Лучшие фильмы фестиваля ДОКер 2020

12 фильмов ДОКера 2020, которые нельзя пропустить

Виктория Савина   4 августа 2020
7 мин
12 фильмов ДОКера 2020, которые нельзя пропустить
С 21 по 30 августа 2020 года пройдет Международный фестиваль ДОКер, демонстрирующий выдающиеся и актуальные документальные ленты, отобранные с разных уголков света. Событие состоится одновременно в 5 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани и Ярославле. Основная площадка — московский Киноцентр «Октябрь». Time Out рассказывает о 12 фильмах ДОКера 2020, на которые стоит обратить внимание.

«Лавмобиль» (Lovemobil, 2019, реж. Эльке Леренкраус)

Немецкая картина погружает зрителя в ночную жизнь сельских окраин Германии, где девушки по вызову из Восточной Европы и Африки принимают своих клиентов в обветшалых трейлерах. Зритель окунается в повседневность персонажей, словно проживая вместе с ними неотличимые друг от друга дни. Камера концентрируется на мелких бытовых деталях и улавливает моменты, когда главные героини остаются наедине с собой, открывая нам глубинные переживания девушек. В фильме представлены как дневная съемка, так и ночная — в ней превалируют эффектные неоновые оттенки, отсылающие к поздним работам Николаса Рефна. Главным двигателем сюжета становится убийство одной из девушек — оно кардинально меняет жизнь остальных героинь.


«Санкара жив» (Sankara n’est pas mort, 2019, реж. Люси Вивер)

«Санкара жив» — это история приключений Биконтина, молодого поэта из Буркина-Фасо. Впечатленный восстанием 2014 года, герой отправляется путешествовать по своей стране, двигаясь с юга на север. Юношу мучают сомнения по поводу «лучшей жизни на Западе», на которую он надеялся. В пути Биконтин встречается с самыми разными людьми, узнает об их мечтах и разочарованиях, проводит параллели между своей поэзией и стремительно меняющимися общественными реалиями. Мы наблюдаем за тем, как герой переосмысливает свои взгляды — и параллельно с этим знакомимся с жизнью небольшого государства. «Африканский Че Гевара», президент Томас Санкара, во многом придал стране ее современный облик, и вслед за Биконтином мы обдумываем влияние Санкары на состояние Буркина-Фасо и перспективы его развития.


«Исчезающая деревня» (The fading village, 2019, реж. Лю Фэйфанг)

Проникновенная история о разорванных семейных узах, а также о различиях в мировоззрении молодого и старшего поколений. В то время как подавляющее большинство молодежи уезжает в город, парень по имени Джунли отказывается покидать свою семью и остается в заброшенной сельской местности в горах. Картина Фэйфанг демонстрирует процесс медленного увядания деревни, сосредотачиваясь на провинциальном укладе жизни и живописных пейзажах. Параллельно с этим режиссер наблюдает за разрушением родственных связей, которое проявляется в мелких бытовых моментах и сказывается не только на состоянии конкретной семьи, но и на будущем всего поселения.


«Солнце внутри» (Um Filme de Verão, 2019, реж. Джо Серфати)

Кэрол, Джуниор, Роналду и Карло заканчивают школу и сталкиваются с необходимостью сделать непростой выбор относительно их будущей карьеры. Бразильская драма фокусируется на острой социальной проблематике, которая неразрывно переплетена с личными историями персонажей. Мы погружаемся в трущобы Рио-де-Жанейро, где люди все чаще остаются без электроэнергии и в целом находятся в сложном финансовом положении. Однако даже в этих условиях герои мечтают о лучшем будущем и пытаются найти тропы, которые приведут их туда.


«Пена» (2019, реж. Илья Поволоцкий)

«Пена» — строгий, холодный портрет быта жителей побережья Баренцева моря. Перед нами пустынная местность, в которой до распада Советского Союза процветали многочисленные военные гарнизоны и научные станции. Теперь здесь живут всего несколько людей из небольшого поселка — браконьер, женщина-метеоролог, бывший морской пехотинец, капитан водного такси и его дочь. То статичная, то подчеркнуто подвижная камера фиксирует повседневные ритуалы героев, пока те стремятся найти свое место хотя бы на этой опустевшей земле.


«Безумный Александр» (Alexandre Odyssey, 2019, реж. Педро Пиреш)

Фильм-одиссея рассказывает о непростой судьбе и сложных внутренних перипетиях героя по имени Алекс. Уже некоторое время он живет с психическим расстройством — пятнадцать лет назад он попал в трудную ситуацию, и эта травма осталась с ним навсегда. Александр знакомится с девушкой, их отношения постепенно развиваются, но его переполняют эмоции, с которыми невероятно сложно справиться. Герой пытается держать ситуацию под контролем, однако постепенно он замыкается в своем подсознании, не в силах противостоять круговороту паранойи.


«Акаса, мой дом» (Acasa, My Home, 2019, реж. Раду Черникиус)

В бухарестской дельте находится уникальный заповедник, чудом сохранивший местную природу в первозданном виде. В этом идиллическом мире, изолированном от цивилизации, уже двадцать лет проживает семейство Эначе. Однако неожиданно власти забирают этот уголок земли себе, и жизнь героев кардинально меняется. Фильм Раду предоставляет зрителю возможность соотнести себя с персонажами, привыкшими к сельскому жизненному укладу — а затем ставит семейство (и нас вместе с ними) в невероятно сложную ситуацию. Эначе вынуждены переезжать в город и адаптироваться к непривычным для них общественным устоям: остаться равнодушным к их переживаниям невозможно.


«Дитя любви» (Love child, 2019, реж. Ева Малвад)

Пятая по счету лента Евы Малвад рассказывает частную историю, но выбор темы во многом закономерен. Свою первую документальную работу режиссер посвятила правозащитнице Малалай Джойе — она активно боролась за демократию в стране и стала первой афганской женщиной, работающей в Парламенте.

Главный герои фильма — замужняя Лейла и женатый Саханд: их тайный роман начинается в Тегеране. Влюбленные не могут развестись, поскольку в Иране супружеская измена карается высшей мерой наказания — смертной казнью. Через некоторое время у них появляется сын по имени Мани, который считается незаконнорожденным. Когда ребенку исполнилось четыре года, тайна Лейлы и Саханда раскрылась, и теперь они вынуждены бежать из страны…


«Уроки любви» (Lessons of love, 2019, реж. Кася Матея, Малгожата Голишевская)

Главная героиня Йола в свои шестьдесят девять лет решает распрощаться с супружеской жизнью, полной нескончаемого кошмара, начинает дышать полной грудью и заводит новый роман на уроке латиноамериканских танцев. Однако вскоре часть окружения женщины, отличающегося консервативными взглядами, начинает активно оправдывать ее абьюзивного мужа. Матея и Голишевская в своей картине демонстрируют острый, активно обсуждаемый и весьма тонкий момент — он касается давления окружающих. Нередко встречаются ситуации, когда безвыходность ситуации, в которой находятся жертвы домашнего насилия, усугубляется осуждением общества, знакомых, друзей или даже родственников, пытающихся обосновать абьюз. Однако лента, делая упор на оптимизм, демонстрирует, что вырваться, пережить случившееся и открыть себя заново можно в любом возрасте.


«Принять вызов» (Accept the call, 2019, реж. Юнис Лау)

В фильме «Принять вызов» Юнис Лау исследует проблемы миграции, которые тесно переплетаются с темами социальной справедливости и американской идентичности. Юсуф Абдурахман 25 лет назад, будучи беженцем, покинул Сомали, чтобы начать новую жизнь в Миннесоте. Год за годом он жил в тревоге за свое будущее и будущее своего 19-летнего сына Захарии. Вскоре самые худшие опасения Юсуфа оправдались — Захария был схвачен в ходе контртеррористической операции ФБР. Теперь герой отчаянно жаждет наладить отношения с сыном и понять, почему его ребенок присоединился к террористической организации.


«Сделано в Китае» (Made in China, 2019, реж. Марк Чика Хосе)

Накануне китайских новогодних праздников 21-летний Ю Лян Юань отправляется из промышленной колонии, находящейся в Шэньчжэне, в родной город в  провинции Хэнань. Для героя его поездка должна была стать рядовым отпуском. Однако после приезда Юаня домой фильм превращается в экзистенциальную драму, развивая темы различия между поколениями и борьбы молодых людей за право на свободную самоидентификацию.


«За горизонтом» (Dalava, 2019, реж. Мартин Маречек)

Необычный роуд-муви с элементами триллера рассказывает о сближении отца и сына. Под конец лета Вит и Гриша отправляются в длительное путешествие по России. Как только их поездка начинается, отец погружается в воспоминания о своем прошлом, а сын, не желая общаться с папой, отдает предпочтение музыке в наушниках. Находясь рядом, герои крайне далеки друг от друга. Однако в этом странствии Виту и Грише предстоит найти самих себя и стать по-настоящему близкими друг другу людьми. Все начинается с поисков — но что же им предстоит искать?