5 причин посетить выставку «Музей самоизоляции» | Арт | Time Out
Арт

5 причин посетить выставку «Музей самоизоляции»

16 февраля 2021
4 мин
5 причин посетить выставку «Музей самоизоляции»
В Музее Москвы открылась выставка, посвященная самоизоляции. Уникальный весенний опыт представлен через работы художников и артефакты, которые москвичи отдали в музей. Time Out публикует пять причин, почему стоит увидеть экспозицию.

Причина №1. Поделиться эмоциями

У выставки «Музей самоизоляции» четыре раздела — «Начало», «Пик», «Плато» и «После». Кроме хронологического порядка, для кураторов были важно дать волю эмоциям — запечатлеть эволюцию переживаний людей. Выставка открывается инсталляцией Марины Звягинцевой «Упаковка эмоций». Общее эмоциональное состояние она перенесла на обычный мусор — пустые бутылки воды и упаковки от чая она загрунтовала и покрасила в авторской технике биотипии и на каждом предмете оставила надпись: меланхолия, страх, эмпатия или гнев. От раздела к разделу общий эмоциональный фон тоже меняется: от неопределенности и тревоги движется к принятию и любопытству.

Изучить архив эмоций москвича можно в любое время и на сайте проекта. Там опубликована статистика на основе данных, полученных музеем напрямую от горожан. Лидируют вовсе не страх и отчаяние, а надежда, интерес и благодарность. Сбор историй продолжается до сих пор, нужно лишь заполнить специальную форму.

Причина №2. Изучить статистику

«Музей самоизоляции» — выставка-исследование, редко встречающийся в России, но стремительно набирающий популярность музейный жанр. Он предполагает наличие в экспозиции социологического компонента. Так, посетители Музея Москвы могут увидеть результаты сразу двух исследований, посвященных пандемии.

Специалисты Центра городской антропологии КБ Стрелка рассказывают, как изменилось отношение москвичей к собственным квартирам, а антрополог Александра Архипова рассуждает о причинах и последствиях инфодемии — переизбытка ложной информации о коронавирусе.

Причина №3. Увидеть самоизоляцию глазами художников

Инсталляции, дневники, фотографии, графика, скульптуры — галерея «Триумф», партнер Музея Москвы, отобрала для выставки десятки работ современных художников. Например, Игорь Самолет создал инсталляцию «От меня остался ноль. Ни юмора, ни чувств — я выгорел». В этот «цифровой мешок» он «сложил» скриншоты из переписки с друзьями и аудиосообщения от мамы.

«День из жизни» — нарисованные карандашом карантинные хроники от Павла Отдельнова. «Метель» Марии Сафроновой — арт-объект наподобие стеклянного новогоднего шара, где на ветру развеваются оградительные красно-белые ленты. Также на выставке можно рассмотреть зум-портреты друзей Нины Кузьминой, посетить галерею «Балкон» Екатерины Муромцевой и обойти кругом бункер Зины Исуповой. Взгляд художников на сложный период запечатлен во всем многообразии — техник, настроений и выводов.

Причина №4. Сравнить свой опыт с чужим

На каждый арт-объект найдется пара историй от москвичей. Музей Москвы собирал их свидетельства с июля по сентябрь, в итоге на выставку попали больше шестидесяти. Горожане переживали разное — кто-то устроился работать курьером, кто-то потерял работу или расстался с возлюбленным, кто-то ни на минуту не оставался один, а кто-то провел самоизоляцию в полном одиночестве.

Каждый второй при этом спасался творчеством. Москвичи передали в музей десятки предметов, созданных на карантине: сборники стихов, маски, броши, иконы, куклы, картины. Школьник Петя отправил бабушке в Нью-Йорк анимированный мультик, ювелир Катя Рабей каждый день самоизоляции придумывала по новому кольцу, а пенсионерка Наталья Нурумова вышила триптих «Апрель, май, июнь».

Причина №5. Разглядеть курьеров

Курьеры — одна из самых востребованных профессий пандемии. Именно они привозили москвичам все необходимое, но часто оставались невидимыми из-за бесконтактной доставки или медицинской маски. А вот на выставке они говорят от первого лица. Кураторы записали истории восьми мужчин, которые путешествовали по городу с термосумками все три месяца карантина, а рядом с текстом можно увидеть их фотопортреты.

Также в музее можно послушать видеоинтервью с Максатбеком Абдуназаром Уулу и его женой Азизой, основателями социального проекта «Билим» для адаптации мигрантов из Средней Азии. В карантин большой популярностью пользовалась записанная ими видеоинструкция о том, как получить пропуск для перемещения по городу через курьерскую службу, не будучи курьером.

Фото предоставлены пресс-службой Музея Москвы