Рецензия на фильм: «Миллион мелких осколков»

Рецензия на фильм: «Миллион мелких осколков»

Виктория Савина   29 января 2020
4 мин
Рецензия на фильм: «Миллион мелких осколков»

Миллион мелких осколков – то, во что превратилась жизнь двадцатитрехлетнего писателя Джеймса Фрэя (Аарон Тейлор-Джонсон), страдающего от пристрастия к наркотикам и алкоголю. После очередной вечеринки Фрэй просыпается в самолете весь в ссадинах и при этом ничего не помнит о предыдущей ночи.

В аэропорту его встречает брат Бобби (Чарли Ханнэм), который отвозит Джеймса в реабилитационный центр. После назидательной лекции брата о губительности распутного образа жизни Джемс на удивление легко соглашается на лечение. Теперь его ждет долгий и тернистый путь к свободе от оков алкогольной и наркотической зависимостей.

На протяжении всей карьеры режиссера Сэм Тейлор-Джонсон преследуют одни и те же проблемы – скомканное повествование и непроработанные межличностные связи. Еще в первой полнометражной работе, байопике «Стать Джоном Ленноном», несмотря на качественную работу актеров, драйв, отличные музыкальные решения и яркую визуальную составляющую, не чувствовалось целостности. При этом события, описанные в биографической книге сводной сестры Леннона, Тейлор-Джонсон воспроизвела досконально, но из фильма было сложно понять, как окружавшие музыканта люди и происходившие с ним события повлияли на становление его личности и характера — хотя жанр картины предполагает, что именно об этом зритель и должен узнать. В экранизации романа «Пятьдесят оттенков серого» к этому набору подключились еще и невнятная мотивация, и слащаво-примитивные образы главных героев.

«Миллион мелких осколков», если не с тем же успехом, то во многом следует традициям предыдущих картин Джонсон. Фильм снят также на основе литературного произведения: основой для сюжета послужил роман Джеймса Фрэя, поразивший читателей реалистичностью процесса реабилитации главного героя. К сожалению, экранизация поражает не так сильно: кроме бытовой рутины и образа Аарона Джонсона, который после успеха в «Под покровом ночи» продолжает очаровывать зрителя выразительной игрой, в картине мало что запоминается.  

Главной задачей «Миллиона мелких осколков» было показать, как физически и психологически тяжело герою дается борьба с зависимостью, и в фильме была куча возможностей это обыграть. По мере прохождения реабилитации Джеймс знакомится с предлагающим свои секс-услуги забавным парнем Джоном (Джованни Рибизи), девушкой Лили (Одесса Янг) с тяжелым прошлым и загадочным мужчиной Леонардом (Билли Боб Торнтон) – самым потенциально интересным персонажем. Постепенно у Джеймса завязываются с ними близкие отношения. Верится, однако, в них с трудом — настолько они притянуты за уши. Даже исповедь персонажа Торнтона, которого приятно вновь увидеть на большом экране, смотрится банально и уж тем более не объясняет его ни с того ни с сего вспыхнувшие отцовские чувства к Джеймсу.

Из-за неумения режиссера выстраивать межличностные связи между персонажами все основные драматичные кульминационные и трагические моменты воспринимаются прохладно. Взаимоотношениям героя с другими персонажами посвящены лишь пара коротких отрывков, из которых сложно понять откуда во всех внезапно проснулись глубокое сочувствие и стремление к взаимопомощи. В итоге зритель видит лишь отрывки невнятных диалогов главного героя с психологом, братом и его новоиспеченными друзьями, которые мало что говорят как о самом Джеймсе, так и об остальных героях.

На миллион мелких осколков разбивается и надежда на хоть какой-то рассказ о прошлом Джеймса, вокруг которого упорно создавалась интрига. Когда герой засыпал, то каждый раз ему виделся один и тот же сон – лицо бывшей девушки и то, как его увозят на полицейской машине. Логично было бы пролить свет на оборванные воспоминания. Но имеющиеся флэшбеки никак не раскрывают личность главного героя и не объясняют мотивацию его поступков. Для того, чтобы вкратце обрисовать взаимоотношения с родителями, братом, девушкой и подвести к тому, как человек скатился до самоуничтожения не нужно снимать отдельный фильм – многие короткометражки с успехом объясняют и более сложные вещи.

Зато фильм, как и предыдущие ленты режиссера, визуально очень красив. Те же флэшбеки и обстановка, окружающая Джеймса в реальном времени, оформлены безупречно — в соответствии с профессионализмом оператора Джеффа Кроненвета, работавшего над «Бойцовским клубом», и вкусом Сэм Тейлор-Джонсон, художницы. Согласно упадническому настроению фильма в нем превалируют грязные и тусклые тона, а флэшбеки сопровождают кровавые неоновые оттенки. Также периодически всплывают символические эпизоды, в которых герой то будто тонет в грязи, то отмывается от скверного прошлого. Эти кадры, больше похожие на ожившие арт-картины, являются отражением состояния главного героя и помогают наглядно отследить его внутренние перемены.

По большому счету, «Миллион мелких осколков» — самая обыкновенная история о борьбе с алкоголизмом, формировании выдержки, душевном исцелении, которое достигается через потери и боль. В большинстве своем такие картины имеют сугубо назидательные и мотивирующие цели. В «Миллионе мелких осколков» вроде есть и потенциал сюжета, и мотивация и поучительная часть, но почему-то после просмотра фильм надолго в памяти не задерживается. С первого взгляда может показаться, что виной тому простота сюжетной завязки, но далеко не всегда фундаментом для сильной драмы должна служить изощренная история. Сдается, что просто Сэм Тейлор-Джонсон в очередной не смогла собрать воедино миллион мелких осколков.