Я не хочу уходить! 10 лучших серий «Доктора Кто» | Кино | Time Out

Я не хочу уходить! 10 лучших серий «Доктора Кто»

Катерина Воскресенская   18 ноября 2022
23 мин
Я не хочу уходить! 10 лучших серий «Доктора Кто»
Фото: кадр из фильма
После регенерации с Повелителем Времени случилось то, на что зрители не смели даже надеяться — им снова стал Дэвид Теннант. Блестяще сыгравший Десятого Доктора много лет назад, сейчас он воплотился в его Четырнадцатой версии и появится в нескольких спецэпизодах перед тем, как передать докторское знамя Шути Гатве. Эпохального для сериала момента зрителям ждать еще ровно год, поэтому сейчас самое время вспомнить, за что мы любим проект. Time Out подготовил обзор 10 самых впечатляющих ньюскул-серий «Доктора Кто».

Злой волк (1 сезон, 12 серия)

Культовая фраза для поклонников сериала. Послание, предзнаменование, а конкретно в этом эпизоде — корпорация, контролирующая жизнь Спутника 5, превратившегося в безумную игровую станцию. Эти слова, преследующие главных героев по всей вселенной, перенеслись даже за пределы «Доктора Кто», появившись в спин-оффе «Торчвуд». К слову, название проекта — это анаграмма (Torchwood — Doctor Who).

По сюжету «Злого волка» Девятый Доктор вместе со своими спутниками оказывается в будущем на игровой станции, где каждый житель может стать потенциальным участником реалити-шоу, только правила в них куда более неумолимые, чем ожидаешь.

Доктор: А победители? Что получают они?

Линда 2: Жизнь.

Доктор: И все?!

Линда 2: Разве этого мало?

Проигравших изгоняют не из проекта, а из жизни. Отсылки к передачам создатели серии выбрали самые на то время (эпизод вышел в 2005 году) популярные: Доктор попадает в реалити-шоу «Большой Брат», где группа людей живет в одном доме, стараясь понравиться аудитории, чтобы их не поставили под луч-дезинтегратор. Капитан Джек оказывается в программе What Not to Wear (у нас, как вариант, аналогом может быть условный «Модный приговор»), где гиноиды Трин-и и Зу-Зана поначалу просто хотят сменить ему стиль, а затем уже пришить Джеку собачью голову — зачем ограничивать себя в модных решениях? Роза же стала одной из участниц передачи The Weakest Link (у нас в идентичном формате выходит «Слабое звено»). К слову, каст «Доктора Кто» позже на самом деле принял в ней участие. Играла даже собака-робот К-9!

Доктор узнает, что Спутник 5 находится под контролем корпорации «Злой волк», но что хуже того, Повелитель времени понимает, что стал причиной регресса, сто лет назад остановив на Спутнике новостной поток. После этого мир погрузился в хаос, все превратилось в жестокую игру, скрывающую двойственную природу вещания.

Доктор: Я вытащу Розу Тайлер из самой гущи флота Далеков, а потом я спасу Землю, а потом, в завершение, я уничтожу всех Далеков до последнего!

Далек: Но у вас нет оружия, нет защиты, нет плана.

Доктор: Да. А это не пугает вас до смерти?

В касте первого сезона перезапуска «Доктора Кто» были почти неуловимые для нас социальные нотки. В олдскуле Доктор зачастую позиционировался недосягаемым, а его спутники — избранными. Очевидно, в какой-то момент это перестало работать. Зрители устали, в этом было что-то от британской классовой системы. Перезапуская «Доктора Кто», нужно было показать, что Доктором и его спутником может быть даже самый простой, ничем не выдающийся человек.

У Девятого Доктора акцент рабочего класса, его спутница чуть ли не карикатурно «близка к народу». В начале своего появления в сериале Роза ходит в спортивном костюме, не закрашивает темные отросшие корни волос, перебарщивает с косметикой, работает продавщицей в магазине, а по вечерам ест картошку перед телевизором в доме своей мамы, представляющей собой ее повзрослевшую копию. Когда Роза начинает путешествовать с Доктором, зрителям словно показывают, какого будущего она избежала.

Кристофер Экклстон продержался в «Докторе Кто» всего один сезон. Уход из сериала на фоне разногласий сильно отразился на его карьере. Актера внесли в негласный черный список, агент даже советовал ему уехать из Великобритании «пока не сменится режим BBC». Экклстон ощущал давление, ему не нравилось направление проекта, закрывать глаза на это он не мог и поэтому ушел с ощущением того, что поступает правильно, но став, по его словам, невидимым человеком. Похоже, актер повел себя как самый настоящий Доктор. В финале первого сезона проговаривается главный посыл проекта.

«Никогда нельзя сдаваться. Надо стоять на своем, надо уметь говорить врагам “нет”. Даже если все вокруг бегут, надо делать то, что правильно».


Поверни налево (4 сезон, 11 серия)

Серия рассказывает, что было бы со спутницей Доктора Донной, если бы она никогда не встретила Повелителя Времени и не помогла ему в борьбе с пришельцами. Проще говоря, как одно маленькое событие может изменить течение всей жизни. Главный злодей эпизода — жук-трикстер, который питается временем и влияет на судьбу человека. Безусловный шедевр от Рассела Т. Дэвиса.

Для поклонников сериала этот эпизод значим еще и потому, что впервые за долгое время в нем появляется первая спутница Доктора после перезапуска проекта Роза Тайлер (Билли Пайпер). Она помогает Донне вернуть все на свои места.

Донна: Откуда ты знаешь, что получится?

Роза: Мы не знаем, мы надеемся.


Ниспосланный с небес (9 сезон, 11 серия)

Если эпизод «Поверни налево» сконцентрирован на спутнице, то «Ниспосланный с небес» проговаривает историю Доктора. В этой серии он выбирает добровольное заточение в место, где не ощущает и даже не осознает течения времени. Эпизод держится на исключительной актерской игре Питера Капальди (кроме него в кадре почти никто не появляется), сильном сценарии Стивена Моффата и проницательной режиссуре Рэйчел Талалэй.

«Ниспосланный с небес» построен в необычном для «Доктора Кто» формате: Повелитель Времени не путешествует в ТАРДИС, а заперт в Исповедальном диске, вынужденный говорить самую горькую правду о своем пути и происхождении.

«Я оставил Галлифрей не потому, что мне было скучно. Это было ложью, всегда было ложью! Мне было страшно, я сбежал, потому что боялся. Это вы хотите услышать, этой правды для вас достаточно?».

В этой серии в равной степени показано, как герой переживает тяжелую утрату и борется с предопределенностью. Он — Повелитель Времени, но не все находится в его власти. Со времен мощнейшего спецвыпуска «Воды Марса» с Десятым Доктором на таком уровне в сериале эта тема не поднималась.

«Это место специально для меня. Пыточная камера, предназначенная только мне, и все эти черепа в воде… Откуда взяться другим пленникам в моем аду? Ответ, конечно, в том, что не было других пленников».

Состояние одержимости, которое сменяет всепоглощающее горе, в этот период работы над «Доктором Кто» Стивен Моффат проговорит от лица всех подручных ему персонажей. Например, в серии «Темная вода» спутница Доктора шантажирует Повелителя Времени, что убьет их обоих, если он не вернет ей любимого человека. Она не блефует и, как думает, идет до конца, и после не сожалеет, говоря: «Я бы извинилась, но сделала это снова. Попыталась бы еще раз».

Доктора это ничуть не смущает, идти ва-банк для него естественно, если не желательно. В спецвыпуске «Последнее Рождество» эта же спутница выбирает иллюзию сна, в которой ее любимый жив, и рисковать жизнью уже приходится Доктору, который должен войти в то же состояние, чтобы вытащить спутницу из несуществующего мира.

Клара: Почему ты мне помогаешь?

Доктор: Почему? Думаешь, что я так мало дорожу тобой, что обижусь на предательство?

В «Ниспосланном с небес» по аналогии с шерлоковскими чертогами разума (у сериалов в то время был один шоураннер), чтобы вытащить самого себя из замкнутого цикла, мысленно Доктор отправляется в ТАРДИС, где придумывает план побега и признается себе, что устал и хочет сдаться.

Доктор признается, что одинок, напуган, устал от борьбы и все помнит — каждая попытка переиграть противника приносит невыносимую боль. В конце концов это делает его неуязвимым, но до того момента приходится осознанно идти вперед, зная, что его ждет.

Клара: Я не заслуживаю такого друга, как ты.

Доктор: Прости, но я — именно то, что ты заслуживаешь.

За вычетом научно-фантастических мотивов, этот эпизод о том, что наиболее сильным человек становится во время своих самых страшных потерь. Как, переживая их, оставаясь наедине с собой, чувствует, что время тянется вечностью. Личные испытания ни с кем не разделишь, но самое главное — на пути к своей цели время не имеет значения. Средства тоже. Никогда еще слова о том, что, чтобы получить энергию, нужно что-то сжечь, не были настолько трагичными.

«Братья Гримм, отличные ребята, мы с ними играем в дартс. По их словам, жил был император. И как-то спросил мальчика пастушка: “Сколько секунд в вечности?”. И пастушок ответил: “Это гора чистого алмаза, чтобы взобраться на нее, потребуется час и обойти тоже час. Каждые сто лет сюда прилетает маленькая птичка и точит клюв об алмазную гору. И когда птичка сточит так всю гору, пройдет первая секунда вечности”. Думаете, это чертовски много времени? Лично я считаю, что это чертовски упрямая птичка».


Рождественская песнь (спецвыпуск, 6 сезон, нулевая серия)

От Двенадцатого Доктора — к Одиннадцатому. В этой серии Повелитель Времени старается спасти своих спутников и еще несколько тысяч человек, изменив личность персонажа, от которого зависят их жизни. Доктор отправляется в прошлое, чтобы понять, что сделало героя таким жестоким. Это праздничный выпуск, незамысловатая сказка о том, как сделать плохого человека хорошим за один час. В рождественском спецэпизоде даже психобумага, предназначенная отображать все, что захочет Доктор, не может подтвердить, что он серьезный ответственный взрослый. Таймлорд приманивает рыб на звуковую отвертку, катается на акуле, проводит время в компании Санты и Альберта Эйнштейна в охотничьем домике Фрэнка Синатры, а еще всегда готов и мир спасти, и жениться Мэрилин Монро.

Доктор Мэтта Смита не так суров, как версия Кристофера Экклстона, не так всеобъемлющ, как Доктор Питера Капальди и не так трагичен, как версия Дэвида Теннанта, лейтмотив Доктора которого — комплекс вины выжившего. Основная трагедия Повелителя Времени в том, что он приводит к гибели свою планету, чтобы спасти Вселенную. Вина за уничтожение своего народа — постоянное состояние любой версии Доктора, ведь это один и тот же персонаж, только с разными лицами — но если другие версии с точки зрения игры отмечают эту линию прошлого персонажа эпизодически (это фоновое, но не явное состояние героя), то сожаление Десятого Доктора просто вопиющее. Он по праву считается одним из лучших, и весь пятый сезон после ухода Дэвида Теннанта Мэтту Смиту приходилось доказывать, что его вариант образа тоже имеет право на существование.

«Рождественская песнь» по-своему становится, говоря языком «Доктора Кто», фиксированной точкой во времени, когда характер одиннадцатой регенерации Повелителя Времени окончательно сформирован. Каждому новому актеру нужно было время, чтобы привыкнуть к этой культовой роли. Доктор Питера Капальди в восьмом сезоне и десятом — совершенно два разных Доктора. К началу шестого сезона для своей версии Повелителя Времени Мэтт Смит наконец смог найти идеальный баланс между глубиной и беспечностью.

Доктор: Кто она?

Казран: Это неважно.

Доктор: Неважно? Черт побери, а это интересно. За 900 лет путешествий сквозь пространство и время я не встречал никого, кто был бы не важен.

В самом начале серии есть момент доктородедукции в стиле «Шерлока», и в этом, опять же, нет ничего удивительного — над обоими проектами тогда работал Стивен Моффат. Кстати, до того, как стать Доктором, Мэтт Смит пробовался на роль Джона Ватсона в сериале BBC, но Моффат решил, что по типажу актер больше похож на Шерлока, а на эту роль уже был выбран Бенедикт Камбербэтч. Современным воплощением Ватсона в итоге стал Мартин Фримен, ну а Мэтт Смит тоже, очевидно, не в обиде. К тому же, позже и он примерил на себя классический образ великого сыщика в одном из спецэпизодов «Доктора Кто».


Полночь (4 сезон, 10 серия)

Дело рук легендарного Рассела Т. Дэвиса, способного создать шедевр из ничего. В данном случае буквально, ведь настоящее лицо монстра зрители так и не увидят. Это словно говорит о том, что нет никаких монстров, есть лишь темные стороны человеческой природы. Так или иначе, у самых страшных чудовищ, притаившихся в уголках Вселенной, в сериале нет физического воплощения. Это заставляет зрителей включать воображение, создавая для себя идеальный пугающий образ. После сложных последних сезонов «Доктора Кто» Рассел Т. Дэвис возвращается к работе над сериалом, и это дает надежду на постепенную реставрацию этого уникального явления — «Доктор Кто» уже давно вышел за пределы обычного сериала.

Безусловно, волнующим событием для хувианов (прим.ред — поклонники сериала) могла стать новость о том, что вместе с возвращением Рассела Т. Дэвиса пришло и масштабное сотрудничество BBC с Disney. Медиаконгломерат поможет финансировать новые сезоны, расширять вселенную «Доктора Кто», например, снимать спин-оффы. Кроме того, он будет транслировать сериал на своем стриминге и способен влиять на творческие решения проекта.

Последний пункт может выглядеть наиболее тревожным, ведь «Доктора Кто» любят за самобытность. Так что мы наблюдаем что-то вроде культурного столкновения уникального национального достояния Великобритании со стихией, ориентированной на другие ценности, другую аудиторию. В любом другом современном сай-фай проекте Далеки или Киберлюди выглядели бы неубедительно, но только не в «Докторе Кто» — там мощь врагов Доктора сомнений не вызывает. У этого проекта огромное культурное влияние даже в мелочах. Например, во времена локдауна Далек разъезжал по улице Йоркшира, напоминая не покидать свои дома. Для тех, кто не в курсе мифологии «Доктора Кто», это кажется несерьезным. Что ты такое, эксцентричная модель робота-пылесоса, гигантская солонка, что происходит? А тем временем это самый главный противник Доктора, и для поклонников сериала его отрывистый электронный голос — не смешной, а очень-очень пугающий.

Словом, возвращение Рассела Т. Дэвиса — событие волнующее, и все же не настолько, как написанная им «Полночь», выдержанная в стилистике психологического триллера. Десятый Доктор (Дэвид Теннант) снова один, без спутницы, отправляется на безжизненную планету Полночь вместе с толпой незнакомцев. В ходе экскурсии они сталкиваются с враждебным существом, которое потенциально может вселиться в каждого. В этой серии Доктор, бесконечно верящий в людей, видит самые низкие и отталкивающие стороны человеческой природы.

Минимальными художественными средствами создателям эпизода удается раскрыть масштабную проблему равнодушия, неизменно оборачивающуюся катастрофой, а Дэвид Теннант максимально подлинно показал жуткий страх потери контроля над собой. После Девятого Доктора, который был в сериале только один сезон, Теннант оставался в образе Повелителя времени целых три сезона. Поклонники «Доктора Кто» не хотели его отпускать, он был слишком хорош, а последняя фраза Десятого Доктора «Я не хочу уходить» стала в фандоме знаковой, даже пророческой. Вместе с Расселом Т. Дэвисом Дэвид Теннант вернулся в сериал, чтобы сыграть в нескольких спецэпизодах Четырнадцатого Доктора. Это беспрецедентно. К тому же, вместе с ним к роли спутницы вернется Кэтрин Тейт, которая в свое время неподражаемо сыграла Донну.

Донна: Не могу представить тебя без голоса.

Доктор: Molto bene!

Донна: Molto bene!

Доктор: Не надо, не делай так. Не надо… Не надо.


Положение (10 сезон, 8 серия)

Этот эпизод здесь в основном из-за феноменальной игры Питера Капальди, но очков серии также добавляет новый подход. В десятом сезоне «Доктора Кто» появились пришельцы, которых раньше не было — Монахи, представители высокоразвитой расы, способные менять сознание людей и создавать масштабную виртуальную симуляцию жизни для изучения всего, что происходит на Земле.

«Положение» рассказывает о том, что Монахи ввели планету в массовое заблуждение, а тех, кто не поддавался их влиянию, ждали неприятные последствия. Спутница Доктора Билл была единственной в мире, кто еще помнит правду, в то время как сам Повелитель Времени транслировал обратное. Она отправилась на его поиски, чтобы понять мотивы его действий и принять сложное решение.

«Твоя версия добра не абсолютна. Она бесполезна, самонадеянна и сентиментальна. Если хочешь, чтобы я стала такой, то мне придется пробыть здесь намного дольше».

Тоби Уитхауз написал серию о важности свободы воли. Всего за плечами этого сценариста (и актера, он засветился в паре эпизодов сериала) в рамках этой вселенной семь эпизодов «Доктора Кто» и один «Торчвуда». Пожалуй, это самые серьезные и мрачные серии, что нетипично для проекта, ориентированного на более юных зрителей, но, возможно, это еще один эксперимент создателей сериала, чтобы привлечь к нему аудиторию другой возрастной категории.


Падение Доктора (10 сезон, 12 серия)

Одни поклонники «Доктора Кто» боготворят эпоху шоураннерства Стивена Моффата, другие проклинают, но трудно не согласиться с тем, что эпизод «Падение Доктора» филигранен в своей точности отражения ментальных механизмов защиты. Спутницу Доктора Билл превратили в киберчеловека, и она до последнего старается не осознавать этого.

Билл: Вы сказали, что можете это исправить. Вы можете вернуть меня, вы так говорили.

Доктор: Я так сказал, да.

Билл: Вы лгали?

Доктор: Нет.

Билл: Вы говорили правду?

Доктор: Нет.

К тому же, это редкий момент, когда в кадре можно увидеть сразу два воплощения Мастера. Благодаря этим персонажам появился знаковый монолог Доктора.

«Победить, думаете, здесь все ради этого? Я не стараюсь победить, я делаю все это не потому что хочу кого-то разбить, кого-то ненавижу или кого-то хочу обвинить. Не потому что это весело, и видит бог, не потому что легко! И даже не потому что получается. Я делаю то, что делаю, потому что это правильно. Потому что достойно. И превыше всего — это добро. И все».

Хотя, пожалуй, лучше увидеть это в оригинале.

Помимо нагнанного, хоть и безусловно прекрасного шекспировского пафоса, в этой серии показано, какая мысль может вернуть Доктора к борьбе за справедливость («Сонтаранцы меняют ход истории человечества!»), а сразу за ней он произносит культовую фразу Десятого Доктора: «Я не хочу уходить». Ну а уж когда в финале серии появляется «тот самый» Доктор, и вовсе не скажешь, какую реакцию мы видим на экране, Капальди-Доктора или Капальди-фаната.


Хороший человек идет на войну (6 сезон, 7 серия)

Доктор и Рори спасают Эми, ворвавшись на астероид «Прибежище Демонов», которое им удается захватить без единого выстрела. Отсюда фраза «Демоны бегут, когда хороший человек идет на войну». Одним из главных принципов Доктора всегда было отрицание использования какого-либо оружия, но, когда его спутники прибегают к его помощи или даже сами становятся оружием, Доктор, кажется, совсем не против. Эта серия как никогда четко показывает: у Повелителя Времени очень гибкая мораль, но фандом лишь беззаботно вздыхает, как герой фильма «В джазе только девушки», заключив, что «у каждого свои недостатки». Если поклонников очаровать можно, Вселенную нельзя. У многих сложилось о Докторе ужасающее впечатление, как о мрачной легенде, воине, единственный способ встретить которого — отправиться в битву.

Мадам Ковариан: Гнев хорошего человека — не проблема. У хорошего человека слишком много правил.

Доктор: Хорошим людям правила не нужны. Сегодня не тот день, чтобы выяснять, почему у меня их так много.

В самом начале эпизода Стивен Моффат иронизирует над плоскими героями, не так уж редко встречающимися в рядовых телевизионных проектах. Два персонажа представляются просто как Худой и Толстый, а когда у них спрашивают про имена, отвечают: «Мы толстый и худой, женатые англиканские морпехи. Зачем нам еще и имена?» Впрочем, позже в спутнице Двенадцатого Доктора Билл Моффат и сам пропишет только технические характеристики.

Ривер Сонг: «Ты заставил их бояться. Когда ты начинал столько лет назад, путешествуя по вселенной, думал ли ты, что станешь таким человеком, чье имя способно обратить в бегство армию? Доктор — обозначение для целителя и мудреца. По всей Вселенной! Мы узнали это слово от тебя, знаешь? Но если ты продолжишь в том же духе, что будет обозначать это слово в будущем? Для жителей лесов Гаммы Доктор значит “Могучий воин”. Как далеко ты зашел?».

Возможно, эта серия раскрывает главный мотив Доктора находить спутников, готовых ради него на все. «Они всегда храбрые», — заключает он с сожалением, но без сомнений. Сюжетная линия одной из героинь серии пересекается с историей Эми Понд, которая встретила Доктора в детстве. По сюжету та героиня видела Повелителя Времени всего один раз, а потом вступила в армию, ведь, по ее мнению, иначе встретиться с могучим воином было просто невозможно. Это одна из самых разрушительных серий шестого сезона.


Не моргай (3 сезон, 10 серия)

Еще один безусловный успех Стивена Моффата. Все началось с небольшого рассказа о Девятом Докторе, там можно уловить задатки шедеврального эпизода, но позже сценарист докрутил идею, прописав совершенно впечатляющую историю. В этой серии он не только представил новую угрозу Вселенной и врагов Доктора, Плачущих ангелов, но и сместил перспективу видения, сделав главными героями эпизода не Повелителя Времени или его спутников, а посторонних людей, которые столкнулись со стихийной жизнью Доктора случайно. При битве добра и зла они представлены повреждениями побочного характера, безликим сопутствующим ущербом. На таких персонажей обычно не обращают внимания, но только не здесь.

Да, в первом сезоне перезапуска «Доктора Кто» была серия с одержимым фанатом, который пытался узнать все о жизни Доктора, а во втором сезоне эпизод «Любовь и монстры» рассказывал о людях из сообщества ЛИНДА, ищущих встречи с Доктором, но «Не моргай» совсем о другом. Первый восхитительный момент серии в том, что она показывает, какое влияние оказывает таймлорд на тех, кто, в отличие от спутников, его компании не выбирал.

Кэтрин Найтингейл: Зачем ты вообще сюда пришла?

Салли Спэрроу: Люблю старые вещи. Заставляют меня грустить.

Кэтрин Найтингейл: Что хорошего в грусти?

Салли Спэрроу: Это счастье думающих людей.

Второй уникальный момент — структура эпизода. До самого финала нет четкого представления, что именно происходит. В течение почти всей серии динамика сохраняется на одной половине ключевого диалога, когда до конца эпизода ответные реплики остаются неизвестны.

Ну и самое главное: «Не моргай» — это не совет, это оружие в борьбе с Плачущими ангелами. По сюжету они питаются энергией времени, поэтому инопланетянин с ТАРДИС, способный перемещаться в любой момент прошлого или будущего, был их главной целью, а по пути Плачущие ангелы охотились на всех, кто попадется под руку перебиваясь крупицами времени простых людей, у которых его не так уж и много. Они убивают с фантазией, строго говоря, это даже не убийство. Плачущие ангелы перемещают человека в прошлое, где он может прожить до глубокой старости, забирая его текущую энергию времени. Самые одинокие существа во Вселенной, они существуют в рамках кванта и не могут пошевелиться под чужим взглядом, обращаясь в камень. Они не могут причинить вреда, но стоит только моргнуть…


Будь вечны наши жизни (10 сезон, 11 серия)

Один из финальных эпизодов Двенадцатого и потрясающего Доктора в исполнении Питера Капальди. Для него получить эту роль было делом всей жизни. В пять лет он строил декорации из обувных коробок, собирал автографы актеров, сыгравших Повелителя Времени, а когда стал старше, стал писать письма продюсерам шоу — те в ответ присылали ему сценарии прошлых серий проекта. Капальди говорил, что это заставляло его чувствовать себя особенным и посвященным во что-то важное и доступное не всем. Интересно, что бы он сказал, если бы знал, что в 56 лет сам станет Доктором?

Получилось почти как у Дэвида Теннанта, который был фанатом сериала с трех лет. Питер Капальди даже появлялся в четвертом сезоне «Доктора Кто» (то есть еще при Теннанте) в эпизоде «Огни Помпеи», в образе Цецилия. Не беспрецедентный момент с кастом «Доктора Кто». Например, в этой же серии небольшая роль была и у Карен Гиллан, которая с пятого сезона стала играть спутницу Доктора, а в эпизоде о Торчвуде Фрима Аджимен (Марта Джонс) сыграла эпизодическую жертву киберлюдей Адеолу Ошоди.

В «Будь вечны наши жизни» они тоже есть. Эпизод начинается с приходом Мастера, вернее, Мисси. Еще до того, как мир увидит первую женскую версию Доктора, было решено радикально изменить другого Повелителя Времени. Роль первого женского воплощения Мастера блестяще исполнила Мишель Гомес. Но в этой серии не одна, а целых три версии Мастера, и каждая из них поразительна.

«Привет, Мисси. Я Мастер и очень волнуюсь насчет своего будущего».

Здесь могут возникнуть вопросы к Стивену Моффату, который на этом этапе управления сериалом уже начал временами путать «Шерлока» и «Доктора Кто». Хоть и с налетом Мэри Поппинс, Мисси фактически идентична Ирэн Адлер из сериала BBC. Словно, не достанься эта роль Ларе Пулвер, Мишель Гомес была бы следующей в списке на ее получение. Кроме того, в «Шерлоке» Адлер — доминантка, а полное имя Мисси — Мистресс (mistress) — «госпожа». Забавно, что шоураннер решил допустить подобную связь, но, скорее всего, это просто еще один элемент фансервиса.

Тем не менее эпизод великолепен. Нелепая попытка перевоспитать Мастера заканчивается необратимыми последствиями для спутницы Доктора Билл Поттс. Но Моффат хочет показать не столько то, что злодеи останутся злодеями или что мы не должны винить себя за ошибки прошлого, а то, что порой упиваясь своим величием, Доктор забывает о том, что не может все контролировать. Опять же, мотивы переломного эпизода «Вод Марса».


Бонус! Сила Доктора (спецэпизод к 100-летию BBC)

Бонус, конечно, сомнительный — этот эпизод здесь, в основном, потому, что он последний в эпохе шоураннерства Криса Чибнелла, обрушившего рейтинги «Доктора Кто» до антирекордных размеров. Но давайте сосредоточимся на лучших моментах серии. Во-первых, в ней мы видим прекрасную Джоди Уиттакер — актриса стала первой женщиной, сыгравшей Доктора. Во-вторых, мы видим Мастера в исполнении Саши Дхавана, который не только блестяще исполнил новое воплощение трикстероподобного Повелителя Времени, но и Распутин из него вышел тоже хоть куда: атмосфера накалена, Далеки в Зимнем дворце 1916 года растерянно переглядываются с киберлюдьми, Доктор вообще не понимает, что происходит, а Мастер как ни в чем не бывало в образе Распутина танцует под тот самый трек Boney M.

Дореволюционная Россия — только часть событий серии, в основном, ее действие происходит в современном Лондоне с редкими вылазками в космос.

Главное событие «Силы Доктора» в том, что после регенерации Тринадцатого Доктора происходит до сих пор в проекте небывалое — предыдущий исполнитель роли Повелителя времени вернулся к ней, и не просто предыдущий, и не просто в качестве камео, а его эталонная версия, по крайней мере, в ньюскуле, и на несколько спецвыпусков. Дэвид Теннант уже появлялся в спецэпизоде «День Доктора», но в образе все того же Десятого, а сейчас он очередной Четырнадцатый Доктор. С его участием выйдет несколько серий, первую из которых зрители увидят в ноябре следующего года. Пятнадцатым воплощением Повелителя времени будет Шути Гатва, серии с которым начнут выходить в декабре 2023 года.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.