Люди — ничто, идеология — все. Отличные фильмы-антиутопии о жизни в тоталитарном государстве | Кино | Time Out

Люди — ничто, идеология — все. Отличные фильмы-антиутопии о жизни в тоталитарном государстве

Виктория Савина   2 августа 2021
4 мин
Люди — ничто, идеология — все. Отличные фильмы-антиутопии о жизни в тоталитарном государстве
Кадр из фильма «Эквилибриум»

2 августа 1976 года умер один из величайших представителей немецкого экспрессионизма Фриц Ланг. Главной картиной в его фильмографии считается «Метрополис» — о мире будущего, классовой борьбе и тотальном контроле. Time Out решил вспомнить фильмы, героями которых управляет государство.

«Особое мнение», 2002

Minority Report

Фантастический триллер Спилберга снят по мотивам рассказа Филипа Киндреда Дика. Действие разворачивается в 2054-ом году: уже шесть лет как существует особый предпреступный отдел, функционирующий на основе экспериментальной программы. Его работники имеют возможность узнать о еще не случившемся убийстве и арестовать подозреваемого до совершения им необратимого действия. Система работает идеально, но в какой-то момент преследованию подвергается сам руководитель данного отдела Джон Андертон (Том Круз), который ни о чем подобном и не помышлял. Чтобы разобраться в происходящем и доказать свою невиновность, он начинает собственное расследование и пытается доказать, что новая программа может допускать ошибки.

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Том Круз, Макс фон Сюдов, Саманта Мортон, Колин Фаррелл

 

«Эквилибриум», 2002

Equilibrium

События происходят в недалеком будущем, где практически весь мир лежит в руинах после завершения Третьей мировой войны. В фокусе внимания — жизнь в вымышленном тоталитарном городе-государстве Либрия, где власть принадлежит Совету «Тетраграмматона» во главе с Вождем. Корень всех мыслимых и немыслимых бед власть видит в человеческих эмоциях. Для их подавления каждый член общества обязан ежедневно принимать препарат «Прозиум»: по задумке это должно искоренить как преступность, так и войны. Контроль за соблюдением закона и арестом «эмоциональных преступников» ведет тайная полиция клириков Грамматона, организованная по образцу религиозного ордена. Одним из клириков является агент Джон Престон (Кристиан Бейл), который однажды забывает принять очередную дозу и претерпевает духовную трансформацию, что приводит его к противоречию с самим собой, а потом и со всем режимом.

Режиссер: Курт Уиммер

В ролях: Кристиан Бейл, Тэй Диггз, Энгус Макфадьен, Шон Бин

 

 

«"V" значит вендетта», 2005

V for Vendetta

В начале фильма показана историческая вставка — арест и казнь Гая Фокса, участника Порохового заговора в XVII веке. Затем повествование переключается на антиутопическое альтернативное будущее. В Англии после страшной эпидемии неизвестного вируса, повергшей страну в хаос, устанавливается жестокая диктатура властного канцлера, который ввел комендантский час, всевластие членов партии над простыми людьми и организацию из сотни тайных осведомителей. Однажды ночью в Лондоне появляется революционер, известный как V, который начинает партизанскую войну с режимом в попытке вернуть народу отнятую у него свободу.

Режиссер: Джеймс Мактиг

В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай

Читать рецензию

 

«1984», 1984

Nineteen Eighty-Four

Для подавления массовых волнений правящая партия Океании заново воссоздает прошлое и настоящее. За каждым гражданином неусыпно наблюдают, телевидение обеспечивает непрерывную пропаганду, а учебники по истории переписываются по новому стандарту, утвержденному властью. В центре сюжета — член Внешней партии Уинстон Смит (Джон Херт), который пытается противостоять самой Внутренней партии и нечеловечески жестокому тоталитарному режиму. Он и его возлюбленная Джулия (Сюзанна Гамильтон) встречаются тайком и надеются на то, что тайная организация под названием Сопротивление сумеет в будущем уничтожить Партию.

Режиссер: Майкл Рэдфорд

В ролях: Джон Херт, Ричард Бертон, Сюзанна Хэмилтон

 

«Метрополис», 1927

Metropolis

Действие фильма разворачивается в 2026-ом году. Город будущего разделен на две части — Рай и Ад. Главным действующим лицом является Фредер (Густав Фрелих), сын деспотичного Фредерсена (Альфред Абель), властителя Метрополиса. Молодой человек спускается из Вечных Садов в Ад, где открывает для себя шокирующую правду о жизни угнетенных рабочих и знакомится с девушкой Марией (Бригитта Хельм). Она является своего рода идеологом порабощенных и убеждает их в том, что они не должны продолжать жить подобным образом. В это время отец Фредера готовит план по внедрению разлада среди рабочих, чтобы сохранить свою власть. Картина Ланга заложила каноны, которые послужили отправной точкой для создания многих популярных антиутопий. В фильме присутствуют легенда о Вавилонской башне, предсказание тотальной катастрофы и антиутопического будущего, сравнение робота и человека, метафора Рая и Ада, а также абсолютное обезличивание человека.

Режиссер: Фриц Ланг

В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Кляйн-Рогге