20 лучших британских фильмов всех времен

20 лучших британских фильмов всех времен

Дэйв Кэлхоун, Том Хаддлстон, Дэвид Дженкинс, Дерек Адамс, Джефф Эндрю, Адам Ли Дэвис, Пол Фэрклу, Уолли Хэммонд, Алим Керай, Фил де Сэмльен   16 января 2019
1 мин

Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.

\"\"

12. Короткая встреча (Brief Encounter, 1945)

3/5

Режиссер: Дэвид Лин

В ролях: Тревор Ховард, Селия Джонсон

Страстные друзья.

Немногие фильмы вызывают такие противоречивые отклики. Многие считают, что это холодная, бессердечная картина. Мы не хотим никого обидеть, но эти люди жестоко заблуждаются. Те, кто захочет заглянуть глубже, найдут под внешним слоем льда бушующий источник эмоций, которые собьют их с ног. И дело не в том, что Лин чествует неспособность своих персонажей общаться, пробиться сквозь их социальные ограничения и жить полной жизнью. «Короткая встреча» — это трагедия, рассказывающая не только о двух любовниках, не подходящих друг другу, но и о целом классе людей, загнанных в пустое городское существование. Это история об отчаянном, душераздирающем британском желании оставаться анонимными и избегать любых проступков, чтобы влиться в общество. И в этом заключается невероятная сила фильма. Несмотря на километры и десятилетия, лежащие между нами и тем, что происходит в картине, на экране узнаем себя и мы.

 

11. Обнаженная (Naked, 1993)

Режиссер: Майк Ли

В ролях: Дэвид Тьюлис, Лесли Шарп, Кэтрин Картлидж

Трепло снова наносит удар.

С тех пор, как фильм «Обнаженная» был впервые показан на большом экране, было очевидно, что он еще многие годы будет появляться в подобных списках. Тем не менее, здесь есть минимум три вещи, которые могли бы его испортить. Это работы Кэтрин Картлидж, исполнившей роль Софи, Клер Скиннер, сыгравшей вопящую Сандру, и Грегга Краттуэлла в роли жестокого, ненормального яппи Джереми. Но несмотря на эти недочеты, фильм остается шедевром и, наверное, лучшей картиной Майка Ли — или, по крайней мере, той, что нравится скептикам больше остальных.

Если бросить взгляд в прошлое, становится очевидно, что картина также отметила начало более зрелого периода в карьере режиссера. В «Обнаженной» Майк Ли начинает погружаться в более мифические и менее знакомые области, он отбрасывает идею о том, что жизнь прекрасна. Действия происходят в темных злачных районах Лондона, заполоненных предателями и грабителями; главные герои — или жестокие, или жалкие, и над ними медленно передвигается или ползает где-то внизу Джонни, роль которого исполняет Дэвид Тьюлис. Джонни с насмешкой следит за другими с их недостатками, не в силах справиться со своими. Усатый ангел смерти, чей разум изобилует ненужной информацией, Тьюлис на долгие годы обеспечил фильму центральное место в культурном пантеоне Великобритании.

 

10. На игле (Trainspotting, 1996)

Режиссер: Дэнни Бойл

В главных ролях: Юэн МакГрегор, Роберт Карлайл и Джонни Ли Миллер

Выбери жизнь.

Никто из членов команды Time Out не ожидал, что второй полнометражный фильм Дэнни Бойла — определивший целую эпоху словом «игла» — хоть чего-нибудь добьется, не говоря уже о том, что ворвется в первую десятку. Тем не менее, он это сделал, и даже «Миллионер из трущоб» (который даже не попал в этот рейтинг) не смог затмить все те амбиции, харизму и пропитанную кровью, потом и дерьмом живость адаптации романа Ирвина Уэлша, которая, если быть честным, подарила Юэну МакГрегору его лучшую роль. Фильм — благодаря которому сегодня веяние брит-попа в середине девяностых почему-то считают культурным подъемом современности — повествует о беззаботном торчке Марке Рентоне (МакГрегор) и группе хулиганов, которых он порой называет друзьями — Кочерыжке (Юэн Бремнер), Кайфоломе (Джонни Ли Миллер), Томми (Кевин МакКидд) и Бегби (Роберт Карлайл). Фильм насыщен разными событиями, а сюжет постоянно меняется: в первой части фильма акцент делается на драках в пабах, продаже наркотиков, случайном сексе и подводной миссии в самый отвратительный унитаз Шотландии, и только лишь во второй идеализированная большинством наркокультура подвергается порицанию.

Дэнни Бойл уже показал в своей первой картине «Неглубокая могила» (1994), что он способен создать глубокую, насыщенную и неоднозначную историю, главную роль в которой играют именно персонажи. Но «На игле» выделяется на фоне других картин благодаря тому, как профессионально Бойл снимает и монтирует, чтобы передать время, активность, насилие, любовь, кайф и боль. К тому же, не у этого ли фильма лучший опеннинг всех времен?

 

9. Если... (If... 1968)

Режиссер: Линдсей Андерсон

В главных ролях: Малкольм МакДауэлл, Дэвид Вуд и Ричард Уорвик

Будь мужчиной, сын мой.

Описание жизни в английской школе-интернате для мальчиков может показаться скучным и консервативным, но вторая после фильма «Такова спортивная жизнь» полнометражная картина Линдсея Андерсона стала одним из самых радикальных британских фильмов шестидесятых годов — и первым из трех фильмов того десятилетия, вошедших в топ-10.

Оглядываясь назад, можно сказать, что злорадное выражение лица Малкольма МакДауэлла в роли шестиклассника-бунтаря Мика Трэвиса очевидно стало прародителем его персонажа в «Заводном апельсине», особенно когда тот иконически появляется в фетровой шляпе и шарфе, обмотанном вокруг его лица, чтобы спрятать усы.

Трэвис и два его друга стали самыми настоящими занозами в теле суровой школы-интерната, где жалкие галстуки и значки награждают их ровесников жестоким авторитетом.Многие сцены западают в память, и большинство из них разбавлены странноватым юмором. Но если отставить в сторону все абсурдные сцены, фильм обязан своим успехом мелким деталям: Дэвид Шервин и Линдсей Андерсон отлично знают мир, который высмеивают, и поэтому обряды, слэнг и поведение так бросаются в глаза. А кульминационная сцена — потрясающий и в то же время шокирующий момент — вызывает у зрителей доверие, так как является долгожданным исполнением желаний его создателей.

Нападки фильма на традиции и авторитет, без всяких сомнений, выражают контркультурные настроения того времени, но затронутые темы общества, руководства, притеснения и сопротивления, сдобренные ноткой юмористического сюрреализма и странной фантазии, выдержали испытание временем и остаются актуальными даже спустя 40 лет.