Отличные сериалы по книгам и комиксам, которые испортили сценаристы
Кино

Книга лучше: 5 сериалов по книгам, которые не стоило продолжать

Анна Афанасьева 6 апреля 2020
7 мин
Книга лучше: 5 сериалов по книгам, которые не стоило продолжать

В последние десятилетия от сериалов стали требовать гораздо больше, чем раньше — сильный сюжет, разговор со зрителем на сложные темы, чувство катарсиса. Всего этого можно достигнуть, если за основу для сериала взять отличную книгу (или комикс). К сожалению, не все создатели видят связь между успехом проекта и цельностью первоисточника и продолжают снимать серии, даже когда тот заканчивается. Time Out расскажет о том, что выходит благодаря такой самодеятельности.

«Рассказ служанки»

The Handmaid’s Tale, 2017 — по настоящее время

Сериал снят по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд. Несмотря на то, что антиутопия была написана в 1985 году, в существующей действительности имеется немало параллелей с трагичным миром Гилеада. Первый сезон соответствует источнику. Главная героиня — Джун — служанка в доме одного из влиятельных генералов тоталитарного государства будущего. В ее обязанности входит зачатие и рождение ребенка, для этого каждый месяц проводятся «ритуалы», где служанку фактически насилует генерал, а его жена наблюдает за происходящим. В этом мире будущего все женщины разделены на удобные для мужчин категории: служанок, жен, теток и марф, им не разрешается читать и учиться.

Первый сезон «Рассказа служанки» тепло был принят критиками, его хвалили за остроту тем и очевидную связь с реальными проблемами. В тот год создатели и актеры забрали домой 5 статуэток «Эмми», в том числе за лучший драматический сериал и за лучшую женскую роль. Второй сезон писался уже исключительно силами сценаристов. И хотя в нем еще хватает ярких моментов (разговор Джун с дочерью, игра Ивонн Страховски, операторская работа), отличия от первого сезона очевидны. Зрителям часто непонятны мотивы поступков героев, да и целостность повествования не прослеживается. Третий сезон получился еще более невнятным, сюжет кажется пустым, а герои — упрощенными пародиями на самих себя.

А вы знали, что Ивонн Страховски исполнила одну из главных ролей в легендарной серии компьютерных ролевых игр Mass Effect?

Игра по-крупному: 6 видеоигр, в которых персонажей играли известные актеры

 

«Большая маленькая ложь»

Big Little Lies, 2017—2019

Благотворительный вечер в маленьком богатом американском городке заканчивается смертью одного из участников. Зрителям неизвестно, кто мертв. Единственное, что ясно — к смерти имеют отношение пятеро женщин, не все из них ранее были замечены в обоюдных дружеских чувствах. Мы возвращаемся на несколько недель назад, к началу учебного года, когда все участники драмы впервые встретились у здания школы. Первый сезон рассказывает сложные истории этих, казалось бы, таких разных женщин. Психологическое состояние героев великолепно передано съемками природы. В конце сезона девушки объединяются, интуитивно в критической ситуации почувствовав, как много у них общего.

Первый сезон снят по одноименному бестселлеру австрийской писательницы Лианы Мориарти. Его хвалили критики и полюбили зрители по всему миру. Николь Кидман, продюсер и исполнительница одной из главных ролей, даже призналась на шоу у Эллен Дедженерес, что почувствовала себя по-настоящему знаменитой только после выхода сериала. Во втором сезоне также есть яркие моменты. К составу присоединилась несравненная Мэрил Стрип, шоу все еще разбирает важные вопросы, но до совершенства первого сезона ему далеко. Критики называют продолжение «Большой маленькой лжи» как минимум необязательным. Некоторые сюжетные линии кажутся пустыми, и такой сиквел явно не стоил того, чтобы разрушать одну из лучших концовок в истории телевидения.

 

«Игра престолов»

Game of Thrones, 2017—2019

События происходят в вымышленном мире, больше всего напоминающем наше Средневековье. Влиятельные семьи Вестероса борются за право сидеть на Железном Троне. Вместе с непрактичным Троном счастливчику-обладателю достается право управлять семью королевствами. Серии раскрывают множество сюжетных линий: странствия по миру амбициозной дочери бывшего правителя — Дейнерис, злоключения благородного семейства Старков, эволюция многогранного рода Ланнистеров и другие. Сериал снят по романам современного гения фантастики Джорджа Р.Р. Мартина. Именно его умение конструировать сложнейшие детализированные миры, задавать сложные моральные вопросы и продумывать сюжеты на столетия вперед сделали шоу культурным феноменом.

К сожалению, первоисточник закончился вместе с пятым сезоном, и задача по созданию сюжета перешла к шоураннерам Дэвиду Бениоффу и Д. Б. Уайссу. Стоит отметить, что с адаптацией книг они справлялись прекрасно — умело сокращали то, что хорошо воспринималось лишь на бумаге. Однако с самостоятельным созданием сценариев они, по общему мнению зрителей и критиков, не справились. Все, за что человечество полюбило «Игру престолов», исчезло за несколько сезонов. Живые герои превратились в пресных исполнителей воли сценаристов, никакие действия больше не вели к последствиям, даже о законах физики было позабыто ради эффектных сцен. Конечно, художественное исполнение и актерская игра все еще были на высоте, но этого оказалось недостаточно: к концу сериала зрители чувствовали лишь разочарование и злость.

 

«13 причин почему»

13 Reasons Why, 2017 — по настоящее время

Сериал рассказывает историю школьницы Ханны Бейкер. Она покончила жизнь самоубийством и записала 13 кассет с объяснениями причин своего поступка. Каждая запись описывает опыт общения Ханны, чаще всего негативный, с конкретным человеком. Один эпизод сериала исследует одну кассету. Если сначала обвинения Ханны кажутся преувеличенными, то по мере продвижения к концу сезона градус ужаса в рассказанных Ханной историях повышается. Сюжет основан на одноименном романе американского писателя Джея Эшера. Первый сезон полностью покрывает произошедшие в романе события, а самоубийство главной героини, казалось бы, исключает возможность сиквела, но продюсеры, вдохновившись успехом, решили пойти дальше.

Первый сезон подросткового сериала заслужил неожиданное признание у критиков и зрителей, стал самым просматриваемым проектом Netflix и заработал оценку 79% на Rotten Tomatoes. Второму повезло намного меньше — лишь 25% на Rotten Tomatoes, третий уверенно можно назвать откровенным провалом (12%). Причина неудачи не только в бедности сценария, который уже не мог вдохновляться книгой. Во втором сезоне совершившая самоубийство Ханна возвращается — главный герой разговаривает с воспоминанием девушки. Психологи выразили протест против этого художественного решения, представляющего смерть как что-то неокончательное в глазах основной аудитории — подростков.

 

«Конец ***го мира»

The End of the F***ing World, 2017—2019

Пара английских подростков — Алисса и Джеймс — сбегают из непростых семей. Мать Джеймса покончила жизнь самоубийством на глазах у маленького сына, а недогадливый отец не в состоянии увидеть, насколько травмирован мальчик. Отчим Алиссы откровенно унижает и даже домогается падчерицы при полном равнодушие со стороны родной матери. В новой «свободной» жизни подросткам, однако, тоже приходится несладко: сначала приличный с виду семьянин, вызвавшийся помочь ребятам, оказывается педофилом, а затем серийный маньяк предпринимает попытку изнасиловать Алиссу. В этом ужасе двое школьников находят единственно верное решение — раскрыться друг перед другом и искренне полюбить. Когда-то напоказ крутая Алисса разрешает себе быть уязвимой и хрупкой, а Джеймс, в начале серий мечтавший убить Алиссу, жертвует жизнью рани нее.

Сценарий был написан по мотивам одноименного комикса Чарльза Форсмана. Первый сезон практически повторяет сюжет комиксов, отличие лишь в том, что в оригинале смерть Джеймса изображена однозначно. В телевизионной же версии создатели, возможно, предчувствуя успех, оставили возможность для сиквела. Второй сезон, написанный тем же сценаристом, который адаптировал комикс для первого, богат интересными местами — игра актеров все еще хороша, есть несколько трогательных и атмосферных моментов, но глубины первого сезона ему достигнуть не удалось. Напротив, отказавшись «убивать» Джеймса, создатели стерли значимость главного заявления источника — о жестокости мира и важности любви.