Юбилей Скрябина, фототур по России и много современного искусства: 9 лучших выставок января | Арт | Time Out

Юбилей Скрябина, фототур по России и много современного искусства: 9 лучших выставок января

Жанна Старицына 6 января 2023
8 мин
Юбилей Скрябина, фототур по России и много современного искусства: 9 лучших выставок января
Аристарх Чернышев. Персональный информационный организм, 2019
В начале года особенно хочется уделить время культурной программе – этому способствуют как длинные выходные, так и приподнятое праздничное настроение. Арт-мир готов порадовать зрителей необыкновенной природой России, жанром портрета и современным искусством. Time Out рассказывает о лучших выставках января.

«Лики и лица: путешествия образов»

Татьяна Ахметгалиева. «Песни дикой касатки». 2010

Где: Московский музей современного искусства, образовательный центр, Ермолаевский, 17

Когда: 24 декабря – 19 февраля

Подробности
Татьяна Файдыш. «Собрание». 2005

Выставка «Лики и лица» проходит в рамках программы Московского музея современного искусства «Коллекция. Точка обзора», которую отличает камерный подход к изучению музейных фондов, а также динамичный ритм показа коллекций. Главная тема проекта – портрет во всем его многообразии в XX и XXI веке. Выставка меняет традиционные представления о портретном жанре, как о «скучном» двухмерном изображении. В экспозиции представлена скульптура, инсталляции, видео и другие нестандартные способы творческого осмысления человека и его роли в обществе. Выставка расположена на двух этажах образовательного центра, она разделена на три части: «Публичное», «Личное» и «Личнòе». С их помощью кураторы рассматривают роль портрета с разных точек зрения, например, в качестве традиционного приема рефлексии художника или своеобразного «зеркала» социума.


«Великая пустота»

Мария Сафронова. «Спортзал», из серии «Кабинеты», 2018

Где: Фонд Ruarts, Трубниковский переулок, 6

Когда: 21 декабря – 4 июня

Подробности

Современные художницы показали в экспозиции свои размышления о пустоте. С одной стороны, кажется, что это понятие вызывает исключительно негативные ассоциации: нехватку, одиночество, отсутствие, потерю. Но ведь пустота может быть созидательной – это пространство чистого листа, символ обнуления, из которого можно создать целый новый мир.

Именно с этой, философской точки зрения авторы предлагают рассмотреть неоднозначную тему. Российские художницы разных поколений и эстетических убеждений раскрыли новые смыслы и повествования о пустоте и том, что ей противостоит.

Среди художниц: Елена Артеменко, Татьяна Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Вита Буйвид, Алиса Горшенина, Аня Желудь, Катя Исаева и другие. Акцент на женских именах сделан не случайно: одна из задач выставки заключается в том, чтобы выровнять гендерный баланс на современной художественной сцене и пополнить собрание фонда важными работами, созданными женщинами.

Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное», 2020

«Фотомаршрут построен»

Антон Агарков, «Сумеречная спираль», 2022

Где: Государственный исторический музей, Красная площадь, 1

Когда: 16 декабря – 28 февраля

Подробности

Прямо из центра Москвы любой желающий может переместиться в мир дикой природы России: выставка «Фотомаршрут построен» собрала лучшие снимки разных уголков страны. На изображениях пейзажи бескрайних равнин сменяются видами отвесных скал и бушующих морей. За современные фото отвечала команда профессиональных путешественников Nature Photo Team – благодаря их кадрам зрители перенесутся на Дальний Восток, Поволжье, Кавказ, в Ленинградскую, Псковскую, Волгоградскую и Липецкую области. Также в экспозиции представлены оригиналы пейзажных снимков конца XIX – начала XX века из музейного архива.

Выставка дополнена арт-объектами, инсталляциями и тематическими декорациями для большего погружения в мир природной красоты. Особое место в экспозиции занимают современные технологии, а именно – виртуальный горбатый кит, который позирует каждому посетителю. Важную роль играет и звуковое сопровождение: аудио-пространство выставки создала художница Дарья Тихонова. Основу ее композиций составили природные шумы из разных регионов России, которые помогут настроиться на созерцательный лад.

Владимир Медведев, «Туманный лес», 2022

«От музыки к свету. Посвящение Скрябину»

Афиша выставки «От музыки к свету. Посвящение Скрябину»

Где: Выставочные залы РОСИЗО, Петроверигский переулок, 4, стр. 1

Когда: 24 декабря – 19 марта

Подробности

Выставка «От музыки к свету» приурочена к 150-летию Александра Скрябина. Он был не только пианистом и композитором, но и новатором. В числе первых он стремился выйти за рамки существующего художественного опыта и традиционного звукосложения, а именно – исследовал возможности светомузыкального синтеза, пытаясь соединить цвет, свет и звук в единое целое. В 1910 году он создал симфоническую поэму «Прометей», где в одной из партий подразумевалась четко намеченная световая партия. Так композитор стремился зафиксировать свои светоцветовые ощущения в партитуре.

Подобные мысли о синтезе искусств в XX веке занимали многих творцов, в том числе, например, Василия Кандинского. Деятельности первопроходцев светоцветового искусства 1910-1930-х годов посвящена одна из частей выставки. Другой раздел посвящен влиянию опытов Скрябина на культуру своего времени. В экспозиции не обошлось и без современных художников: представитель оптического театра Сергей Зорин создал для проекта светоживописное произведение на музыку Скрябина, а архитектор Михаил Корси представил макет мистериального храма композитора.


«Всеобщий язык»

Молитвенный ковер. Иран. Вторая половина. XVI века
Лунная круглая фляга с ручками в виде красных драконов. Китай. Династия Цин. Конец XVIII — первая половина XIX века.

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12

Когда: 16 декабря – 19 марта

Подробности

Главная тема выставки «Всеобщий язык» – искусство коммуникации во всем его многообразии. На протяжении всей человеческой истории люди самыми разными способами стремились обмениваться информацией – они делали это не только с использованием языка, но и с помощью текстов и произведений искусства.

Масштабную экспозицию кураторы решили разделить на семь частей, каждая из которых по-своему отражает стремление людей договариваться и общаться между собой. Так, раздел «Мир многоликий и многоязыкий» сконцентрирован на огромном количестве языков в мире: среди экспонатов представлены египетские папирусы с иероглифами, привычные надписи на латинице и кириллице, а также редкие примеры тангутского письма и пиктограмм древних ацтеков. А в разделе «Благопожелания» зрители могут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства, китайские чайники и кувшины в виде иероглифов «благополучие» и «долголетие», японские шелковые свитки, а также европейские изделия из стекла, фаянса и майолики.



«Борис Неменский. К 100-летию художника»

Борис Неменский, «Земля опаленная», 1957

Где: Новая Третьяковка, Крымский вал, 10

Когда: 20 декабря – 6 марта

Подробности

В честь 100-летия советского художника Бориса Неменского в Третьяковке оформили его произведениями отдельный зал. Большинство работ мастера связаны с войной: в них он стремился отразить собственные впечатления от трагедии. После окончания Саратовского художественного училища он был призван в Красную армию. На фронте он сделал множество этюдов и зарисовок – некоторые из них впоследствии стали основой для полноценных живописных произведений.

Среди представленных на выставке работ: «Мать», «Машенька», «Земля опаленная». В них автор стремится передать мужество бойцов в окопах и стойкость медсестер в фронтовых госпиталях. Еще одна знаковая картина экспозиции – лаконичный натюрморт «Память смоленской земли». Пробитая пулей каска и треснувший чугунок на полотне служат символами драматичного исторического периода.


«Аристарх Чернышев. МетаПотребитель»

Аристарх Чернышев, «Экономика обещаний», 2019
Аристарх Чернышев, «Натюрморт на фоне кризиса», 2017

Где: ГУМ-Red-Line, Красная площадь, 3

Когда: 23 декабря – 10 февраля

Подробности

3D-печать, светодиодные табло, видео и дополненная реальность – вот, что ждет зрителей на выставке одного из пионеров российского медиаарта Аристарха Чернышева. Проект объединил работы художника последних пяти лет, которые исследуют общество потребления, рекламу и научную фантастику. Так, в серии из пяти работ «Экономика обещаний» автор нарочно преувеличивает приемы имиджевой рекламы, которые вынуждают пользователей приобретать бесчисленное количество ненужных товаров. А динамическая световая скульптура «Последнее обновление» напоминает об одном из традиционных жанров в истории искусства vanitas – бренности жизни – на новый лад. Привычный символ бренности – череп – здесь соседствует с эмблемой загрузки, призывая зрителей подумать о бесполезно потраченном времени за гаджетами.


«Вне времени. Африканские впечатления Ирины Остроуховой»

Ирина Остроухова, проект «Вне времени»
Ирина Остроухова, проект «Вне времени»

Где: Всероссийский музей декоративного искусства, Делегатская, 3

Когда: 22 декабря – 29 января

Подробности

Древние племена Африки не перестают манить художников и путешественников со всего мира: кто-то хочет перезагрузиться от городской суеты, а кто-то – зарядиться вдохновением экзотичной культуры. Ирина Остроухова сравнивает внутренний мир племен с живым музеем, в котором каждый его житель и создатель, и хранитель истории и традиции. Фотограф в своих работах, созданных во время многочисленных поездок в Африку, стремится запечатлеть этот оригинальный мир, сохранить на снимках живые произведения искусства. На ее кадрах повседневный быт людей соседствует с выразительными портретами жителей. Их красочные наряды и широкие улыбки мало кого могут оставить равнодушными.


Single color

Виктор Пономаренко, Disposable-1

Группа художников-участников выставки Single color поставила перед собой непростую колористическую задачу: изобразить белое на белом. Современные авторы, среди которых Любовь Белая, Илья Бодров, Анна Вепс, Ксения Воскобойникова, Маргарита Ганжа и другие, исследовали возможности белого цвета во всем его многообразии. Авторы были свободны в жанрах и темах, кто-то сделал ставку на портрет, кто-то – на натюрморт, а третьи предпочли выразить себя через текст. В результате выставка представляет собой затейливый колористический эксперимент о возможностях цвета в руках современных авторов.