Одна голова хорошо, а две уже некрасиво: 10 самых лютых кинотварей последних лет | Кино | Time Out
Кино

Одна голова хорошо, а две уже некрасиво: 10 самых лютых кинотварей последних лет

Стас Погорский 22 июня 2021
7 мин
Одна голова хорошо, а две уже некрасиво: 10 самых лютых кинотварей последних лет
Кадр из фильма «Годзилла 2: Король монстров»

Иногда лучший способ отвлечься от пугающей реальности и вернуть веру в светлое будущее — посмотреть какой-нибудь фильм с жуткими и мерзкими чудовищами. Ничего настолько зловещего действительно существовать не может, а значит, у нас все не так уж и плохо. Time Out выбрал 10 самых запоминающихся, изобретательных и удивительных киночудовищ десятилетия.


Годзилла из фильма «Годзилла» (2014)

Сменяются целые эпохи, а эта рептилия японского происхождения остается королем вымышленных монстров. Статистика доказывает, что на то, как Годзилла крушит мегаполисы, можно смотреть вечно: про гигантскую тварь снято уже несколько десятков фильмов. А недавний «Годзилла против Конга» стал одним из главных успехов ковидного кинопроката — картина собрала почти полмиллиарда долларов.

Годзилла интересен гибкостью своего образа. В некоторых итерациях ящерица показана однозначной угрозой для всего человечества, в других случаях монстр, наоборот, благородно защищает людей от еще более страшных созданий. Годзилла становится главным героем комедий, экшенов, хорроров и детских мультфильмов — мастер на все руки.

Пожалуй, самая человечная черта монстра — умение стрелять разрушительным лучом атомной энергии. Кажется, примерно так вел бы себя любой из нас, кому шумные соседи помешали как следует выспаться.


Кинг Гидора из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019)

Трехглавый золотистый дракон считается одним из сильнейших соперников Годзиллы, когда-либо появлявшихся в произведениях о древней амфибии. Тело Гидоры покрыто красивыми и прочными чешуйками, из его голов торчат несколько рогов, а на шее растут гребешки.

Как и в случае с остальными обитателями вселенной Годзиллы, предыстория Гидоры многократно переписывалась, но всегда оставалась безумной. Одна из версий мегадракона имеет инопланетное происхождение: много тысяч лет назад он полностью поглотил жизнь на Венере. Монстр успел побыть под контролем злодеев-путешественников во времени, его даже превращали в киборга. Один раз Гидора стал положительным персонажем: богом неба и одним из защитников Земли. В общем, у этой кинотвари в запасе немало баек, которыми можно было бы развлечь компанию других дайкадзю, если бы монстры наконец решили спокойно поговорить, а не биться насмерть.


Крампус из фильма «Крампус» (2015)

В то время как американцы запугивают непослушных детей углями под рождественской елкой вместо подарков, народы альпийского региона повышают ставки. Крампус из их фольклора — это не просто наказание, а воплощение зла, буквально рождественский черт.

Впрочем, в хорроре «Крампус» 2015 года мифическое существо сделали еще более опасным и пугающим. Монстр достанет провинившихся зумеров из-под земли и превратит их жизнь в настоящий кошмар, из которого непросто выбраться целым и невредимым. Видишь рогатого Санту — беги!


Бабадук из фильма «Бабадук» (2014)

Мистер Бабадук начинает преследовать своих жертв, стоит им только узнать о существовании монстра — настолько он коварен. Ему посвящена страшная сказка, а потому Бабадук мучает в первую очередь детей — родители им, как правило, не верят и списывают все на разыгравшееся воображение. В одноименном фильме 2014 года чудовище, к слову, олицетворяет депрессию и семейные проблемы.

Внешность у мистера Бабадука запоминающаяся: черное пальто, цилиндр, белоснежная маска-лицо и длинные когти. Завершает образ фирменный «джингл» чудовища «Бабадук-дук-ДУК», который так и хочется напевать хриплым голосом.


Пеннивайз из фильма «Оно» (2017)

Не имеет значения, боится ли зритель клоунов — от этого циркового артиста стоит держаться подальше любому, кому жизнь дорога. Пеннивайз, придуманный Королем ужасов Стивеном Кингом, не просто пугает своим внешним видом и поведением, но еще и натурально питается неосторожными детьми и подростками.

Больше всего в образе сверхъестественного клоуна страшит то, что на первый взгляд он выглядит более-менее нормальным и даже человечным, если игнорировать непропорционально большой лоб и слишком желтые зрачки. Только при близком знакомстве вскрывается потусторонняя природа Пеннивайза: например, несколько рядов зубов, больше похожих на шипы.

Мистический клоун оставляет настолько яркое впечатление, что после экранизации уже невозможно смотреть на красные воздушные шары — визитную карточку монстра, — не испытывая легкую дрожь.


Человек-амфибия из фильма «Форма воды» (2017)

Не все кинотвари настроены враждебно по отношению к людям — некоторым просто хочется тепла и любви. Вот глухонемая героиня «Формы воды», например, сделала «жуткого монстра» своим избранником и совершенно не пожалела.

Выбор девушки вполне понятен. Человек-амфибия, конечно, выглядит несколько эксцентрично: беспросветно черные глаза, жабры, плавники и покрытое чешуей тело, наверняка склизкое на ощупь. Зато у монстра телосложение статного мужчины, крайне полезные в быту исцеляющие способности и преданный характер.


Русал из фильма «Хижина в лесу» (2011)

Культовый хоррор Дрю Годдарда и Джосса Уидона успешно собрал сразу множество жанровых клише в комедию, высмеивающую человеческие пороки. В фильме несколько примечательных монстров, к которым можно отнести и людей — организаторов бесчеловечного шоу, спокойно наблюдающих за гибелью ничего не подозревающих студентов. Тем не менее одна тварь запоминается сильнее остальных своим омерзительным внешним видом.

У Русала бесформенное грузное тело утопленника, жиденькие волосы на голове, рыбьи глаза и гигантская пасть, полная острых клыков. Стоит Русалу добраться до жертвы, как он тут же приступает к ее поглощению. Неясно, что страшнее: стать кормом морского монстра или наблюдать за омерзительной трапезой со стороны.


Кайдзю из фильма «Моя девушка — монстр» (2016)

Пожалуй, самый необычный монстр прошедшего десятилетия появился в малоизвестном инди-хорроре с Энн Хэтэуэй в главной роли. Ее героиня Глория — безработная алкоголичка, потерявшая надежду найти свое место в жизни — отчаявшись возвращается в заброшенный родительский дом посреди американской глубинки. Самое интересное в девушке — ее необъяснимая связь с гигантским кайдзю, материализующемся посреди Сеула, стоит героине оказаться в определенное время в парке, расположенном на другом конце земного шара.

Со временем Глория замечает зависимость между ее пьяными выходками и массовыми разрушениями в Южной Корее. Оказывается, что и у ее абьюзивного друга и работодателя Оскара есть похожий аватар — гигантский боевой робот, которого он готов использовать во зло, лишь бы подчинить девушку своей воле.

Глории приходится одновременно противостоять психологическим манипуляциям мужчины и физически защищать жизни невинных людей с помощью своего монструозного альтер-эго. Сложно представить более эпическую метафору мизогинии.


Пришельцы из фильма «Чужие на районе» (2011)

Как правило, в блокбастерах инопланетной угрозе противостоят натренированные военные и отважные ученые, но в этом комедийном боевике пришельцам не повезло приземлиться в районе, где всем заправляют британские гопники. Инопланетное вторжение для них — нечто совершенно не «по понятиям».

Вообще, если бы здешние монстры интересовались чем-то кроме истребления человеческого рода, из них бы получились замечательные плюшевые игрушки или подушки для объятий. У пришельцев забавные округлые тела — настолько темные, что получается разглядеть только пасть, подсвеченную неоновыми зубами. Само очарование.


Ангелы смерти из фильма «Тихое место» (2018)

Кажется, у Джона Красински не слишком хорошие воспоминания о библиотекарях: сюжет своей первой хоррор-ленты он построил вокруг монстров, охотящихся на шумных людей. Концепт идеально подходит жанру: герои вынуждены соблюдать полную тишину и тем самым нагонять саспенс, а любое неосторожное движение срабатывает как честный скример. Ладно бы действующими лицами «Тихого места» были исключительно сознательные взрослые, но в семье главных героев не обошлось без маленьких детей.

Сами Ангелы смерти, правда, выглядят не слишком интересно: у них четыре конечности, пасть пугающих размеров и тело, покрытое пуленепробиваемой броней. Поэтому непосредственно наблюдать за тварями в кадре не очень занятно, зато предвкушать их возможное появление — со зрительской перспективы — довольно увлекательно.

Жаль, что Джон не сделал своих монстров охотниками на людей, нарушающих самоизоляцию и социальную дистанцию — тогда «Тихое место» получилось бы крайне актуальным фильмом.