5 самых запутанных фильмов

5 самых запутанных фильмов

Виктория Савина   13 июля 2022
5 мин
5 самых запутанных фильмов
Кадр из фильма «Шоссе в никуда»

Непредсказуемый финал, который стал одной из основных характеристик успешного фильма, — это далеко не потолок для кинематографистов. Бывает и такое, что картина шокирует на протяжении всего хронометража. В Международный день головоломки Time Out предлагает обратить внимание на 5 запутанных фильмов, которые с каждой минутой удивляют все больше.

Шоссе в никуда (Lost Highway, 1997, реж. Дэвид Линч) 

Фред Мэдисон (Билл Пуллман), подозревающий жену Рене (Патриша Аркетт) в измене, сталкивается со странными событиями. Вначале аноним звонит в его домофон и сообщает, что некто Дик Лоран мертв. Затем Мэдисон находит в корреспонденции видеокассету, на которой они с женой засняты спящими. А после на вечеринке Фред сталкивается с Таинственным человеком (Роберт Блейк), который каким-то образом физически стоит напротив, но и при этом говорит с ним по телефону из его собственной квартиры.  

После всего этого Фред Мэдисон оказывается в полицейском участке за убийство своей жены — сам мужчина ничего не помнит, однако убийство оказывается заснято на видеопленку. Однако и это еще не все! Однажды в камере на месте Фреда фантастическим образом оказывается молодой автомеханик Пит Дейтон (Бальтазар Гетти). Полиция в шоке, зритель тоже. Пита отпускают на волю, чтобы проследить за ним и разобраться в случившемся.  

Линч славится умением загадывать своим зрителям загадки, и тут режиссер в этом преуспел. С момента освобождения Пита из тюрьмы фильм превращается в настоящий лабиринт. У зрителя остается как минимум четыре версии интерпретации. Ну а финал, который закольцовывает события, добавляет еще больше парадоксальности этой истории. 

Малхолланд Драйв (Mulholland Drive, 2001, реж. Дэвид Линч) 

Темноволосая девушка (Лаура Хэрринг) едва не становится жертвой покушения, после чего теряет память. Очнувшись после автомобильной аварии, она добирается до Лос-Анджелеса и тайком проникает в чужую квартиру, куда позже приходит начинающая актриса Бетти (Наоми Уоттс). Вместе они пытаются разобраться, что произошло с пострадавшей и тут же находят в ее сумочке большую сумму денег и синий ключ. 

Дайана Сэлвин (Наоми Уоттс) получает приглашение на вечеринку от бывшей возлюбленной Камиллы Роудс (Лаура Хэрринг), которая измучила и бросила ее. На вечеринке девушка узнает, что Камилла собирается выйти замуж за режиссера Адама Кэшера (Джастин Теру), роль в фильме которого она получила вместо Дайаны. Позже Сэлвин в ярости заказывает убийство Роудс. Во время сделки киллер обозначил, что Дайана должна найти в условленном месте некий синий ключ. 

С виду кажется, что эти две истории, кроме одних и тех же актерских имен, ничего не связывает. Но Линч и тут исхитрился, тонко связал все сюжетные линии и в очередной раз сделал повествование фильма подобным ленте Мебиуса. Кстати, в «Малхолланд Драйве» куда больше подсказок, нежели в «Шоссе в никуда», и некоторые из них режиссер обозначил сам. Внутри оригинального DVD содержится карточка с подсказками Линча относительно смысла фильма — сейчас она есть в свободном доступе в интернете. 

Помни (Memento, 2000, реж. Кристофер Нолан) 

Следователь страховой компании Леонард Шелби (Гай Пирс) разыскивает убийцу своей жены. Однако и без того трудное дело усложнено тем, что герой пережил тяжелую травму головы и не может ничего удержать в памяти дольше пятнадцати минут. Он постоянно оставляет самому себе записки, фотографии, делает татуировки-напоминания о людях, местах и событиях, которые не может запомнить. 

В фильме две сюжетные линии. Одна из них черно-белая, а вторая цветная — в ней события развиваются в настоящем, где герой страдает амнезией. Однако разгадка к фильму кроется в прошлом Леонарда, о котором он ничего не помнит. В одной из сюжетных линий события прошлого в черно-белом виде показываются пятиминутными отрезками, идущими в обратном порядке. Каждый следующий эпизод объясняет события предыдущего.  

Разбитое повествование сохраняет интригу, но в конце все переплетается воедино. Помимо взрывающего мозг сюжета, режиссер тонко и наглядно демонстрирует, как можно и взглянуть на свою жизнь со стороны. 

Сердце Ангела (Angel Heart, 1987, реж. Алан Паркер) 

К частному детективу Гарри Эйнджелу (Микки Рурк) обращается таинственный человек Луи Сайфер (Роберт Де Ниро) с просьбой разыскать пропавшего после войны человека по имени Джонни Либлинг, больше известного как  Джонни Фейворит, который должен пребывать в психиатрической больнице. 

Гарри приезжает на место и видит, что Джонни действительно нет в клинике. Детектив начинает расследование, которое становится все более затруднительным и опасным: каждый второй свидетель, имеющий даже малейшую информацию о Фейворите, оказывается убит, причем самым изощренным способом. Позже выясняется, что Джонни имел отношение к темной магии… 

«Сердце Ангела» очаровывает сплавом мистики и детектива в стиле нуар. С самого начала расследование сопровождает религиозная символика и завораживающе устрашающие обряды вуду, которые, если обратить внимание, являются прямыми подсказками к развязке фильма. Картину стоит посмотреть не только ради интриги, но и ради потрясающей атмосферы, погружающей зрителя в мир экзистенционального отчаяния. 

Не оглядывайся (Ne te retourne pas, 2009, реж. Марина де Ван) 

Жанна (Софи Марсо) — писательница и мать двоих детей. Неожиданно она начинает плохо себя чувствовать и все чаще видит необъяснимые и пугающие изменения в доме, в семье и даже в своей внешности. Окружающие при этом ничего не замечают, из чего женщина делает вывод, что это галлюцинации, вызванные усталостью. 

Постепенно Жанна возвращается к нормальной жизни, но вскоре случается то, что вновь выбивает ее из колеи: в доме матери она находит фотографию, на которой вместе с ними стоит другая женщина. Мать говорит, что это дальняя приятельница, однако девушка не верит этому и отправляется в Италию, чтобы разыскать незнакомку и попытаться восполнить провалы в памяти — Жанна ничего не помнит о детстве, так как попала в автомобильную аварию. 

На протяжении всего хронометража фильм уверенно держит в напряжении и заставляет непрестанно сомневаться в психическом здоровье главной героини. Изменения во внешности, которые видит Жанны, имеют очень пугающую форму, а то, что ни зритель, ни женщина не догадываются о причине происходящего, добавляет психоделики.