Якутские чудаки и девушка-чайка. 7 главных фильмов фестиваля «Окно в Европу» по версии Time Out | Кино | Time Out

Якутские чудаки и девушка-чайка. 7 главных фильмов фестиваля «Окно в Европу» по версии Time Out

Вера Аленушкина   23 августа 2022
8 мин
Якутские чудаки и девушка-чайка. 7 главных фильмов фестиваля «Окно в Европу» по версии Time Out
Кадр из фильма «Песни лета»

Из-за отмены «Кинотавра» эстафетную палочку главного отечественного киносмотра невольно подхватил другой российский кинофестиваль — «Окно в Европу». В этом году он проходил в 30-й раз и заметно изменился — видимо, в честь юбилея. Акцент был сделан на авторское кино и дебюты: из 11 картин игрового конкурса 8 были сняты режиссерами-новичками. Time Out рассказывает о самых ярких из них и обращает внимание — все фильмы совсем скоро появятся в оффлайн- или онлайн-прокате.


«Император»

О чем:

Для поселковой шантрапы Арс был идеальной жертвой: домашний мальчик из большого города, пишущий стихи и не умеющий драться, он совершенно не вписывался в местную фауну, где каждый старшеклассник старался себя вести, как заправский бандит. В первый же день парень умудрился повздорить с Неженкой — правой рукой подростковой банды, который пообещал при случае превратить его в отбивную. Однако Арс не испугался. Наоборот, он начал подбираться к другим изгоям — к таким же чудикам, как он, — и вскоре у него уже была своя личная «стая». Правда, тогда никто не догадывался, что дружба с «отверженными» для него — всего лишь психологический эксперимент, не более.

Режиссер: Альфия Хабибуллина

Актеры: Владимир Сарапульцев, Данил Тябин, Савелий Суслов, Александр Аверин, Анастасия Тарасова

Награды на фестивале: Особое упоминание жюри за дуэт антагонистов; Победитель голосования кинокритиков «5 звезд»

Зачем смотреть:

Авторское кино все чаще интересуется жизнью подростков: проектов о взаимоотношениях отцов и детей, о бунтах и подростковой самоидентификации с каждым годом становится все больше. Однако основная их часть или старательно сглаживает острые углы и стремится к упрощению, или, наоборот, пытается шокировать неподготовленного зрителя. «Император» дебютантки Альфии Хабибуллиной идет немного другой дорогой: в нем довольно много «киношного», но за счет кропотливой работы со словом и точного каста фильму удается зацепиться за реальность — и он смотрится гораздо правдоподобнее своих «собратьев».

Плюс главный герой — персонаж неоднозначный и сложный. Он из тихой жертвы постепенно превращается в настоящего монстра, а такие трансформации всегда интригуют и завораживают.


«Плотник»

О чем:

Осипов из тех мужиков, на которого второй раз не посмотришь — настолько он неприметный. Он пашет в столярной мастерской где-то в Ульяновске, каждый месяц приносит в дом по 25 тысяч рублей, а по выходным режется в подкидного с женой, которую искренне считает красавицей. А еще у него есть сын по кличке «заяц» — очень подвижный и классный пацан. Однако приходит день, когда у мальчишки на спине появляются какие-то шишки — и жизнь Осипова медленно, но верно превращается в тихий ад.

Режиссер: Авдотья Смирнова

Актеры: Сергей Уманов, Анна Рыцарева

Награды на фестивале: 2-е место в конкурсе «Выборгский счет»

Зачем смотреть:

Как это часто бывает, один из самых значимых фильмов кинофестиваля был показан вне конкурса. «Плотник» — история о самом обычном хорошем человеке, живущем в окружении таких же хороших людей. Однако, когда беда начинает разбирать их тихую уютную жизнь по кирпичику, выясняется, что никто, кроме него, на самопожертвование не способен. Авдотья Смирнова — а это чуть ли не лучшая работа в ее фильмографии — вглядывается в самого рядового персонажа и открывает в нем библейские бездны, ведь плотник — профессия отца Иисуса Христа.


«Велга»

О чем:

Из рыбацкого поселка на Белом море вчерашние школьники старались сбежать при малейшей возможности. Все, только не Велга. Все, что ей нужно, — это лодка, на которой можно рыбачить, и свадьба с Кириллом, в которого девушка влюбилась еще в детском саду. В то лето в их деревушку заглянула ее сестра — студентка хореографического училища, давно перебравшаяся в большой город. Ради смеха или просто от нечего делать она решает переспать с Кириллом — и после этой маленькой «шалости» от жизни Велги остаются одни осколки.

Режиссер: Анастасия Нечаева

Актеры: Ольга Бодрова, Алексей Гуськов, Сергей Шакуров

Награды на фестивале: Особое упоминание жюри за лучшее музыкальное решение (композитор Антон Силаев)

Зачем смотреть:

На самом деле «Велга» — это поэтическая новелла Ивана Бунина, которую дебютантка Анастасия Нечаева сильно переработала, приблизила к сегодняшней реальности и превратила в простое, но симпатичное кино с внятной историей и узнаваемыми персонажами. Другой плюс фильма — величавые пейзажи Белого моря и атмосфера отчуждения, которую Нечаевой удается передать довольно точно.


«Экспресс»

О чем:

В Черкесске абсолютно нечего делать. Центр жизни здесь — букмекерская контора, обшарпанная полуподвальная конура, где можно подзарядиться адреналином и выиграть пару сотен рублей. Впрочем, если ты рискуешь по-крупному, то выигрыш может быть больше. К примеру, если ты сделаешь экспресс-ставку, угадав финал сразу нескольких спортивных событий, то станешь богаче на несколько миллионов. Сосланов рискнул — и, кажется, не прогадал. Но вот незадача: карточку участника, по которой можно было бы получить честно заработанные барыши, он потерял. И теперь у него в запасе всего два-три дня, чтобы ее найти.

Режиссер: Руслан Братов

Актеры: Лев Зулькарнаев, Павел Ворожцов, Артур Хатагов

Награды на фестивале: Лучший фильм; приз жюри за лучшую операторскую работу (Александр Худоконь); приз жюри за лучший актерский ансамбль

Зачем смотреть:

Фестивальная публика с режиссером Русланом Братовым немного знакома: в 2017 году его короткий метр «Лалай-Балалай» стал призером «Кинотавра» и победителем киносмотра «Короче». «Экспресс» — полнометражный дебют Братова. Это абсурдистская «пацанская» комедия с кавказским акцентом, в которой нашлось место и стебу, и криминальным разборкам. Правда, фильм несколько раз отвлекается на сторонние анекдоты, но, так как автору важна не судьба потерявшегося пластика, а ироничные портреты обитателей кавказского захолустья, то простим «Экспрессу» этот небольшой грех.


«Монета страны Малави»

О чем:

На Алтае устанавливали очередной памятник Василию Шукшину. Какой именно по счету — сказать сложно. Однако в этот раз чествования проходили с размахом: даже министр культуры Владимир Мединский не сумел удержаться от искушения, заглянул на огонек и речью торжественной всех порадовал. Только вот самое интересное в этой истории происходило не на сцене во время официальных торжеств, а где-то рядом…

Зачем смотреть:

Алексей Федорченко на «Окне в Европу» 2022 года был председателем жюри игрового конкурса, но одновременного с этим его собственная «Монета страны Малави» участвовала в конкурсе документального кино. Задумывался фильм как сатирический памфлет, направленный в сторону алтайских властей, превративших Василия Шукшина в культового божка, но во время съемок концепт поменялся. В итоге Федорченко удалось собрать целую галерею персонажей, каждый из которых мог бы оказаться в рассказах Василия Макаровича.


«Рядом»

О чем:

Бежать в ЗАГС или рожать детей Кира не собиралась. Ей было важно, чтобы архитектурное бюро, в которое она вложила часть себя, выкарабкалось из финансовой ямы и перестало коллекционировать убытки. А вот у парня, с которым она жила, планы были другие — и беременность Киры его могла бы обрадовать. А он как-то глупо и совершенно внезапно погиб, поэтому обсудить это им так и не удалось. Тем не менее девушка постепенно начинает понимать, что убить их будущего ребенка она, скорее всего, не сможет.

Режиссер: Тамара Дондурей

Актеры: Катя Ермишина, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич

Зачем смотреть:

Сюжет дебютного игрового фильма Тамары Дондурей идеально подходит для слезливых сериальных мелодрам, которыми забивают дневной эфир в расчете на сентиментальных домохозяек. И все же на этом материале режиссер смогла снять серьезное вдумчивое кино, внимательное к мельчайшим психологическим изменениям персонажей. Более того, самое ценное в «Рядом» — это внутренняя эволюция главной героини, которая, столкнувшись с бедой, вынуждена устроить ревизию и в прошлой жизни, и в настоящем.


«Песни лета»

О чем:

«Несколько недель в непролазной глуши — что может быть скучнее?!» — думал студент, отправляясь на летнюю побывку к любимому деду. Он даже представить не мог, что его ждет. И дело не в том, что старик гнал самогон, крепче которого не было во всей Якутии, а в том, что в первую же ночь на чердаке начал кто-то кудахтать. Через пару дней оттуда и вовсе вывалился чудак-незнакомец, говорящий на каком-то неведомом языке.

Режиссер: Дмитрий Давыдов

Актеры: Николай Солдатов, Ким Новиков, Дмитрий Юрченко

Зачем смотреть:

Без якутских фильмов сегодня не проходит ни один уважающий себя отечественный фестиваль. Только вот «Песни лета» Дмитрия Давыдова (так же, как и его «Нелегал») — еще одно доказательство, что якутскому кинематографу так и не удалось выбраться из своего этнического гетто. Сейчас он находится на том уровне, когда количество отчаянно пытается перейти в качество, но, с точки зрения индустрии, это всего лишь симпатичные попытки, но не более. При этом «Пугало», снятое все тем же Давыдовым, было прекрасно целиком и полностью — и все-таки это исключение. А вот когда смотришь «Песни лета», понимаешь, что якутским кинематографистам банально не хватает школы. Плюс у фильма проблемы с хронометражем, миграцией из жанра в жанр, темпоритмом, шутками, которые повторяются как минимум дважды, и так далее.

Тем не менее в формате фестиваля, все фильмы которого сделаны с чересчур серьезным выражением лица, «Песни лета» стремительно набирают очки, поэтому включаем их в наш список.

В оформлении материала использованы кадры из фильмов.