10 фильмов Beat Film Festival 2020, которые нельзя пропустить | Кино | Time Out

10 фильмов Beat Film Festival 2020, которые нельзя пропустить

  31 июля 2020
8 мин
10 фильмов Beat Film Festival 2020, которые нельзя пропустить
Главный фестиваль документального кино в этом году пройдет, по понятным причинам, сразу в двух форматах. Онлайн фильмы будет показывать стратегический партнер фестиваля — платформа КиноПоиск HD. Офлайн можно будет, как и раньше, посмотреть картины в кинотеатрах — благо они открываются с 1 августа. В этот же день начинается и Beat Film Festival. Time Out рассказывает об основных фильмах весьма обширной и очень интересной программы, которая рассчитана на две недели.

«Кит Харинг: Вундеркинд стрит-арта»

Британская картина посвящена жизни одного из ярчайших представителей американского поп-арта и уличного искусства, символа свободы и безумия Нью-Йорка 1980-х. Харинг украшал своими граффити переходы метро, рисовал на теле Грейс Джонс, делал костюмы для Мадонны, приятельствовал с Энди Уорхолом и Жаном-Мишелем Баския. К 25 годам он был во всех журналах. В 31 год он умер от СПИДа — но остались тысячи его жизнерадостных работ, которые вошли в язык поп-культуры наравне с принтами Уорхола и логотипом I love NY.

В документальном байопике — ранее неизвестные интервью с Китом Харингом, смешные материалы из архива его фонда, обаятельные комментарии друзей и множество эпизодов борьбы. Харинг высказывался за права геев и афроамериканцев, выступал за ядерное разоружение и против стигматизации больных СПИДом — он был одним из самых ярких политических художников своего времени. Он осуждал высоколобое музейное искусство и был по-настоящему народным: его работа с младенцем красовалась на экране на главном перекрестке Нью-Йорка, Таймс-сквер.

Фильм будет показан в ночь с 31 на 1 августа в киноцентре «Октябрь».


«Разбитый нос, пустые карманы»

Потрепанный бар на окраине Лас-Вегаса закрывается и устраивает праздник, чтобы все завсегдатаи могли проститься со своим любимым местом. Вместе с посетителями и барменами зритель проживает этот последний день. Камера ловит сумбурные, но невероятно живые разговоры, следит за барменом, который относится к постоянным клиентам как к членам большой сумасбродной семьи, фиксирует яркие детали — например, телевизор, в котором почему-то идет фильм «Летят журавли».

Зафиксированное на пленке прощание — импровизация: бар не закрывается и находится не в Лас-Вегасе, а в Новом Орлеане, а его посетителям предложено сыграть самих себя.

Фильм будет показан в рамках программы «Garage Screen x Beat: Переписывая реальность».


«Книготорговцы»

Окно в мир нью-йоркских букинистов и коллекционеров книжных сокровищ, которые, пожалуй, отличаются от российских коллег вековыми традициями и большим видовым разнообразием. Но в главном все представители этой профессии одинаковы: они не бизнесмены, а энтузиасты, знатоки и эксцентрики, объединенные невероятным увлечением. Погоня за редкими томами, собиравшиеся десятилетиями коллекции, переходящие по наследству лавки с редчайшим подбором томов, страсть к знаниям и привязанность к тактильным ощущениям от книг — в Нью-Йорке (и в фильме) эта страсть проявлена в наивысшей степени, но для того, чтобы ее пережить и почувствовать, необязательно пересекать океан.

Невозможно не думать о том, как складывается судьба героев этого фильма сегодня — и найдется ли место для их страсти в мире после пандемии.

Картина входит в программу «Вне игры» — истории о людях и сообществах, которые не вписались в мейнстрим и не собираются это делать.


«Армия Плюс»

Настоящий манифест бодипозитива. Одна датчанка, две норвежки, одна шведка — все страшно обаятельные, живые, интересные; каждая многие годы учится не ненавидеть себя из-за цифр, которые ей показывают весы, — и пытается убедить окружающих, что им не стоит указывать, что ей делать с собственным телом. Одна делает секонд-хенд с одеждой больших размеров. Другая становится плюс-сайз-моделью — и обнаруживает, что даже на съемках, где все знают, с кем имеют дело, ей принесут вещи, в которые она не влезет.

Конечно, это активизм первого мира: здесь никого не бьют полицейские и ни против кого не принимают репрессивные законы. Но фильм в общем-то и не о борьбе: жизнь скандинавских бодипозитив-активисток здесь показана с минимального расстояния, предельно интимно, так, что зрители почти что сами чувствуют, будто им дано это тело — и что делать с ним?

«Армия плюс» — один из редких примеров современного документального кино про то, что социальные сети вообще-то могут объединять людей, а не наоборот.

Картину можно посмотреть в рамках программы «Наперекор», герои которой бросают вызов современности и меняют мир.


«Аполло»

История концертного зала, который открылся в Гарлеме в 1930-х годах и стал тем единственным местом в мире, где афроамериканскую культуру осознанно развивали наперекор закону о сегрегации. Музыканты, критики, политики и активисты комментируют вклад «Аполло» в современную культуру и вспоминают глубоко личные истории, связанные с ним. Здесь Элла Фицджеральд от волнения забыла текст песни, Дэйва Шапелла освистали в начале его карьеры, а Лорин Хилл покорила зрителей, когда была еще тинейджером. Но это не столько летопись славного прошлого, сколько рассказ о борьбе за человеческое достоинство через искусство.

В рамках показа состоится дискуссия о том, что такое Гарлем как район, каково управлять местом силы своего сообщества и как Apollo удается сохранять свою значимость уже 85 лет.


«Вторичный мир»

Почему взрослые мужчины и женщины любят мультфильмы про пони, учатся сражаться на световых мечах, шьют костюмы животных и перевоплощаются в них? Почему люди уходят в вымышленные миры из реального?

Документальный фильм Александра Пустынного рассказывает о российском гик-сообществе, в котором ярко, порой даже утрированно, проявляются самые острые запросы и проблемы нашего времени: безопасность, любовь, близость и в конце концов смысл жизни.

Фильм вошел в программу Национального конкурса Beat Film Festival, где представлены только российские картины.


«Весна»

Весна — время любви, легкости и эндорфинов. Но в 2020 году она оказалась совсем другой, изолировав нас друг от друга. Проект рассказывает 14 историй о людях, которые, как и все мы, оказались в условиях карантина, но смогли вынести что-то важное и ценное из этого опыта. Московский промоутер Андрей Алгоритмик, самоизолировавшийся в основанном им клубе Powerhouse; тбилисский галерист Гиоргий Родионов, начавший записывать подкаст о снах; cекс-блогер Алина Шикуть, запустившая онлайн-курс о принятии своего тела; режиссер, уехавший в глухую деревню, и известный фотограф, снимающий пустую Москву.

14 документальных зарисовок складываются в общий портрет оптимиста на карантине: ведь весна — это еще и время обновления.


«Мэйден»

В конце 1980-х никто не мог представить команду из одних девушек на престижной регате. Тем не менее, британка Трейси Эдвардс в 1989 году она возглавила банду 12 единомышленниц, которые отправились в кругосветную гонку на яхте «Мэйден», доказав, что жажда приключений может быть топливом жизни человека независимо от его пола. Тридцать лет спустя фильм, рассказывающий об их авантюре, вошел в шорт-лист «Оскара» и покорил независимый американский прокат. Плавание длиной в девять месяцев — а команда «Мэйден» не просто выдержала кругосветку, но и выиграла несколько ее этапов — стало вехой яхтенного спорта и движения за равноправие полов.

Захватывающие архивные съемки и интервью с участницами легендарной гонки дышат внутренней свободой.

6 августа в рамках показа фильма «Мэйден» парусная школа «Сила Ветра» приглашает зрителей на бесплатные парусные тренировки. А 8 августа пройдет дискуссия, на которой участницы поговорят о феминизме в России.


«В погоне за Бэнкси»

Когда один из героев этого фильма говорит, что Бэнкси — это Пикассо XXI века, речь идет именно об этих мифах. Мы не знаем, кто он. Зато мы знаем, что его волнуют насилие и неравенство. Мы не всегда знаем, настоящий ли Бэнкси перед нами или подделка под его стиль. Но мы знаем, что его граффити стоят так дорого, что их срезают со стен, чтобы продать. Сюжетно «В погоне за Бэнкси» — попытка исследовать его миф и разгадать, что за человек скрывается за этим псевдонимом. Здесь есть несколько вполне рабочих гипотез о личности художника, но куда интереснее то, почему все участники съемок — от бывшего агента Бэнкси Стива Лазаридеса до гида по его граффити в Бристоле и пенсионерки из Фолкстона — очарованы тем, что он делает.

Гала-премьера на экранах России будет сопровождаться паблик-током «Миф о художнике».


«Последние и первые люди»

Исландский композитор-минималист Йохан Йоханнссон, автор саундтреков к «Прибытию», «Вселенной Стивена Хокинга» и «Мэнди», умер в 2018 году. К тому моменту его дебютный фильм «Последние и первые люди» уже был готов, но демонстрировался как мультимедийный перфоманс — и лишь два года спустя, после доработки по оставленным автором указаниям, попал в программу Берлинале. Формально это фантастическое кино, но режиссер понимает жанр очень по-скандинавски. Никакого космоса или пришельцев, только черно-белые съемки югославских архитектурных памятников в стиле брутализма. Единственный спецэффект — цветной огонек, изредка мигающий в такт бесстрастному голосу Тильды Суинтон, которая за кадром зачитывает фрагменты футурологического романа Олафа Стэплдона 1930 года «Последние и первые: История близлежащего и далекого будущего». Суинтон говорит от лица последних людей, идеальных сверхсуществ, стоящих на краю неизбежной гибели.