7 фильмов Московского международного кинофестиваля, которые стоит посмотреть | Кино | Time Out

7 фильмов Московского международного кинофестиваля, которые стоит посмотреть

Дмитрий Евстратов   7 сентября 2022
10 мин
7 фильмов Московского международного кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Кадр из фильма «Решение уйти»

С 26 августа по 2 сентября в Москве в 44-й раз проходил Московский международный кинофестиваль, в программе которого были представлены фильмы из нескольких десятков стран. По традиции интересные картины можно было отыскать не только в основном конкурсе, но и во внеконкурсных программах. Как правило, туда попадают участники других важных фестивалей. Time Out составил список из 7 фильмов ММКФ, которые стоит посмотреть.


«Мурина»

О чем?

Девушка-подросток Юлия живет со своими родителями в хорватской части побережья Адриатического моря. Деспотичный отец-моряк не дает ей покоя – то пристает во время подводной рыбалки, то запирает в темном подвале в ответ на желание уехать учиться в Гарвард. Однажды к семейству приезжает богатый и влиятельный друг отца, который тут же становится мишенью для дочери. Это ее последний шанс выйти из-за железного занавеса, устроенного главой семейства.

Зачем смотреть?

Просмотр «Мурины», названной в честь рыбы, за которой охотятся отец с дочерью, особенно релевантен в зябкую осеннюю пору, когда тело и душа так и просятся в теплые края к морю. Картина спродюсирована Мартином Скорсезе и снята оператором Элен Лавар, уже работавшей с прибрежными пейзажами в «Незнакомой дочери» Мэгги Джилленхол. И это чувствуется – жаркое солнце здесь печет так же сильно, как стремительно разворачивающаяся история попытки побега из-под гнета патриархальной семьи, в которой женское несчастье передается из поколения в поколение.

«Мурина» – волшебный дебют хорватской постановщицы Антонеты Кусиянович, разыгранный невероятно красивыми и идеально подходящими на свои роли актрисами Грацией Филипович и Даницей Чурчич. Оторваться от этого пиршества красок – и визуальных, и сценарных – попросту невозможно. В 2021 году лента завоевала «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля, вручаемую за лучшие дебютные работы.


«Без предварительной договоренности»

О чем?

Ясмин уже много лет не живет в своем родном Иране. В шесть лет она уехала вместе с матерью в Берлин, где ей предстояло строить новую жизнь – девушка стала врачом, родила сына, страдающего аутизмом, и окончательно ассимилировалась в Германии. В этот момент Ясмин приходит сообщение – в Иране умирает ее отец. Она вынуждена отправиться на родину, чтобы вступить в наследство, но путешествие заставляет ее по-новому взглянуть на себя, свою семью и дом.

Зачем смотреть?

Иранское кино уже десятилетиями лавирует внутри жесткой государственной системы – режиссеры часто создают фильмы не благодаря, а вопреки. Так функционирует величайшее современное кино умолчаний, то и дело завоевывающее награды ведущих мировых смотров.

Драма постановщика Бехруза Шоайби стала венцом ММКФ. Именно она завоевала главный приз фестиваля – «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм. Кажется, более чем заслуженно. Режиссер, вдохновленный богатым историческим прошлым своей страны, восхищается ей и ее жителями буквально в каждом кадре.

Центральной темой картины стало возвращение человека не только к национальным и культурным истокам, но и к нравственным ценностям, постепенно ускользающим сквозь пальцы в сытой жизни на чужбине. Героине, которую сыграла актриса Пега Ахангарани, получившая на ММКФ приз за лучшую женскую роль, предстоит вновь пройти по лабиринтам прошлого, раскрывая тайны семьи и фактически создавая для себя и своего сына новую реальность в родном Иране.


«Другой мир»

О чем?

В жизни топ-менеджера Филиппа Лемеля (Венсан Линдон) наступают трудные времена. Он близок к тому, чтобы расстаться со своей женой, а на заводе, которым он руководит, необходимо провести масштабное сокращение. Филипп попадает в самое пекло, его одаривают огнем со всех сторон – претензии от жены, требования от высшего руководства компании и неудачные диалоги с рабочими. Герою приходится лавировать, чтобы справиться с проблемами и на работе, и дома. Получится ли у него усидеть на двух стульях сразу?

Зачем смотреть?

Во внеконкурсной программе ММКФ даже в самые сложные времена можно обнаружить картины, привезенные в Россию прямиком из конкурсов троицы ведущих кинофестивалей: Канн, Венеции и Берлина. 2022 год исключением не стал – отборщики включили в программу смотра сразу несколько фильмов из основных конкурсов каждого из фестивалей.

Премьера французской драмы «Другой мир» (не путать с франшизой, в которой Кейт Бекинсейл направо-налево крошит фэнтезийных существ) состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля 2021 года. Наград от жюри у фильма нет, но есть кое-что другое – расправивший свои крылья после «Титана» Жюли Дюкорно блестящий французский актер Венсан Линдон. При непосредственном участии Линдона и с помощью жарких диалогов режиссеру Стефану Бризе удается поддерживать бешеный темп на протяжении полутора часов хронометража. Иначе и быть не могло – ситуация, в которую угодил главный герой, не может обойтись без цейтнота, эмоций и скоропалительных решений.

Бризе снял не модное кино – мужская оптика полностью перекрывает женскую. Хватает в фильме и банальности вроде демонстрации того, что цифры в современном мире побеждают человечность. Филипп выступает адептом человечности, не дает цифрам победить и, конечно, наказывается за свой выбор. Это просто, но чрезвычайно сильно.


«Молодость»

О чем?

40-летний Василий уже 20 лет пытается найти счастье в большом городе. У него есть жена, дети, но это не удерживает его от возвращения в родную гавань – в деревню, где его никто не ждет. Местные хулиганы избивают Ваську – так его зовут все вокруг – до полусмерти, а бывшие одноклассники не слишком-то желают его принимать.

Мужчина остается в полном одиночестве с бутылкой водки и санкционной «Кока-Колой», которая все еще продается в местном магазинчике. И хоть тяга к счастливой молодости заканчивается для Васьки увесистой оплеухой от родных краев и людей, останавливать свои поиски он не намерен.

Зачем смотреть?

Якутское кино – абсолютный хит любого российского фестиваля последних лет, особенно если это фильм Дмитрия Давыдова, который побеждал на Кинотавре с «Пугалом». «Молодость» снята в тех же локациях и интерьерах при температуре -56 градусов, о чем режиссер с гордостью говорит во вступительном титре. Несмотря на то, что экзистенциальные проблемы потерянного Васьки кажутся нерешаемыми, настроенческие тона в фильме посветлее, чем в «Пугале». Давыдов удачно совмещает жанры – в ленте находится место для иронии (даже над собой и якутским кинематографом), абсурда, драмы и триллера.

Главные достоинства «Молодости» – режиссура и операторская работа. Практически все сцены сняты статичной камерой. За героями мы наблюдаем через дверные проемы, зеркала, окна или тени на стенах. Последнее вообще удалось на славу – в кадре остается только стена здания, а тени разыгрывают на ней актерскую партию, обычно завершающуюся трагически.


«Кэт»

О чем?

Екатерина (Анастасия Кувшинова) – молодая мать. А еще Екатерина – Кэт – эскортница со стажем, одна из лучших ночных бабочек в большом городе. Сутенер благодушно предоставил ей возможность родить и немного побыть с дочерью, отдохнув от работы. Однако за передышку Кэт пришлось платить – больше работать и радовать самых разных клиентов: от генералов в отставке до богатых покровителей местных театров. Выйти из этого порочного круга едва ли удастся, но мечта такая у Кэт есть. Не дрогнет ли она в решающий момент?

Зачем смотреть?

ММКФ-2022 выполнял еще одну важную функцию – частично заменял не состоявшийся в этом году Кинотавр. Специально ради этого была создана отдельная программа «Русские премьеры», куда вошли несколько лент, которые наверняка попали бы в основной конкурс сочинского смотра. «Кэт» – второй фильм режиссера Бориса Акопова – один из них.

Акопов уже побеждал на Кинотавре с «Быком» в 2019 году, оттого внимание к его новой работе автоматически повышенное. В каком-то смысле это немного мешает «Кэт». Если дебютам многое прощается, то болезни второго фильма постепенно превращаются в проблемы. От маскулинности «Быка» не остается и следа, зато появляется зубастая феминность, ловко помещенная Акоповым страдальческую форму рабства. И там, и там главные герои находятся на границе маргинальности – их роднит то, что они одновременно свободны (в «Быке» – это характеристика новой России 90-х, в «Кэт» – поведенческие особенности главной героини) и окутаны цепями грязного и преступного мира. Постановщик бесконечно талдычит одну и ту же мысль о том, что все вокруг рабы чего-то или кого-то и избавиться от этого едва ли получится, даже если очень сильно захочется. Но, несмотря на то что «Кэт» уступает дебютной картине Акопова, посмотреть ее все же стоит, ведь оба фильма удачно соединяются в режиссерскую дилогию о природе капиталистического рабства.


«Вечно молодые»

О чем?

1980-е. Париж. В престижную театральную школу Нантера отбирают студентов, которые будут учиться у Патриса Шеро и Пьера Романса. Претенденты – один лучше другого: яркие, свободные, эпатажные. Всего их 12. Они стоят на пороге великого пути. Впереди у них большие спектакли, учеба в нью-йоркской школе Ли Страсберга и богатая на события жизнь. Иногда слишком богатая, особенно для тех, кому только-только исполнилось 18.

Зачем смотреть?

Отвязная и свободная история о театре и мире вокруг него является личной для постановщицы и актрисы Валерии Бруни-Тедески, чье мировоззрение формировалось в 1980-е. Она не стесняется показывать студентов настоящими гениями, ведь почти каждый из героев списан с тех, с кем она училась.

Завязка «Вечно молодых» – лучшая часть фильма. Мы наблюдаем за актерским методом каждого из 12 героев: кто-то раздевается, кто-то дерзит комиссии, кто-то представляется «артистом будущего». А следующие два часа ленты – бесконечные личные воспоминания Бруни-Тедески о развязной жизни французских театралов. Вот они приезжают в Нью-Йорк, занимаются сексом каждый с каждым, флиртуют с преподавателями, танцуют под Высоцкого, ставят Чехова, ссорятся, мирятся, колются, переживают за свой ВИЧ-статус – в общем, всецело пользуются преимуществами и недостатками богемы, еще не став ею. Никакой зрелости, только всепоглощающая и трансцендентальная свобода. Интимное и запоминающееся кино, в котором слишком много нарциссизма и открытых чувств. Кого-то это оттолкнет, а для кого-то, напротив, станет магнитом.


«Решение уйти»

О чем?

В горах близ Пусана происходит несчастный случай. Мужчина совершает суицид, и полицейские во главе с детективом Хэ-Джуном, страдающим бессонницей, вынуждены начать расследование. На допросе детектив знакомится с вдовой – очаровательной нелегалкой Со-Рэ, у которой есть алиби на время смерти мужа. Однако следствие постепенно устанавливает все новые запутывающие детали, и Со-Рэ становится одной из главных подозреваемых. А заодно – одержимостью Хэ-Джуна.

Зачем смотреть?

В случае этого южнокорейского триллера достаточно назвать одно имя – Пак Чхан-ук. Режиссер трилогии о мести является одним из самых популярных и узнаваемых представителей самобытного национального кинематографа, поэтому каждая новая его работа – автоматическое попадание в конкурс крупнейшего фестиваля. Для ММКФ «Решение уйти» стало фильмом закрытия, а для Канн – самой любимой конкурсной картиной среди критиков.

Удивляться не стоит, ведь «Решение уйти» – медитативный триллер с элементами, присущими нуару: роковая женщина, бесчисленное множество выкуренных сигарет, дожди, зонты, плащи и временами острый недостаток света. Все это приводит зрителя, вслед за героем, в сомнамбулическое состояние, внутри которого остается только следовать по заранее уготованному судьбой маршруту. Изменить его уже не получится. Почти как в кинопоэтике Вонга Кар-Вая.

В оформлении материала использованы кадры из фильмов