5 лучших экранизаций романов Джейн Остин

На 9 апреля анонсирована премьера очередного фильма по роману Джейн Остин – «Эмма» с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Новая «Эмма», которую мы увидим, когда кинотеатры снова откроются, получилась красивой, но хорошей экранизацией фильм не назовешь. TimeOut предлагает вспомнить пять картин по книгам знаменитой писательницы, считающихся удачными или даже эталонными.

Эмма (Emma, 1996, реж. Дуглас МакГрат)

Дочь состоятельного помещика Эмма Вудхаус (Гвинет Пэлтроу) проводит свой досуг, предаваясь праздной жизни и выступая в роли свахи. Едва отправив под венец свою гувернантку, она берется за устройство личной жизни своей новой простодушной подруги — Гарриет Смит (Тони Коллетт). Неожиданно для себя девушка терпит неудачу и сталкивается с рядом других сюрпризов, из-за чего постепенно начинают таять ее тщеславие и уверенность в том, что она сама никогда не захочет выйти замуж.

Очаровательная, легкая и эстетская экранизация Дугласа МакГрата («Дурная слава») с Гвинет Пэлтроу и Тони Коллетт в главных ролях (надо сказать, их игра в картине колоссально контрастирует с тем, что мы видели в «Реинкарнации» Ари Астера). Помимо актерских работ, фильм может похвастаться отлично подобранными костюмами и музыкой. Лента даже получила «Оскар» за «Лучший саундтрек к музыкальному/комедийному фильму» и номинировалась на премию за «Лучшие костюмы».

 

Разум и чувства (Sense and Sensibility, 1995, реж. Энг Ли)

Сюжет выстроен вокруг любовных историй двух сестер — сдержанной Элинор (Эмма Томпсон) и страстной Марианны (Кейт Уинслет). После смерти отца каждая из девушек переживает сердечную драму, через боль и жизненные испытания приходя к гармонии и обретая семейное счастье.

Картина является обладателем премий BAFTA, «Золотой глобус», получила «Оскар» за «Лучший адаптированный сценарий», а также завоевала главный приз Берлинале. В фильме Энга Ли («Жизнь Пи», «Горбатая гора», «Вожделение», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») отличительный визуальный ряд, крепкая драматургия и выразительные актерские работы, которые заставляют по-настоящему проникнуться историями героинь.

 

Гордость и предубеждение (Pride & Prejudice, 2005, реж. Джо Райт)

 

Родители пятерых сестер Беннет озабочены тем, чтобы удачно выдать дочерей замуж. Размеренная жизнь солидного семейства переворачивается вверх дном, когда по соседству поселяется молодой джентльмен — мистер Бингли (Саймон Вудс). Среди его друзей оказывается немало утонченных аристократов, которые не прочь поухаживать за очаровательными сестрами. Своевольная Элизабет Беннет (Кира Найтли) знакомится с одним из них — привлекательным, но высокомерным мистером Дарси (Мэттью Макфэдьен), с которым у нее разгорается противостояние, постепенно перерастающее в любовь.

Из-за успеха сериала 1995-го года перед Джо Райтом («Искупление», «Солист», «Темные времена») стояла трудная задача, в том числе в плане подбора актеров, так как образ мистера Дарси в исполнении Колина Ферта стал считаться неким эталоном. Однако с задачей режиссер справился. Сюжетные линии вышли проработанными, необходимая драматургия была выдержана, Найтли и Макфэдьен отлично воплотили образы своих героев, а их дуэт вышел особенно удачным. Но к фильму Райта непременно нужно добавить и телесериал Саймона Лэнгтона — особо успешную во всех отношениях экранизацию «Гордости и предубеждения».

 

Доводы рассудка (Persuasion, 2007, реж. Адриан Шерголд)

Фильм сконцентрирован на истории жизни дочери известного баронета, который по собственной вине оказался в затруднительном финансовом положении и был вынужден сдать в наем родовое поместье для погашения долгов. Его дочь, Энн Эллиот (Салли Хокинс), в дополнение ко всем навалившимся проблемам вновь сталкивается с мужчиной, которого она когда-то отвергла ради его же благополучия, и вспоминает о старых чувствах.

Негромкая, но качественная и трогательная экранизация Адриана Шерголда («Последний палач», «Адвокат дьявола») о воссоединении любви, преодолении препятствия и важности взаимопонимания. Экранную партию Салли Хокинс составил Руперт Пенри-Джонс, сыгравший роль возлюбленного Энн — капитана Фредерик Уэнтуорт.

 

Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey, 2006, реж. Джон Джонс)

Картина повествует о девушке Кэтрин Морланд (Фелисити Джонс), оказавшейся запутанной в клубок интриг. Она знакомится с мистером Генри Тилни (Джей Джей Филд), обедневший отец которого был неверно проинформирован о том, что Кэтрин – перспективная невеста. Девушка и семья Генри оказываются в неловком положении, но сами молодые люди при этом начинают постепенно друг другу симпатизировать.

Экранизация позволяет себе некоторые вольности, но в целом довольно точно передает дух эпохи, ироничную и драматическую составляющие истории, которая, к слову, отличается от остальных романов Остин. Все актеры в картине на своих местах. Фелисити Джонс великолепно воплотила образ романтичной и наивной девушки, в то время как Филд убедительно выглядит в роли в меру циничного мистера Тилни.