фильмы научная фантастика

25 лучших сайенс-фикшенов в истории кино

Кэт Кларк, Дэйв Кэлхоун и Том Хаддлстон   15 декабря 2015
1 мин

На этой неделе выходят в прокат сразу два знаковых фантастических фильма: «Хан Соло» и «Черновик». Первое — очередная часть великих «Звездных войн». Второе — экранизация романа Сергея Лукьяненко, с которой связано много надежд на прорыв в отечественной киинофантастике. В честь этих событий Time Out вспомнил сайенс-фикшен-фильмы, которые стали настоящими произведениями искусства и смотрятся хорошо спустя десятилетия.

\"\"

20. «Искусственный разум» (Artificial Intelligence: AI, 2001)

2/5

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Джуд Лоу, Фрэнсис О'Коннор, Хэйли Джоэл Осмент
Лучшая цитата: «Мамочка... прости, что я сломался».
Главная идея: Ничто не вечно (включая искусственный интеллект). Плюс критика нашей культуры, в которой все взаимозаменяемо.

Основанная на рассказе Брайана Олдисса сказка о роботе, запрограммированном любить, была фильмом мечты Стэнли Кубрика. В конце концов режиссер решил, что история больше подойдет его приятелю и коллеге Спилбергу, который и подхватил эстафету после смерти Кубрика.

Механический мальчик Дэвид (Осмент), обреченный тосковать по суррогатной матери (О'Коннор), которая сперва усыновляет, а после бросает его — типичный главный герой фильмов Спилберга. Обстоятельства вынуждают Дэвида отправиться в опасное путешествие навстречу своему создателю. Этот кошмарный путь (содержащий массу аллюзий на историю другого потерявшегося мальчика — Пиноккио) включает посещение Ярмарки Плоти, полузатопленного Манхэттена, знакомство с саркастическим роботом-жиголо (Лоу) и противоречивую, крайне эмоциональную кульминацию, трогающую и сердце, и разум.

 

19. «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985)

Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон
Лучшая цитата: «Дороги? Там, куда мы едем, они не нужны».
Главная идея: Не нравятся родители? Перевоспитай!

Давайте по-честному: секрет любого великого сайенс-фикшена — это убойный сценарий, а не лазеры и прочие спецэффекты. Работая со сценаристом Бобом Гейлом, режиссер Земекис разукрасил свой приключенческий фильм о путешествии из 80-х в 50-е таким количеством фишек и приколов, что мозги зрителей пробило будто конденсатором потока. К тому же главную роль сыграл Майкл Джей Фокс, находившийся как раз на пике своего юношеского героизма.

Благодаря «Назад в будущее» подростки 80-х поверили, что жизненные достижения — счастье семьи, к примеру — это результат всего лишь наглости, уверенности в себе и хорошего удара в челюсть на школьном балу.

 

18. «Муха» (The Fly, 1986)

Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джефф Голдблум, Джина Дэвис, Джон Гетц
Лучшая цитата: «Я — насекомое, которому снилось, что оно — человек. Но сон кончился, и насекомое пробудилось».
Главная идея: Телепод — транспорт будущего. Если, конечно, устранить кое-какие мелкие неполадки.

Есть ли еще какой-нибудь фильм, который вызывает у зрителей такую же тошноту? А ведь поначалу Дэвид Кроненберг сыграл злую шутку, убаюкав нас сладкой эксцентричной комедией о том, как журналистка (Джина Дэвис) встречает на конференции ученого-оригинала (Джефф Голдблум). Он везет ее к себе, показывает ей свои телеподы — любовь не за горами. Но после ссоры с возлюбленной Голдблум спьяну ставит на себе неудачный эксперимент, не заметив, что вместе с ним в камеру телепортации залетела муха.

Некоторые сцены «Мухи» невозможно забыть, как ни пытайся: сон Дэвис о рождении из куколки, соревнование по армрестлингу и, конечно, отвратительные, но трагичные мутации Голдблума. В конце 80-х фильм смотрелся как аллегория ВИЧ-эпидемии. Но в поздних интервью Кроненберг утверждал, что его интересовали темы более универсальные — старение и смерть, то, с чем рано или поздно сталкивается каждый.

 

17. «Дитя человеческое» (Children of Men, 2006)

Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Клайв Оуэн, Джулианна Мур, Майкл Кейн
Лучшая цитата: «Твой ребенок — это чудо, которого ждал весь мир».
Главная идея: Цивилизованное человечество неожиданно стало чайлд-фри. Посмотрим, что это будет значить для цивилизации.

Экранизируя роман Пи Ди Джеймс, Альфонсо Куарон создал амбициозный социополитический триллер с такими экшен-сценами, что Джейсон Борн по сравнению с ними выглядит спящей красавицей. Правда, единственное, что дает повод считать «Дитя» научной фантастикой, — время действия, 2027-й, плюс одно обстоятельство сюжета: мировая эпидемия бесплодия (дети перестали рождаться с 2009-го). В похожей на ночной кошмар картине будущего узнаваемо все. Лондон, к примеру, как настоящий — ну, может, чуть пасмурнее, одежда на прохожих — чуть потрепаннее, а отношение к людям — ровно такое же. Главный герой, которого играет Клайв Оуэн, — совсем как город, в котором он живет. Пустая, изношенная оболочка, сотрудник Министерства энергетики, которого убеждает помочь африканской беженке бывшая жена — теперь террористка. Куарон работает как военный репортер: знаменитая, снятая одним кадром сцена боя в гетто так правдоподобна, будто мы находимся на фронте под Багдадом.

 

16. «Солярис» (1972)

Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет
Лучшая цитата: «Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало…»
Главная идея: Инопланетный разум может быть выше нашего разумения.

Крис Келвин (Банионис) — убитый горем ученый, все еще скорбящий по давно умершей жене Хари. Проведя полфильма на Земле, в долгом прологе, который заканчивается завораживающим проездом по вполне неземному метрополису (для съемок этого эпизода Тарковский выбил своей группе командировку в Японию), Келвин летит к планете Солярис, на орбитальную станцию, полную оживших мертвецов. Утверждается, что их воскрешает сам Солярис, и Келвин намерен проверить эту гипотезу. Тут в его каюту входит Хари (Бондарчук), как живая, и начинается самое странное и интересное.

Этот атмосферный меланхоличный фильм послужил источником вдохновения не только для Стивена Содерберга, снявшего свою версию романа Станислава Лема, но и для эпохальной «Космической одиссеи» Кубрика, с которой «Солярис» и правда часто сравнивают. Но Тарковскому, в отличие от его последователей, было совсем плевать на жанровые каноны. Его больше заботило создание тяжелой гипнотической атмосферы: сама космическая станция с ее гулкими пустыми коридорами похожа на дом с призраками, в котором буквально оживают тяжелые, томительные воспоминания его обитателей.