Рецензия на фильм: «Правда»

Рецензия на фильм: «Правда»

Виктория Савина   5 февраля 2020
4 мин
Рецензия на фильм: «Правда»

Блистательная французская актриса Фаббьен (Катрин Денев) собирается выпустить биографическую книгу «Правда». Накануне выхода книги, поздравить Фаббьен с этим событием приезжают ее дочь-сценарист Люмир (Жульет Бинош) с мужем-актером Хэнком (Итан Хоук) и маленькой дочерью Шарлотт (Клементин Гренье). Однако встрече не суждено пройти гладко: постепенно у матери и дочери всплывают болезненные воспоминания и вскрываются накопившиеся обиды. Но самой Фаббьен предстоит еще одно испытание — многообещающая начинающая артистка, исполняющая главную роль в новом фантастическом фильме «Воспоминания о моей матери», где снимается и Фаббьен, как две капли воды похожа на ее подругу, которая покончила с собой.

С первого взгляда может показаться странным, что Хирокадзу Корээда вдруг выехал за пределы родной Японии и снял новый фильм на территории Франции. Однако ситуация вполне предсказуема: два года назад невероятно трогательные «Магазинные воришки» завоевали «Золотую пальмовую ветвь» и заслужили номинацию на «Оскар», после чего сам Корээда получил мировое признание, был прозван классиком и влиятельнейшим японским режиссером. Да и сам проект режиссер задумывал уже давно — еще в начале двухтысячных он работал над пьесой, ставшей основой фильма, после чего вел переговоры с Жульет Бинош, а больше трех лет назад начал обсуждение идеи с Катрин Денев.

Поэтому «Правда» — картина не столь неожиданная, сколь удивительная, в первую очередь, самим названием.  Корээда обращается к популярной сейчас теме постправды, но исследует ее в своих любимых рамках — семейных отношений. Казалось бы, что тут исследовать, ведь конфликт стар как мир. Но Карээда и не претендует на звание первооткрывателя, его фильм посвящен исследованию вечных вопросов семейных и общечеловеческих ценностей и очаровывает в первую очередь своей теплотой и неспешностью.  

Главная героиня Фаббьен написала книгу, название которой «Правда» — и Люмир сокрушается о том, сколько в биографии матери вранья, и что она видела от Фаббьен только безразличие и ложь. С этого момента запускается детальный и полный шероховатостей процесс выяснения отношений между матерью и дочерью. Характеры героинь раскрываются нелинейным образом, а их откровения, несмотря на некую предсказуемость жанра, заставляют удивиться.

Но в конечном итоге ту или иную трансформацию претерпевают все персонажи. На место черствости придет теплота, эгоизм сменит понимание, а конфликты потонут будто сами собой под семейной нежностью, постепенно окутывающей героев фильма. Ситуации, сконцентрированные вокруг лжи, вроде как не решены, — и более того, не исключено, что герои продолжат лгать друг другу и даже сами себе. Но Корээда говорит, что такова человеческая природа и от нее никогда не сбежать. Да и где начинается и заканчивается правда режиссер ответов не дает, вместо этого предлагая делать акцент на человеческих близости и теплоте.

Фаббьен считает, что если актер не преуспел на экране, то он кидается в реальность, а в противном случае ему не страшно одиночество и не интересует будничность. Героиня преуспела как актриса и, возможно, в ее словах есть доля правды. Но почему тогда в ее глазах появляется тоска, когда она видит счастливую дружную семью? Получается, что любой, даже самый сильный и независимый человек, нуждается в любви.  

Другая центральная тема фильма — закат актерской карьеры. Корээда поразительно точно понимает главную героиню, словно прописанную под Катрин Денев. И в этом усматриваются откровенные и даже исповедальные нотки самой Катрин, которую с ее героиней объединяют некоторые факты биографии. Например, актриса, подобно своей героине, чуть было не сыграла у Хичкока, и делила творческий успех со старшей сестрой Франсуазой Дорлеак — правда в реальности между ними не было нездорового соперничества. Также в картине есть эпизод, где Фаббьен умышленно проигнорировала в книге факт того, что одну из ролей она получила, переспав с режиссером — Денев не поддерживает движение #MeToo, и фильм подчеркивает эту тему с аккуратной иронией.

При этом, конечно же, героиня не является точной копией Катрин, но тем не менее игра Денев одинаково проникновенна от первой и до последней минуты. Особенно поражает сюжетная линия со съемками вымышленного фильма «Воспоминания о моей матери» — отражения отношений Люмир и Фаббьен, также изолированных друг от друга. Денев, Бинош и Манон Клавель отыгрывают драматическую историю так, что на глаза сами собой наворачиваются слезы.  

Со стороны может показаться что «Правда» — типичная синефильская картина. Фильм действительно снят в стиле французских комнатных комедийных драм, но он вовсе не выглядит чем-то наподобие «8 женщин», где также играла Денев. Корээде великолепным образом удалось взять лучшее из французских традиций и интегрировать их в свой философский тонкий мир. Ненавязчиво дают о себе знать даже отголоски культуры других европейских стран и Америки. Тема, посвященная актеру на закате карьеры, относит к незыблемой классике, среди которой прежде всего «Все о Еве», «Осенняя соната» и «Бульвар Сансет», а лейтмотив тоски по матери созвучен с картиной Педро Альмодовара «Все о моей матери».  

Режиссер провел тончайшую работу, великолепно скомбинировав множество идей и отсылок к разным культурам. Но нужно ли рассуждать о том, насколько интернационален его новый фильм? Ведь, если присмотреться, «Правда» — все то же старое доброе кино Корээды, посвященное вечным вопросам, и они будут близки любому человеку любой эпохи.