Красавица и ушастый. 6 историй о фильме «Кто подставил кролика Роджера» | Кино | Time Out
Кино

Красавица и ушастый. 6 историй о фильме «Кто подставил кролика Роджера»

Клара Хоменко 21 июня 2022
10 мин
Красавица и ушастый. 6 историй о фильме «Кто подставил кролика Роджера»
Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера»

21 июня 1988 года в прокат вышел «Кто подставил кролика Роджера». Это удивительный фильм, где детектив сочетался с комедией, суровый нуар — с мультяшными песнями, а рисованные герои — с настоящими актерами. Time Out вспоминает, как кролик довел до галлюцинаций Боба Хоскинса, зачем Земекис обманул Warner Bros. и почему без одного из любимых фильмов редакции Disney был бы совсем не тот.


Кролик Роджер — герой целого книжного цикла

Удивительнее этого факта, пожалуй, только личность того, кто создал Роджера. Гэри Вульф из Эрвилла, штат Иллинойс, был единственным сыном владельца бильярдного клуба и поварихи школьной столовой. Он с детства обожал комиксы и фантастику, обладал чувством юмора и живым умом, которые в итоге привели его к коллекции карусельных лошадок и писательству.

Кролика Роджера и его странную вселенную Вульф придумал в 1981 году, чтобы собрать в одном месте всех своих любимых персонажей. Да, в книжке все герои-мультяшки — не из анимационных фильмов, а из комиксов: Дик Трейси, Снупи, Хагар Ужасный и многие другие. Потом Вульф написал еще два романа: «Кто п-п-подключил кролика Роджера» и «Кто убил кролика Роджера».

Кстати, о смерти: персонажи книжек отнюдь не самоубийцы, чтобы прыгать с балконов или давать раздавить себя паровому катку. Для таких рискованных предприятий мультяшки создают себе двойников-каскадеров, потому что смерть в романе, в отличие от фильма, может наступить не только из-за погружения в едкий «сироп». Дублер-каскадер, по условиям вселенной, живет максимум несколько дней, а потом распадается.

Обложка первого издания графического романа о кролике Роджере

На этом построен сюжет третьей книги Гэри Вульфа: беднягу Роджера застрелил неизвестный, а найти убийцу детективу помогает временный двойник кролика. Разумеется, следствие надо закончить поскорее, иначе единственный свидетель и помощник просто растает.


Этот фильм мог снять не Земекис, а Терри Гиллиам

Роберт Земекис на съемках фильма. Фото: legion-media.ru

Когда студия Disney в 1982 году купила права на роман Вульфа, в списках на место режиссера всплывало имя Роберта Земекиса. Однако у него не было ни малейшего шанса, поскольку за короткое время он снял две совершенно провальные картины: «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанные автомобили». Ну, как провальные: их очень хвалили критики, а вот зрители смотреть не стали, поэтому расходы не окупились.

Так что студия с интересом посматривала в сторону Терри Гиллиама, который на тот момент имел репутацию успешного режиссера. В Disney думали, что его почерк отлично подойдет для дорогущего блокбастера.

В итоге все получилось совсем не так, как планировалось. Во-первых, Гиллиам отказался — ему было банально лень связываться с голливудским монстром и его сложным проектом.

Во-вторых, в Disney сменилось руководство, которое посчитало, что бюджет в 50 миллионов долларов — чудовищная цена для одной картины. Стивен Спилберг, который выступал продюсером, сократил цифру до 30 миллионов. Это все еще было баснословно дорого, но компания согласилась: в 80-х годах Disney находилась в жесточайшем кризисе, поскольку интерес к их мультипликационным проектам находился уже примерно на полметра под землей и явно стремился закопаться глубже.

Фото: legion-media.ru

В-третьих, Спилберг настоял, чтобы студия все-таки взяла Роберта Земекиса в качестве режиссера проекта. Они были хорошими друзьями, и Спилберг был уверен в таланте своего протеже больше чем на сто процентов. К тому же к 1985 году, когда «Кролик Роджер» наконец-то сдвинулся с мертвой точки, Земекис полностью реабилитировался, сняв два кассовых хита: «Роман с камнем» и «Назад в будущее».



Супруги Рэббит были «франкенштейнами» и породили кучу проблем

Фото: legion-media.ru

Финальный сценарий картины сильно отличался от книги, и в нем не сохранилось почти ничего от первоначальных диалогов. А вот знаменитое «Я не ветреница, мистер Валиант, меня такой нарисовали» осталось в неприкосновенности.

Джессика Рэббит — классический образ роковой нуарной блондинки, при виде которой все теряют голову. Хорошо известно, что Джессика нарисована сразу с нескольких кинодив: у нее ноги Бетти Грейбл, туловище и ягодицы Мэрилин Монро, грудь Джейн Мэнсфилд, волосы Вероники Лейк и глаза Марлен Дитрих. Поет за нее Джуди Гарленд, говорит — Лорен Бэколл. В результате появилась «самая идеальная и желанная женщина всех времен», которая здорово смахивает на каррикатуру.

Блюстители нравственности 80-х годов, правда, не видели тут ничего смешного. Мультики в их понимании предназначались только для детей — а разве можно показывать детям столько откровенности сразу? Впрочем, Disney с этим были согласны, поэтому в открывающих титрах нет логотипа этой сугубо семейной и глубоко моральной компании. Все было настолько плохо, что через пять лет после выхода «Кто подставил кролика Роджера» в Диснейленде убрали подальше неоновую вывеску клуба Pleasure Island с изображением Джессики. А в 2006 году после многочисленных жалоб родителей вывеску сняли совсем.

Кролик Роджер был под стать своей супруге. Его комбинезон — это творческий союз одежды Друпи и Гуфи, галстук-бабочка от Порки Свина, перчатки от Микки Мауса, а щеки и уши, как у Багза Банни.

Чтобы использовать все это, а также населить Мульттаун, требовалось разрешение всех компаний, которые выпускали свои мультфильмы: Warner Bros., Fleischer Studios, King Features Syndicate, Felix the Cat Productions, Turner Entertainment и Universal Pictures /Walter Lantz Productions. Юристы долго согласовывали все детали, а их было немало.

Помните, например, сцену, в которой Дональд Дак и Даффи Дак играют на пианино? Один из них принадлежал Disney, второй — Warner Bros., поэтому один никак не должен был превзойти второго в искусстве исполнения и шутках.

И все равно в итоге студии-конкуренту не понравился дизайн Даффи — и Земекису пришлось пойти на обман: студийным боссам показали одну картинку, а в фильм включили другую.


Сталлоне, Форд и Эдди Мерфи могли сыграть Валианта

Фото: legion-media.ru

На роль нуарного детектива-алкоголика было море желающих, но у студии, разумеется, существовало собственное мнение. Поэтому на раннем этапе создания фильма Эдди Валианта должен был сыграть Питер Ренадей. Знаете такого? А он играл мастера Сплинтера в «Черепашках-ниндзя», хотя вряд ли это облегчило вам попытки вспомнить актера в лицо. Позже студия решила, что им нужна звезда, и вцепилась было в Харрисона Форда — но он стоил столько, сколько не мог потянуть даже аномальный бюджет картины. Позвали Эдди Мерфи, но тот не понял концепцию и решил не сниматься в будущем «провале». Позже жалел, разумеется.

Сильвестр Сталлоне, Робин Уильямс, Роберт Редфорд, Джек Николсон — просто представьте себе их в потрепанных костюмах и помятых шляпах! В итоге роль досталась Бобу Хоскинсу, в котором Земекис увидел того, кто буквально вышел из той эпохи.

Кстати, коллега по съемочной площадке Чарльз Флейшер, который озвучивал кролика Роджера, облегчал Хоскинсу работу как мог — он одевался в костюм кролика и стоял за камерой во всех сценах. Хоскинс был великим актером и к моменту съемок в «Кролике Роджере» получил за свое мастерство несколько крупных наград, включая «Золотую ветвь» Канн. И все-таки ему пришлось специально учиться пантомиме, потому что в тех сценах, где Эдди общается с мультяшками, перед ним никого не было. Актер справился блестяще, но потом еще целый месяц страдал галлюцинациями: мозг, привыкший достраивать в реальности то, чего нет, никак не мог успокоиться.


Съемки с техникой тех времен были адом

Фото: legion-media.ru

Никакой компьютерной анимации в 80-е годы не существовало. Поэтому «Кто подставил кролика Роджера» представляет собой такой же титанический труд, как построенная вручную пирамида Хеопса.

Сперва аниматоры и художники-верстальщики получали распечатки уже отснятых сцен и грубо вписывали туда своих персонажей. Затем по этому эскизу аниматоры рисовали героев в соответствии с отснятым материалом в режиме реального времени. Потом все это отрисовывали набело и снимали без фона, чтобы техники анимировали три слоя освещения — тени, блики и матовые тона — отдельно. Так создавалось ощущение, будто на персонажей влияет освещение на съемочной площадке. Наконец, световые эффекты компоновали с мультяшными персонажами и живым действием.

Это был настоящий ад. Чтобы было понятно: когда Джессика Рэббит идет по сцене, ее платье переливается и блестит. Добиться такого эффекта художники смогли с огромным трудом, догадавшись профильтровать свет через пластиковый пакет, исцарапанный мелкими стальными стружками. После сцены, в которой кролик Роджер качается на люстре, а по комнате мечутся тени, в среде голливудских кинематографистов появилось выражение «качнуть лампу», то есть проделать невероятно сложную и тонкую работу, прыгнуть выше головы.

Однако Земекису и Спилбергу этого было мало — они придумали еще и взаимодействие мультяшек с реальными предметами, когда те садятся на настоящие стулья или курят сигары. Для таких сцен разработали сложную систему сервоприводов с имитацией рук на конце. Они делали всю работу: били посуду, вцеплялись в ногу актеру. Потом поверх этих устройств художники рисовали персонажей.


Без кролика Роджера не было бы Короля Льва

Фото: legion-media.ru

Выше уже говорилось, что Disney захотела снять «Кто подставил кролика Роджера» не просто так, а с далеко идущими намерениями. Мало кто смотрел мультфильмы в то время, тем более мультфильмы настолько старые, как приключения Микки Мауса и Дональда Дака. И студия, поставившая на безумного кролика, выиграла — несмотря на то, что бюджет фильма в процессе производства снова разросся до 50 миллионов долларов.

За время проката картина заработала около 330 миллионов и получила единогласное одобрение критиков и зрителей. Восхищение вызывало все, от самой технологии съемки и актерской игры до того факта, что студии-конкуренты умудрились ради этого фильма договориться между собой об использовании персонажей. Как следствие — зрители, которые в глаза не видели Бетти Буп и моряка Попая, кинулись смотреть мультфильмы Золотого века американской анимации.

Для Disney наступило время ренессанса: после долгих лет упадка на свет появились «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Король Лев» — хиты, которые мы теперь называем классическими.

А спустя 34 года после выхода «Кто подставил кролика Роджера» на свет появился «Чип и Дейл» — ностальгический оммаж не только для знаменитого детского сериала, но и для фильма о приключениях детектива Эдди Валианта, неудачливого актера кролика Роджера и его сногсшибательной жены Джессики.