20 лучших британских фильмов всех времен
Кино

20 лучших британских фильмов всех времен

Дэйв Кэлхоун, Том Хаддлстон, Дэвид Дженкинс, Дерек Адамс, Джефф Эндрю, Адам Ли Дэвис, Пол Фэрклу, Уолли Хэммонд, Алим Керай, Фил де Сэмльен 16 января 2019
1 мин

Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.

\"\"

20. Житие Брайана по Монти Пайтон (Monty Python's Life of Brian, 1979)

1/5

Режиссер: Терри Джонс

В ролях: Грэм Чепмен, Джон Клиз, Майкл Пэйлин, Эрик Айдл Епископ

Саутваркский, убирайся домой!

Один из самых странных, но потрясающих побочных эффектов этой великой комедии — то, как она кристаллизует идеи, внося в общественное сознание понятия, до того смутные и невыразимые. Как долго продлится разговор о расколе групп политического давления, прежде чем кто-то упоминает Народный фронт Иудеи? Когда говорят о невозможности успешной военной оккупации — как скоро кто-нибудь упомянет, что римляне сделали для нас? Когда мы обсуждаем религию в целом и культы в частности, как скоро кто-нибудь скажет: «Да, мы все личности»? Споры могут поблекнуть, но и три десятилетия спустя «Жизнь Брайана» будоражит наши представления о религии и сопротивлении, о лжи и двойных стандартах, и делает это не просто замечательно, но и очень трогательно.

 

19. Барри Линдон (Barry Lyndon, 1975)

Режиссер: Стэнли Кубрик

В ролях: Райан О'Нил, Мариза Беренсон, Патрик Мэги

Кубрик при свечах.

Удивительно ли, что «Барри Линдон» Стэнли Кубрика в рейтингах британских критиков бьет и «Заводной апельсин», и «Космическую одиссею 2001 года»? В 1976 году Кубрика осыпали «Оскарами» за эту кропотливую, освещенную лишь свечами версию романа Теккерея 1844 года о приключениях ирландского солдата: лучшая работа оператора, лучшие декорации, лучшие костюмы, лучшая музыка. Несмотря на всю эту гирлянду, однако, на момент выхода фильм воспринимался как неудача — в том числе в США и среди взыскательных парижан. Критики описывали «Барри Линдона» как «триумф техники над любым человеческим содержанием» и «выставку восковых фигур на шикарных фонах». Но какая это техника, какие восковые фигуры, какие фоны!

Трехчасовая эпопея стоимостью 11 миллионов долларов, снятая за невозможные восемь месяцев — это «история, которая не зависит от неожиданностей». Так сам Кубрик описывал свою картину Мишелю Сименту в одном из своих редких интервью: «Важно не то, что произойдет, а то, как это произойдет. Я думаю, что Теккерей использует преимущество неожиданности, чтобы получить в результате чувство неизбежности и сделать более естественным то, что в противном случае могло бы показаться мелодраматическим или надуманным». Точно так же со временем собственные находки Кубрика — навязчивая техничность, внешне напоминающая кукольные спектакли, кажущиеся бесконечными странствия, приключения и все более бесполезные амбиции Райана О'Нила — воспринимаются как способ показать что-то совершенно необычное: жизненный путь, подъем и падение человека, представленные как эпический, месмерический, изнуряюще медленный танец. И поэтому «Барри Линдон» не только самая красивая, но и самая чуткая работа Кубрика.

 

18. Невинные (The Innocents, 1961)

Режиссер: Джек Клейтон

В ролях: Дебора Керр, Майкл Редгрейв

Здесь что-то не так…

Этой великолепной истории о призраках, снятой по повести Генри Джеймса «Поворот винта», все еще удается оставаться более тонкой и изобретательной, чем подавляющее большинство фильмов о призраках, которые пришли ей вслед. Мисс Гидденс (Дебора Керр) становится гувернанткой двух детей, которые живут в старом загородном доме их вечно отсутствующего дяди (Майкл Редгрейв). Поскольку мисс Гидденс видит призраков и убеждается в недоброжелательности детей, это вызывает неоднозначность как истории, так и фильма. Мисс Гидденс безумна? Существуют ли призраки? И все ли это правда? Если вы перечислите большинство жутких черт фильма: милых, но демонических детей, призрачные видения, музыкальную шкатулку, мягкие игрушки, страшный чердак — окажется, что теперь все это звучит как клише. Но фильм по-прежнему вызывает дрожь, ощущение сверхъестественного, психологического давления. По всей видимости, при создании «Отвращения», «Ребенка Розмари» и даже «Жильца», Роман Полански вдохновлялся этой картиной.

 

17. Кентерберийская история (A Canterbury Tale, 1944)

Режиссер: Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер

В ролях: Эрик Портман, Шейла Сим, Джон Свит, Деннис Прайс

Клеем связанные.

Для многих этот легкомысленный взгляд на печально известную книгу Чосера навсегда останется самой большой работой Пауэлла и Прессебурга. Возможно, фильм наиболее остро затрагивает тему того, что значит жить, и каково жить в Англии. На первый взгляд перед нами картина забавная, трагичная, любознательная и глубоко поэтичная, хотя действие разворачивается во время Второй мировой войны. Это история о британском сержанте, американце и местной девушки, которые застряли вместе в сонном вымышленном городе Чиллингборн, находящемся на железнодорожной линии на пути к Кентербери. Как только они вышли из поезда, из темноты возник злоумышленник и облил девушку клеем (и нет, это не предвидение «Подглядывающего»). Попутчики начинают свое расследование, чтобы найти негодяя — и так Пауэлл и Прессбургер показывают великолепную панораму Англии, углубляясь в ее историю, традиции и эксцентричность. Здесь есть ирония над культурными различиями между Америкой и Великобританией, говорится о необходимости преодоления этого разрыва для общего блага. Беспокойный, почти сюрреалистический кульминационный момент в Кентербери, где трое приятелей идут в разные стороны и находят утешение в друзьях, музыке и памяти, чрезвычайно трогает, отчасти потому, что мы наконец узнаем причину, по которой они все оказались в одном месте в одно время.

  • Спецпроект