Тутта Ларсен: я против раннего развития ребенка
Дети

Тутта Ларсен: я против раннего развития ребенка

19 июня 2017
7 мин
Тутта Ларсен: я против раннего развития ребенка

 

Тайм Аут Петербург не на шутку заинтересовался темой детства, чтобы порадовать читателей новой рубрикой, посвященной детям. Накануне этого события наш  корреспондент посетил Форум для родителей по детскому образованию EdCrunchSPb, где пообщался с экспертами современного детства. На вопросы Тайм Аут Петербург ответила знаменитая теле- и радиоведущая, создатель канала для родителей ., мама троих детей и эксперт в вопросах детства Тутта Ларсен.  

— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный, грамотно организованный детский досуг?

— Все зависит от того, о каком возрасте идет речь. В любом случае детский и подростковый досуг должен быть безопасным, а если мы говорим о маленьких детях, то такой досуг должен подразумевать участие в нем и родителей. Популярный сегодня способ времяпрепровождения с аниматором не является полноценным. Иногда, конечно, когда папа с мамой хотят побыть вдвоем, это помогает, но если с ребенком чаще всего  занимаются чужие люди – это неправильно.

Самое чудесное пространство для детского досуга – это то место, где дети вместе с родителями осваивают новые навыки, делают что-то вместе – пускай даже и бесятся, прыгают, бегают, лазают по скалам.

— А про современное образование что скажете? Чем оно отличается от советского? Многие родители терзаются вопросом: куда отдать ребенка учиться? Как считаете, со скольки лет нужно начинать дошкольное обучение?

— Я категорически против всех форм раннего развития и считаю, что ребенка до 6 лет не нужно нагружать всяческими развивашками. В своих убеждениях я опираюсь на исследования современных психологов и педагогов, которые утверждают, что у ребенка до школы огромное количество биологических и социальных, задач, которые ему надо реализовать, а тут еще мы со своим английским, чтением и таблицей умножения… Другое дело, если ваш ребенок сам заинтересовался тем или иным предметом и сигнализирует вам о том, что готов что-то изучать. В таком случае дошкольное образование оправдано, но только в форме игры, а не в форме системы. Современные дети итак получают огромное количество информации из внешнего мира: подчас задуматься, как их оградить от преждевременного развития, а не навязывать раннее образование.

Современное образование, на мой взгляд, очень мало отличается от советского. К сожалению! Появились новые предметы, новые технологии, но подход к ребенку и отношения между школой и семьей остались почти на том же уровне, что и в советское время. Я бы не сказала, что эта коммуникация стала более гибкой или более эффективной. Поэтому мои дети учатся в частной школе, где отношение к ребенку ставится во главу угла. Кредо нашей школы – выстраивание доверительных отношений между взрослыми и детьми, и на этот прочный фундамент надстраивается образовательный процесс. Для меня атмосфера в школе важнее, чем образование.

— А там есть привычные уроки, переменки? Или детям предоставлена полная свобода?

— Да, в нашей школе есть и уроки по 45 минут, и переменки – с точки зрения логистики образовательный процесс похож на обычную школу. Есть и домашние задания, но они более креативные. Например, по литературе очень часто задают не только читать, но и рисовать, иллюстрировать свое видение сюжета изучаемого произведения. А к урокам истории дети изготавливают папирусы по древней технологии или рисуют маски древнегреческого театра. Очень много внимания уделяется внеклассным взаимодействиям в коллективе: проводятся психологические тренинги, игры, корректирующие отношения классе, для всех очень важно, чтобы они были спокойными и гармоничными. В нашей школе дети любят обниматься, говорить друг другу комплименты, им важно находиться в добрых отношениях друг с другом. Педагоги проявляю к детям живой, а не наигранный интерес, уважают подрастающие личности, стремятся дать им знания в полуигровой форме.

— В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница между советским и современным детством? Как она отражается на формировании современной личности?

— Мне кажется, нельзя вот так делить советское и современное детство. Ведь даже в Советском Союзе у кого-то оно было счастливым, а кого-то – не очень. Детство всегда остается детством. Даже военное детство в эвакуации по воспоминаниям моей бабушки было светлым и в чем-то счастливым, хотя это был очень страшный период в жизни ее семьи. Полагаю, в Советском Союзе у детей было меньше возможностей для самовыражения, меньше уважения к их личности и не так много возможностей для творчества, но с другой стороны тогда было гораздо безопасней: мы сами ездили в кружки и музыкальные школы, а ключ от квартиры носили на шее, чтобы не потерять… А еще у нас было меньше соблазнов: мы все одинаково одевались-пили-ели, а сейчас очень большое расслоение общества – экономическое, социальное. И это благодатная почва для всяческих спекуляций, возникновения у детей ложных ценностей. В советское время у родителей было меньше вызовов, чем сейчас.

— Инфантильность современного молодого поколения – это факт или надуманная тема, на ваш взгляд?

— Самая неблагодарная вещь – ругать молодое поколение, потому что оно не такое, как вы. Если вы не понимаете современную молодежь, это еще не значит, что она плохая. Я не вижу никакой инфантильности в современных детях. А, напротив, вижу в них такой интеллект, такую осознанность и такое благородство и чувство собственного достоинства, которое нам и не снилось. Скажу без лукавства: мои дети являются для меня такими же учителями, как и я для них. Какие-то вещи они генерируют сами, позволяя мне учиться, как общаться, как договариваться, как делать так, чтобы кто-то помогал тебе реализовать твои желания. Мне кажется, современное поколение гораздо более взрослое, чем были мы в их возрасте.

— Нас искренне радует количество и качество мероприятий для детей и про детей, проводимых в Санкт-Петербурге. Сегодня действительно есть куда пойти с ребенком и где узнать друг друга лучше. Как Форум поможет современным родителям? Эта история будет иметь продолжение?

— Продолжение, безусловно, будет. В ближайшее время Форум поедет во Владивосток, а в дальнейшем его планируется проводить не только в Питере и Москве, но и во всех крупных городах России. И это очень правильно и очень нужно, потому что многих современных родителей не устраивает существующая образовательная система, они не готовы больше воспринимать ее как нечто безусловное. Сегодня появилась масса вариантов образования для ребенка, и Форум помогает в них разобраться, а также дает родителям понимание их роли в современном образовательном процессе. Ведь очень часто взрослые либо защищают ребенка от школы, выступая в роли буфера, либо целиком и полностью отдают ребенка на воспитание учебному заведению, не понимая, как себя вести в коммуникации ребенок-школа-семья. Лично мне очень нравится идея, главенствующая на Форуме: школа существует для ребенка (а не ребенок для школы). Исходя из этого мы, родители, должны сделать для себя выводы и искать для своего ребенка ту форму образования и ту школу, которые отвечают ЕГО (а не нашим) потребностям.

— И блиц-опрос в завершении интервью — продолжите фразу «Дети – это…»

— Счастье и труд.

— Родители – это…

— Большие дети.

— Современное детство – это…

 — Испытание.

— Что  пожелаете напоследок молодым петербургским родителям?

— Любви, дружбы и, главное, доверия во взаимоотношениях с детьми. Мне очень нравится подход петербургского психолога Димы Зицера, который считает, что нет вообще никакой разницы между детьми и взрослыми в смысле любви. Если ты любишь взрослого, тебе не придет в голову его поучать. А с детьми зачастую получается иначе, и наша родительская любовь удивительным образом сочетается с дискриминацией подрастающего поколения. Нам кажется, что раз мы старшее, значит, мы умнее и знаем все лучше.

Я за доверие и взаимное уважение – из этого рождается настоящая любовь. Когда в семье есть взаимопонимание с детьми, в полной мере понимаешь счастье быть родителями.

 

Беседовали: Екатерина Соловей, Мария Ярцева

Фото: Лара Бардина