Доброе кино: «Знаешь, мама, где я был?»

Доброе кино: «Знаешь, мама, где я был?»

  8 мая 2018
4 мин
Доброе кино: «Знаешь, мама, где я был?»

Фильм «Знаешь, мама, где я был?» — это удивительное по своей стилистике, юмору, искренности и детальности погружение в послевоенное прошлое писателя и художника Резо Габриадзе, выполненное на основе его рисунков.

Детство маленького Резо пришлось на первые послевоенные годы, когда вокруг царили разруха и голод, люди были напуганы, измотаны и озлоблены, а до искусства никому не было дела. Школа давалась мальчишке плохо, поэтому вместо школы Резо учился жизни в деревне недалеко от Кутаиси у деда и бабки, там, где мир явил будущему художнику и писателю множество удивительных открытий. Здесь мальчик научился любить и мечтать, здесь он познал, что такое преданность и горе, здесь талант Резо Габриадзе оформился в удивительное умение воспевать обыденный окружающий мир в необыкновенных красках и деталях.

Режиссер Леван Габриадзе — один из самых удивительных кинематографистов нашего времени, ни один его новый проект не похож на предыдущие, больше того, часто Лео оказывается первооткрывателем целых жанров. Он, например, в свое время снял спортивный ромком «Выкрутасы», едва ли не первый российский фильм о футболистах, пусть и совсем юных, ему в содружестве с Тимуром Бекмамбетовым удалось покорить мир десктоп-хоррором «Убрать из друзей», формулу которого теперь повторяют все кому не лень. Наконец, Габриадзе снял анимационную документалку — произведение, которое в принципе не должно существовать из-за несовместимости компонентов, но картина «Знаешь, мама, где я был?» не просто снята, она вышла в прокат и заслуженно отмечена критиками и зрителями.

Специально для фильма Резо Габриадзе нарисовал почти 500 эскизов, которые затем стали героями картины, ее пейзажами и декорациями — их оцифровали и «оживили» специалисты по компьютерным эффектам студии «ТаББак»

Что такое «анимационный документальный фильм»? Это картина, которая на основе рассказов, записанных из уст отца Лео Габриадзе, знаменитого сценариста, художника и скульптора Резо Габриадзе, «пишется» в формате небольших мультяшных зарисовок. Кто-то скажет, какая же это документалка, ведь в ленте соседствуют интервью и интерпретация слов, в которой правда соседствует с вымыслом, но от настоящего документального фильма и не требуется провозглашение истины, настоящий срез эпохи или слепок общества хорош только тогда, когда в нем чувствуется личное отношение, искренность и непосредственность.

Кроме литературы и живописи Резо Габриадзе попробовал себя и в скульптуре – его руками сделаны знаменитые питерские фигурки Чижика-пыжика и Носа

«Знаешь, мама» — очень искренне и непосредственное кино. Несмотря на свой возраст, Резо Габриадзе с поразительной легкостью и точностью воспроизводит детали своего детства, его живая речь сама по себе способна вызвать в уме зрителя необходимые образы послевоенного Кутаиси и деревушки возле бараков с военнопленными, но благодаря удивительным ожившим рисункам художника мы можем видеть мир Габриадзе таким, каким видел его он. С украшенным цветами лагерем военнопленных, с библиотекаршами, греющими ноги на примусе, с дедом, дымящим дешевым табаком, и портретом Молотова, насвистывающим «Интернационал».

Да-да, выдумки и удивительных детских историй в фильме тоже предостаточно. Будет здесь и жестокий поединок на кинжалах с Гитлером, и отчитывающий мальчика за неуспеваемость босоногий Ленин, и плачущий от умиления над первым поэтическим произведением юного Резо Лев Толстой. Некоторое приукрашивание правды вообще в духе кавказских народов, а у маленького грузина, да еще с таким живым воображением, все вокруг превращается в сказку, в вымышленный мир со множеством деталей, скрашивающих повседневность и тяжесть послевоенного восстановления.

Фильм, впрочем, не ограничивается школьными годами героя, есть в нем и короткая финальная зарисовка о нелегком труде газетного репортера, о поездке в Москву на сценарные курсы и об организации театра марионеток в родной Грузии, но все это идет эпилогом, потому что о Габриадзе-взрослом мы более-менее можем что-то понять из тех же сценариев «Мимино», «Не горюй!» и «Паспорта», а вот где берет корни неувядающий оптимизм и необыкновенная фантазия автора, можно узнать только из «Знаешь, мама, где я был?», и это прекрасный способ окунуться в реку времени и географии.

Просмотр фильма не отнимет у вас много времени, за вычетом финальных титров хронометраж не дотягивает даже до часа, но открытый мир, выстроенный из набросков, выполненных самим Резо Габриадзе, надолго засядет у вас внутри, ведь сравнить необычную графическую технику главного героя не с чем, а перепутать с другими невозможно. И совершенно точно вместе с рисунками вы надолго запомните те порой грустные, а временами необычайно смешные размышления создателей фильма о природе красоты, доброты и счастья, сформулировать которые может только ребенок. Или такой человек, как Резо Габриадзе, оставшийся ребенком в душе.

Остается только сожалеть, что эта прекрасная картина, вышедшая в прокат 26 апреля, в культурной столице транслируется только в трех кинотеатрах: Angleterre Cinema Lounge, киноцентре «Родина» и кинотеатре КАРО в ТРК «Охта Молл». Остальные «отмалчиваются» стандартным набором для любителей попкорна и зрелищ.

«Знаешь, мама, где я был?» (2017) / Rezo

Режиссер: Леван Габриадзе

За основу материала взята рецензия Евгения Ухова с ресурса www.film.ru