20 лучших британских фильмов всех времен

20 лучших британских фильмов всех времен

Дэйв Кэлхоун, Том Хаддлстон, Дэвид Дженкинс, Дерек Адамс, Джефф Эндрю, Адам Ли Дэвис, Пол Фэрклу, Уолли Хэммонд, Алим Керай, Фил де Сэмльен   16 января 2019
1 мин

Time Out поговорил с актерами, режиссерами, писателями, критиками и представителями других профессий, связанными с киноиндустрией. Мы задавали вопросы Уэсу Андерсону, Майку Ли, Салли Хокинс, Кену Лоучу и многим другим. И вот список 20 лучших британских фильмов, составленный по итогам опросов лондонского Time Out.

\"\"

8. Добрые сердца и короны (Kind Hearts and Coronets, 1949)

4/5

Режиссер: Роберт Хеймер

В главных ролях: Деннис Прайс, Алек Гиннесс и Джоан Гринвуд

Вонзить топор в семейное древо.

Комедии от «Ealing Studios», несомненно, остаются столпами британской причудливости, но, согласно результатам опроса, перестали пользоваться популярностью. Неужели с затейливого сумасброда из «Банды с Лавендр Хилл» нечего взять? «Паспорт в Пимлико» потерял свою политическую пикантность? Не слишком ли много беготни в язвительной сатире «Человек в белом костюме»? Можно подумать, что опрашиваемые просто решили перестраховаться и проголосовали за лучшую картину студии: «Добрые сердца и короны».

Есть даже что-то приятное в том, что в самом возвышенном, очаровательном и романтическом фильме нашего рейтинга фигурирует нищий пижон, устроивший настоящую бойню своих родственников аристократического происхождения. Луис Мадзини Д'Аскойн (Деннис Прайс) решает вырезать остатки семьи Д'Аскойн (всех членов исполнил Алек Гиннесс) и тем самым отомстить за предательство его любимой, но уже мертвой матери.

Красота фильма заключается в том, что зритель перестает обращать внимание на все ужасные события и переходит на сторону мстящего психопата. Своим успехом картина обязана и Алеку Гиннессу, забавно сыгравшему такое множество персонажей — все они позволяют понять, что убийства Луиса на самом деле что-то больше, чем жестокое нападение на установленные нормы, лицемерие и высокомерие английской аристократии.

 

7. Представление (Performance, 1970)

Режиссеры: Николас Роуг и Дональд Кэммелл

В главных ролях: Джеймс Фокс, Мик Джаггер и Анита Палленберг

Господа, вы все работаете на меня.

Все рассчитывали на музыкальную комедию в стиле Битлз с участием любимых негодяев из Роллинг Стоунз. Вместо этого получили 105 минут криминального насилия, развратный секс, звездного наркомана и Мика Джаггера в платье. Не допущенное к показу из-за своей невменяемости (критик газеты «Лос-Анджелес таймс» Ричард Шикел написал, что это «худший фильм, который он когда-либо видел), «Представление» выросло в статусе и влиятельности, войдя в топ-10 фильмов нашего рейтинга, что является огромным скачком вперед по сравнению с 51 местом, которое он занял в подобном рейтинге Британского института кино в 1999 году.

Почему же фильм, который давно должен был устареть, находит признание спустя 40 лет?

Секс, наркотики и рок-н-ролл уже не задевают, но в фильме есть гораздо больше: «Представление» — это прекрасный пример несовершенства, неконтролируемой борьбы различных влияний и противоречивых идей, жанров и даже режиссеров. И хотя большинство внешне похожих работ эпохи экспериментализма шестидесятых теперь только смущают, «Представлению» удается оставаться вызывающим, волнующим и актуальным. В фильме и правда присутствует странный и неловкий момент, а женщины оставляют желать лучшего. Но поскольку история распадается на части вместе с сознанием Джеймса Фокса, Мик Джаггер кривит губы и разгуливает с напыщенным видом, словно самый сексуальный страус в мире, а визуальные эффекты становятся все более неистовыми и наркоманскими, вы прямо можете услышать, как Роуг и Кэммелл вместе потирают руки и радуются невероятной глубине и уникальности этого монстра, которого им как-то удалось создать.

 

6. Лестница в небо (A Matter of Life and Death, 1946)

Режиссеры: Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер

В главных ролях: Дэвид Нивен, Ким Хантер, Роджер Ливси и Рэймонд Мэсси

Удивительная жизнь после смерти.

«Лестница в небо» — это не только самый образный и успешный фильм, созданный Майком Пауэллом и Эмериком Прессбургером, но и самый существенный фильм британского кинематографа, и, несмотря на все его спецэффекты, романтичность, остроумие и чувство юмора, он определенно о чем-то большем.

На самом деле, это фильм о многом: о невероятной любви между британским пилотом, которому приходится катапультироваться из своего самолета, и американской девушкой, получившей его сигнал о помощи; о длительных неоднозначных отношениях между Британией и США, несколько обострившихся в последние годы Второй Мировой; в какой-то степени даже о таких же нелегких отношениях между практиками британского документального кино, которые стремились как можно точнее и реалистичнее передать все события, и теми, кто придерживался более художественной и образной манеры киносъемки. Но в первую очередь это картина о неизбежно символичных отношениях между жизнью и смертью, которые являются неотъемлемыми частями друг друга. Небеса здесь — это не только жизнь после смерти, вера в которую так необходима, ведь справедливость там всегда одерживает верх. Это и мир грез, воображенный пилотом, пребывающим в травматическом шоке после удачного приземления из горящей кабины. Да уж, впечатляет.

 

5. Красные башмачки (The Red Shoes, 1948)

Режиссеры: Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер

В главных ролях: Мойра Ширер, Антон Уолбрук и Мариус Горинг

Проходит время, любовь, жизнь, но не Красные башмачки…

Успех британского дуэта в лице Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера неизбежен в этом рейтинге. В рейтинге Британского института кино 1999 года «Красные башмачки» вошли в топ-10, а «Лестница в небо», «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Черный нарцисс» и срежиссированный Пауэллом «Подглядывающий» пусть и отстали, но совсем чуть-чуть. В наш рейтинг вошли еще два их фильма («Кентерберийские рассказы» и «Я знаю, куда я иду!»), но места, которые они заняли, просто поражают: два фильма вошли в топ-10, а остальные в топ-20. Если посчитать все голоса, которые отдали за эти фильмы, то британский дуэт собрал их намного больше, чем какой-либо другой режиссер рейтинга. 

Тонкий юмор и визуальная изобретательность в фильмах британского дуэта с годами стали даже чуть более чарующими и как никогда ранее актуальными.

Но все же апофеозом их успеха остаются «Красные башмачки»: взгляд на старую историю с нового ракурса, пик концептуальной ориентации Пауэлла в качестве режиссера, безупречное слияние кино и танца, анимации и музыки, строгости повествования и экспериментальной свободы действий. Без всяких сомнений, фильм заслуживает статуса самой завораживающей картины британского кинематографа.