственный банк».

Режиссер: Сюзанна Бир

В ролях: Том Хиддлстон, Хью Лори, Элизабет Дебики, Оливия Колман

Потом он оглядывается и спрашивает: «Стив, я все правильно делаю?». Тогда в кадре появляется мужчина средних лет, который говорит, что могло быть и лучше. Они смеются и уходят по улице вместе, пока голос за кадром просит американцев, если у них есть такая возможность, пожертвовать что-то в продовольственный банк в их районе. Это социальная реклама длительностью в 31 секунду. Мэтт участвовал в этом проекте вместе со своим другом Беном Аффлеком.

Фуд-банки — одна из частей американской общественной системы помощи людям, у которых нет денег. Голод — это реалии жизни в США: в 2008 году после финансового кризиса в стране голодала шестая часть населения. Суть кампании была в том, чтобы объяснить людям проблему стереотипа голодного человека как человека ленивого. Стиву Галлахеру, герою того самого ролика, понадобилось немалое мужество, чтобы пренебречь гордостью и обратиться в продовольственный банк: на момент съемок они с женой искали работу уже больше двух лет. Так что Мэтт сыграл лицо среднего класса Америки, который очень часто оказывается на грани нищеты.

Деймон часто говорит, что слава — это социальный контракт: добившись много, ты должен помочь тем, у кого ничего нет. В детстве он, ребенок из средней благополучной семьи, ездил с родителями в Мексику и Гватемалу и насмотрелся там настоящей нищеты. Сейчас он спонсирует доставку воды в Африку и строительство маленьких водопроводов в Индии, поддерживает ВИЧ-инфицированных и людей, которым нечего есть.

Когда его спрашивают о том, в чем его задача в качестве отца четырех дочерей, он отвечает — уберечь их от последствий своей славы, воспитать в них понимание, что есть и другой мир. Он ужасен — и в нем всем нужна помощь.

  • Спецпроект