Миражи, сны о Сибири и беспредметность Малевича: 9 лучших выставок ноября | Арт | Time Out

Миражи, сны о Сибири и беспредметность Малевича: 9 лучших выставок ноября

Жанна Старицына   1 ноября 2022
8 мин
Миражи, сны о Сибири и беспредметность Малевича: 9 лучших выставок ноября
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915–1916
Исправить плохое настроение, вызванное ухудшением погоды и уменьшением светового дня, помогает насыщенная культурная жизнь. В ноябре выбор мероприятий широк: начать можно с искусства авангарда, а продолжить – снами о Сибири. Time Out рассказывает о лучших выставках середины осени.

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»

К. Малевич. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Анна Лепорская, «Три фигуры», 1932-1934

Где: Еврейский музей и центр толерантности,
Образцова, 11, стр. 1А

Когда: 20 октября – 19 февраля

Подробности

Выставку «Мир как беспредметность» впервые показали в Ельцин Центре, тогда она попала в скандал: охранник шариковой ручкой нарисовал глаза персонажам работы Анны Лепорской «Три фигуры». Картина в экстренном порядке отправилась на реставрацию, чтобы в восстановленном варианте появиться в экспозиции Еврейского музея. Впрочем, особенно зоркие зрители отмечают, что под слоями свежей краски все же можно разглядеть следы недавнего вандализма.

Центральная фигура выставки – Казимир Малевич, его трактат «Мир как беспредметность» и стремление создать новаторскую школу живописи. Теория беспредметности стала для художника и его последователей основной идеей в творчестве. Помимо работ Малевича в экспозиции можно увидеть картины Марка Шагала, Николая Суетина, Павла Филонова, Роберта Фалька и других авторов.

Важной частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции.


«Сны Сибири»

Резная пластина. V–III века до н. э.
Сергей Ануфриев. Из серии «12 шаманов». 2006

Где: Государственный исторический музей,
Выставочный комплекс, пл. Революции, 2/3

Когда: 28 октября – 30 января

Подробности

Масштабный проект «Сны Сибири» приурочен к 130-летию Транссибирской магистрали. Кураторы решили рассказать об истории дальнего края необычным образом, соединив археологию, современное искусство и оригинальные экспозиционные приемы. Фигуры тигров, медведей и шаманов здесь буквально «вырастают» из стен, а зал с большой видеоинсталляцией переносит в мистическую атмосферу ночного Севера.

Аутентичные предметы – оружие, керамику, маски – органично дополняют произведения современных художников, выполненные по мотивам традиционных образов Сибири. В экспозиции представлены эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа и других авторов.


«Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея»

«Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея»

Юрий Пименов, «Почта пришла». 1940
Гелий Коржев, «В дороге». 1962

Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10/1

Когда: 25 октября – 29 января

Подробности

Выставка приурочена к 125-летию со дня основания Самарского художественного музея – одного из крупнейших в российской провинции. Расположенный в одном из наиболее узнаваемых исторических зданий города, музей сегодня насчитывает более 18 тысяч произведений западного и отечественного искусства основного фонда.

Круглую дату решено было отметить показом произведений ХХ века. На выставке можно увидеть период во всем его многообразии: экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает как раннюю эпоху «Бубнового валета», так и суровый послевоенный стиль. Среди авторов работ эпохи авангарда, а также советского и постсоветского периодов значатся такие ключевые имена, как Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Элий Белютин и другие.



«Александр Савинов. Миражи»

Александр Савинов, «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще», 1909-1911
«Женщина с филином», 1907

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр.11

Когда: 21 октября – 22 января

Подробности

Александр Савинов – малоизвестный широкой публике художник начала XX века. Он вырос в Саратове, общался с художниками круга Виктора Борисова-Мусатова, увлекся эстетикой символизма и декаданса. Впоследствии он не стал интересоваться авангардом, оставаясь верным эфемерным образам купальщиц в восточных костюмах и волооких красавиц в шелках. Подобные сюжеты не подходили новому стилю послереволюционной России, поэтому художник предпочел заняться преподавательской деятельностью.

Одна из характерных работ мастера – «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Ее замысел возник у автора во время традиционной пенсионерской поездки Академии Художеств под впечатлением от росписей в античных городах. На сказочном панно видно, как за многочисленными ажурными растениями скрываются фигуры призрачных девушек.


PLAYMMOMA 2.0

Где: Московский музей современного искусства, Образовательный центр, Ермолаевский переулок, 17

Когда: 23 октября – 21 ноября

Подробности

Игра-путешествие по миру искусства приурочена к фестивалю «Территория. Kids». На один месяц выставочные залы, лекторий, библиотека и лестницы Образовательного центра музея превратились в пространство эксперимента, который будет одинаково интересен взрослым и детям. Кураторы приглашают семьи посмотреть на искусство с разных сторон, зачастую в непринужденном и «легком» формате, а также принять участие в мастер-классах – вместе придумывать перформансы, создавать комиксы, рисовать граффити и собирать скульптуру.

Чтобы детям было интереснее осматривать экспонаты, кураторы придумали целую игру с путеводителем: посетители должны следовать инструкциям на полу, искать подсказки и забирать наклейки с правильными ответами. В экспозиции представлены работы таких современных художников, как Иван Чуйков, Арман Фернандес, Алексей Мартинс, Михаил Косолапов и другие.


«Александр Иванов. На пути к храму»

Александр Иванов, Бог благословляет Адама и Еву, 1846-1848
Александр Иванов, Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами, 1845

Где: Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10

Когда: 21 октября – 16 апреля

Подробности

Александр Иванов – художник, за которым прочно закрепилось звание «автора одной картины». Однако в Третьяковской галерее хранится огромное количество графики мастера. В общей сложности коллекция насчитывает более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Часть этого наследия можно увидеть в проекте «На пути к храму», названном так по эскизам неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве. 

Также в экспозиции можно увидеть рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы». Их автор создавал параллельно с работой «Явление Христа народу».


«Предметы народного искусства в собрании Музея-заповедника “Архангельское”»

«Предметы народного искусства в собрании Музея-заповедника “Архангельское”»

Праздничный женский головной убор-головка. Неизвестный мастер. Конец XVIII — начало XIX века

Где: Музей-заповедник «Архангельское»,
поселок Архангельское

Когда: 4 ноября – 14 декабря

Подробности

Предметы народного искусства и быта – такая же неотъемлемая часть усадебных коллекций, как живопись, скульптура или декоративно-прикладное искусство. Поскольку усадебная культура была тесно связана с крестьянской, в экспозиции почти все предметы – головные уборы, посуда, предметы ежедневного обихода – отражают мир народных промыслов.

На выставке можно увидеть такие редкие для взгляда современного зрителя экспонаты, как прялку с веретенами, берестяной туес (предмет для хранения ягод или грибов), а также бутыль с необычной деревянной часовней внутри. Изготовление таких паломнических сувениров было целым промыслом, исчезнувшим после 1917 года.


«История российского дизайна. Избранное IV»

Александр Браулов, Нася Коптева, Красные куклы, 52 Factory

Где: Новая Третьяковка, Крымский вал, 10

Когда: 1 ноября – 31 января

Подробности

Четвертая часть масштабного проекта Третьяковской галереи о дизайне переосмысляет отечественное наследие. Сегодня многие мастера ищут вдохновение в русском авангарде, культовых советских предметах и культуре оттепели. В результате мебель UNIKA møblar, ковры Fugly pets, самовар Юлии Корицы, «красные куклы» 52 Factory и другие произведения в экспозиции удивляют посетителей необычным прочтением узнаваемых образов.

В общей сложности на выставке показано более 70 работ из области актуального предметного, промышленного, графического и фэшн-дизайна. Современные работы соседствуют с идейно близкими историческими образцами и прототипами.

Ольга Никич, Платок «Трактористка»

«Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»

Игорь Грабарь, «Сентябрьский снег», 1903
Игорь Грабарь, «Февральская лазурь», 1904

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус,
Лаврушинский переулок, 12

Когда: 18 ноября – 26 февраля

Подробности

Когда разговор заходит об Игоре Грабаре, не знаешь, с чего начать в первую очередь: с его художественного таланта, организаторских способностей или реставрационной деятельности. Его яркие, наполненные светом и воздухом пейзажи и натюрморты подтверждают существование импрессионизма в России. Он начал заниматься в Академии художеств в мастерской Ильи Репина, а затем отправился на обучение в Европу.

Будучи попечителем Третьяковской галереи, Грабарь провел ее масштабную реэкспозицию – перепланировал некоторые залы по историко-хронологическому принципу, убрал лишние перегородки. Нельзя не упомянуть создание им Центральных реставрационных мастерских, а также личное участие в реставрации иконы Андрея Рублева «Троица».

В экспозиции помимо картин Грабаря развернута инсталляция его кабинета, где в выставочном шкафу можно увидеть многочисленные издания, в которых публиковались труды ученого.