Имена московского метро: станция «Маяковская» | Город | Time Out
Город

Имена московского метро: станция «Маяковская»

Ольга Воробьева 23 ноября 2020
14 мин
Имена московского метро: станция «Маяковская»
Фото: Depositphotos

Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, в честь кого станции московской подземки носят свои названия. В этот раз речь пойдет о станции «Маяковская» и главном поэте Октябрьской революции — Владимире Маяковском. 


О станции

Была открыта 11 сентября 1938 года.

Проектные названия: «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского»

Архитектор: А. Н. Душкин

Автор эскизов к мозаичным панно: А. А. Дейнека

Проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. «Маяковская» долгое время считалась самой красивой локацией московского метро. Это первая в мире колонная трехсводчатая станция глубокого заложения (33 м). 

Схема сооружения станции «Маяковская». Архитектура Московского метрополитена. — М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941

Отделка и декор: При декорировании станции использовались роскошные материалы — темный грузинский садахлинский мрамор, голубой челябинский «уфалей», узбекский кремовый «газган», армянский темно-оливковый «давалу» и удивительный магматический крымский диорит серо-зеленого цвета. Полудрагоценный уральский рубиновый шпат (родонит «орлец»), что применялся в отделке колонн, во время реконструкции был частично заменен более дешевыми материалами. Пол отделан светлым «газганом», красноватым «салиети» и оливковым «садахло» с серым гранитом вдоль краев перронов. Необычным было решение архитектора заменить стандартные железобетонные пилоны на более элегантные стальные колонны — в виде аркады с арками овальной формы. Ленты из нержавейки для этой неординарной конструкции были изготовлены на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном.

Фото: Depositphotos

Главным же украшением станции «Маяковская» являются 34 (изначально 35) восхитительных смальтовых мозаичных панно, созданных ленинградскими мастерами по эскизам художника Александра Дейнеки. Вот как он сам выразил главную идею реализованной им работы:  «Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки». Так определилась тема – «Сутки Страны Советов».

За эту монументальную работу архитектора нещадно критиковали коллеги: ведь детали этой многосоставной композиции, «спрятанной» в плафонах центрального нефа станции, можно разглядеть, лишь встав строго под мозаичным шедевром. А связать название станции с декором догадались лишь тридцать лет спустя после ее открытия: бюст Маяковского работы скульптора А. П. Кибальникова был установлен в северном вестибюле. 

Почему «Маяковская»

Изначально станция должна была носить название «Триумфальная площадь», но в 1936 году энергичная Лиля Брик написала знаменитое письмо Сталину. В нем муза «поэта революции» сетовала на то, что стихи Маяковского не переиздаются, и просила посодействовать в издании собрания сочинений.

Резолюция вождя, написанная красным карандашом поверх обращения, также стала достоянием общественности:

Лиля Брик

«Товарищ Ежов, очень прошу Вас обратить внимание на письмо Л. Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление. Если моя помощь понадобится – я готов. И.В. Сталин».

После этого инцидента имя поэта вторично бронзовеет и буквально насаждается повсюду — начиная от школьных программ и заканчивая пламенеющими повсеместно плакатами с узнаваемыми цитатами. На этой волне переименовывается и станция — сначала в «Площадь Маяковского», а затем просто в «Маяковскую».

Факты о станции

6 ноября 1941 года неожиданно было объявлено торжественное заседание Моссовета. Две тысячи человек были приглашены на станцию «Маяковская», чтобы услышать выступление Иосифа Сталина и посмотреть концерт с участием известных артистов. Вождь приободрил присутствующих, вселил уверенность в победе (враг в это время находился под Москвой) и принял окончательное решение о проведении на следующий день Военного Парада в честь годовщины революции. После оптимистической речи руководителя вся партийная верхушка загрузилась в вагон поезда и покинула станцию. Через несколько минут состав остановился, но вскоре снова набрал скорость. Позже выяснилось, что по путям вальяжно прогуливалась огромная крыса. Машинист же настолько перенервничал из-за непомерного груза ответственности перед статусными пассажирами, что рефлекторно рванул стоп-кран. 

В это же время станция работала как бомбоубежище, но допускали туда в основном женщин и детей. 

В июле 2017 года на станции проходила акция «Ночь кино» с показом первой серии последнего сезона «Игры престолов». 

Личность за названием

Корреспондент Time Out расспросил посетителей одной из ближайших к станции сетевых кофеен, что им известно о личности Владимира Владимировича Маяковского.

100% респондентов любых возрастов, пылая щеками от гордости за собственную ученость, объявили, что Маяковский — главный соперник Есенина (видимо, вспоминая блестящий эпизод стихотворной дуэли поэтов в фильме «Есенин»).

А один трехлетний гражданин с выражением отчеканил:

«Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице, —

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.

Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо». 

Кстати, люди буквально сыпали стихотворными цитатами Маяковского — а значит, школьная программа все-таки работает, несмотря на многочисленные нарекания родителей и педагогов. Соответственно, Time Out не видит смысла перечислять эпизоды из биографии поэта, известные повсеместно из школьных учебников — но берется изложить восемь малоизвестных фактов из жизни героя.

Факт 1: подарил имя не только станции метро

«… все, чем владеет моя душа,

— а ее богатства пойдите смерьте ей! —

великолепие,

что в вечность украсит мой шаг,

и самое мое бессмертие,

которое, громыхая по всем векам,

коленопреклоненных соберет мировое вече…»

После директивы Сталина по возрождению памяти «певца революции» в стране началось маниакальное насаждение повсеместного культа Маяковского. По словам Фаины Раневской, усердные исполнители «покрыли его густым слоем бронзы еще до того, как поставили ему грозный памятник». С тех пор именем поэта, кроме станции московского метро,  были и остаются назваными: улицы минимум тридцати городов пространства бывшего СССР, станция метро и Дом писателя в Петербурге, четыре театра, три кинотеатра, два ЦПКиО, три библиотеки, литературная премия, два поселка, самолет, прогулочный пароход (с несчастливой судьбой), четырехпалубный круизный теплоход и даже малая планета.

Теплоход «Владимир Маяковский»

Факт 2: смерть отца привела его к неврозу навязчивых состояний

«… какими Голиафами я зачат —

такой большой

и такой ненужный?»

Интересно, что о происхождении родителей и о событиях, что занесли украинку и кубанского казака в Эриванскую, а затем — в Кутаисскую губернии, почти ничего не известно. Сведения о неожиданной смерти отца поэта также неоднозначны и противоречивы. Чиновник большого лесничества за несколько дней до перевода в Кутаиси, словно принцесса из сказки, прокалывает палец иглой для сшивания бумаг (операция, которую человек проделывал как минимум раз в неделю) и вскоре умирает от заражения крови! Его вдове не выплачивают пособие, но назначают унизительную пенсию в размере 10 рублей. Женщина спешно распродает все имущество и буквально спасается бегством с Кавказа, где у ее мужа масса родственников и знакомых, и переезжает в Москву.

Семья Маяковских, 1905 г.

Итогом материнских страшилок о последствиях пренебрежения к гигиеническим процедурам становится маниакальное стремление Владимира Владимировича к чистоте, называемое психологами мизофобией. Словно предвосхищая рекомендации Минздрава-2020, он ходит в гости со своим собственным тревожным чемоданчиком, в котором содержатся персональные мыльница, полотенце, одеколон и йод. Эльза Триоле (сестра Лили Брик) вспоминает, что Маяковский бесконечно мыл руки «как врач перед операцией, поливал себя одеколоном» после каждого рукопожатия (сам этот жест был для него пыткой). Поэт прикасался к дверным ручкам рукавом пиджака, сам стирал и заштопывал свое нательное белье, после чего раскладывал его по полочкам, предварительно эти полочки продезинфицировав.

Некоторые исследователи биографии поэта уточняют, что все началось гораздо раньше смерти отца — мать пугала сына прыгающими микробами с момента, когда тот в девятилетнем возрасте переболел брюшным тифом. 

Факт 3: смог обрести популярность рок-звезды даже на фоне целой плеяды талантливых поэтов

« Цилиндр на затылок.

Штаны — пила.

Пальмерстон застегнут наглухо.

Глаза —

двум солнцам велю пылать

из глаз

неотразимо наглых.

Афиш подлиннее.

На выси эстрад.

О, сколько блестящего вздора вам!

Есть ли такой, кто орать не рад:

«Маяковский!

Браво!

Маяковский!

Здо-ро-воо!»»

Владимир Маяковский — это бренд, сочетающий в себе несколько определяющих его яркую индивидуальность характеристик. Его стихи сводили с ума и с легкостью управляли умами огромных человеческих масс. Он не изобрел ничего нового. Стиль «лесенка», особое сочетание звуков, плотность и постепенное ускорение ритма и, наконец, чрезвычайная откровенность, открытость перед зрителем — все эти элементы так или иначе существовали в эту удивительную эпоху Серебряного века, фонтанировавшую невероятными поэтами. Но именно строки Маяковского до сих пор являются одними из самых узнаваемых среди произведений российских стихотворцев. Коллеги обвиняли его в жульничестве — в те времена поэтам платили построчно, и прием «лесенка» многие посчитали попыткой повысить цену за равнозначные с ними объемы произведений.

Маяковский в 1910 году

Популярность Владимира Владимировича была ошеломительной и сравнимой разве что с Есенинской, хотя оба они были представителями разных поэтических направлений (футурист и имажинист). Два гения не выносили друг друга, но признавали талант оппонента. «…Чего-чего, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», — говорил Есенин.

Факт 4: бесстрашно отваживался на стилистические эксперименты и понимал важность сценического образа

«Я сошью себе черные штаны

из бархата голоса моего.

Желтую кофту из трех аршин заката.

По Невскому мира, по лощеным полосам его,

профланирую шагом Дон-Жуана и фата»

Владимир Владимирович три года провел в московском училище живописи, ваяния и зодчества, к поступлению в которое серьезно готовился на курсах Строгановского училища. Он сам будет рисовать агитплакаты в окнах РОСТА и афиши для своих фильмов. Соответственно, костюмы его первых выступлений, казавшиеся современникам странными и нелепыми, были на самом деле хорошо продуманы и рассчитаны на эпатаж и замешательство публики. Даже век спустя мы обсуждаем культовые вещи поэта, такие как желтая кофта, сшитая мамой из выбранной им ткани или клетчатый пуловер, привезенный Лилей Брик из заграничной поездки.

На знаменитой фотографии с надписью «футурист Владимир Маяковский» поэт позирует в смокинге и шляпе — он брал их напрокат или покупал в дешевом магазине театрального реквизита. Широченные галстуки имели дополнительную стратегическую задачу — прикрывать дыры и заштопанные места на рубашке. Высоченный, под метр девяносто, в нестандартном для советского гражданина костюме, с вечной папироской в уголке рта (он курил до ста папирос в день), с манерой «рубить строчки», то замедляя, то ускоряя темп, Маяковский стал одной из самых узнаваемых фигур своего времени. Агрессивную манеру держаться на сцене можно также приплюсовать к имиджевым находкам Владимира Владимировича. В жизни он был инфантилен и даже плаксив. А вот на сцене — чего стоит брошенная в зал во время одного из выступлений фраза: «Желающие получить в морду благоволят становиться в очередь»!

1914 г.

Факт 5: по-настоящему влюблялся исключительно в женщин, не отвечающих ему взаимностью

«Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Ведь для себя не важно

и то, что бронзовый,

и то, что сердце — холодной железкою.

Ночью хочется звон свой

спрятать в мягкое,

в женское»

Даже истории любви поэта Маяковского стали легендой, прославившей, в том числе, и двух главных женщин в его жизни: Лилю Брик и Веронику Полонскую. Всем известна пикантная история «любви втроем» с семейством Бриков. Именно благодаря жестокосердной, по мнению многих биографов Маяковского, Лиле было создано столько вдохновенных поэтических строк. Брики периодически отказывали ему от дома или запирали мятущегося ревнивца на кухне, а официальная муза «певца революции» скромно заявляла:

«Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

С Лилей Брик

Женщины обожали поэта — от мимолетных связей у него были сын и дочь. Однако, приученный Бриками к страданиям, тот невольно привязывался к неприступным красавицам. Парижский роман с Татьяной Яковлевой — восхитительная легенда о ежедневном букетике цветов, благодаря продаже которых красавице удалось выжить в голодные годы войны. Брики, забеспокоившись по поводу возможной потери кормильца, просят приехать, привезти машинку (знаменитый Рено, что сделает Лилю первой в Стране Советов женщиной-автомобилисткой), разыгрывают сцену с письмом о неверности ветреной парижанки и знакомят с новой — замужней, — красавицей, Вероникой Полонской.

Примером манеры ухаживания могут стать слова, сказанные актрисе Полонской при второй встрече: «Почему вы так меняетесь? Утром, на бегах, были уродом, а сейчас – такая красивая…».

Именно ей предстоит пройти с ним самый неприятный, последний в его жизни год: бурные ссоры и эмоциональные срывы на фоне обвинений критиков в том, что поэт «исписался», стал неинтересен. Она не хочет бросать мужа, профессию, чем вызывает новые вспышки его ревности. И, наконец, именно ей предстоит вернуться и найти умирающего поэта после того, финального в его истории, выстрела.

Вероника Полонская

Факт 6: искренне верил в идеи коммунизма и боготворил Пушкина и Ленина

«Пролетарии

приходят к коммунизму

низом —

низом шахт,

серпов

и вил, —

я ж

с небес поэзии

бросаюсь в коммунизм,

потому что

нет мне

без него любви»

Все эти разухабистые стихи навроде «Левого марша», агитки «Окна РОСТА», неистовая пропаганда мировой революции — создавалось Маяковским искренне и от души. Лиля Юрьевна Брик вспоминает, что смерть Ленина невероятно его потрясла. Он воспользовался всеми удостоверениями издательств, которые у него нашлись, чтобы несколько раз подойти к гробу вождя и даже пару раз отстоял в многочасовой очереди желающих проститься.

А его кумиром среди коллег был главный экспериментатор и волшебник поэтического слова — Александр Пушкин. Владимир Владимирович постоянно перечитывал его стихи и знал всего «Онегина» наизусть. Маяковского обвиняли в заносчивости и критиковали за панибратское обращение к «нашему все» в стихотворении «Юбилейное»:

Интересные факты об Александре Сергеевиче:

Имена московского метро: станция «Пушкинская»

«Ну, давайте,

подсажу

на пьедестал.

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту

— ну-ка,

дрызнь!

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!»

Факт 7: оставил предсмертную записку, где четко изложил свои жизненные приоритеты

«Грядущие люди!

Кто вы?

Вот — я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души»

Решение уйти из жизни было обдуманным и взвешенным. Поэт два дня носил при себе предсмертное письмо, в котором распоряжался деньгами и даже давал советы товарищам. А в основной части ставшего историческим документа вновь царствовала Лиля:

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,

не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ

(другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик,

мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят-

«инцидент исперчен»,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться».

Владимир Маяковский. 12/ IV -30 г.»

У него было пять разрешений на ношение разных видов краткоствольного оружия. Но застрелился он подаренным маузером, который сразу же забрал с места происшествия начальник ОГПУ.

Факт 8: дал совет всем сидящим на «удаленке» во время карантина

Гениальные люди часто пишут провидческие истории и дают советы будущим поколениям. Нам было удивительно, насколько актуальными кажутся сегодня строки, написанные почти столетие назад:

«Вред — мечта,

и бесполезно грезить,

надо

весть

служебную нуду.

Но бывает —

жизнь

встает в другом разрезе,

и большое

понимаешь

через ерунду»

Так что же отвечать на вопрос, кто такой Владимир Владимирович Маяковский?

  • Советский поэт-футурист;
  • Художник;
  • Драматург, режиссер, актер;
  • Редактор журналов «ЛЕФ» и «НОВЫЙ ЛЕФ»;
  • Провидец, пропагандировавший трепетное отношение к гигиене и жизненным переменам;
  • Человек, создавший самый узнаваемый личный бренд в начале XX столетия.
Фото: Depositphotos

Если вас спросят, в честь кого названа станция «Маяковская», и кем был Владимир Владимирович Маяковский, выбирайте любой пункт из списка — и не ошибетесь.


Имена московского метро: о заслугах людей, в честь которых названы станции метрополитена

Time Out подготовил серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена.

Читать статью


  • Спецпроект