Брат, чертежи метро и самый красивый и обаятельный моллюск. 10 фактов о Вячеславе Бутусове | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Брат, чертежи метро и самый красивый и обаятельный моллюск. 10 фактов о Вячеславе Бутусове

Катерина Воскресенская   14 октября 2022
8 мин
Брат, чертежи метро и самый красивый и обаятельный моллюск. 10 фактов о Вячеславе Бутусове
Фото: legion-media.ru
15 октября день рождения у Вячеслава Бутусова, лидера групп «Наутилус Помпилиус», «Ю-Питер» и «Орден Славы». Time Out вспоминает интересные факты из его творческой жизни.

Спорил с учительницей по поводу своего таланта

Фото: legion-media.ru

Когда Вячеслав Бутусов учился в восьмом классе, одно из его сочинений получило низкую оценку, с чем будущий музыкант был решительно не согласен. Разгорелся конфликт, учительница даже звонила родителям Бутусова, чтобы пожаловаться на принципиального ученика, но он все равно считал, что прав — и смог это доказать. После того, как в ГорОНО работу школьника обсудила специально собранная комиссия, сочинение было признано превосходным и получило высшую оценку.

При этом Вячеслав Бутусов даже после окончания школы свой талант не осознавал, придя в музыку, просто чтобы не жить как все:

«Я не почувствовал свой талант. Просто на определенном этапе мне стало ужасно скучно после окончания вуза сидеть в конторе. И когда я понял, что через три года ничего не изменится, и я просижу всю свою жизнь, если останусь на этом месте, я занялся музыкой».


Не понимает успеха «Девушки по городу»

В 2004 году у группы Вячеслава Бутусова «Ю-Питер» вышла песня «Девушка по городу». По словам музыканта, «песня-сантимент», отсылающая к беззаботной юности, эйфории и романтике, создавалась достаточно прагматично:

«Я должен был написать текст. Просто строчки «Девушка по городу» недостаточно для песни, для хита. Пришлось расшифровывать. Все, что у меня было связано с этими двумя словами на ассоциативном уровне, я взял и разложил. Обычно сижу, пишу в компьютере — получается такая длинная портянка, потом вычеркиваю все, что не нравится или что не умещается в нужное количество строк. Слепливаешь это все, а остальное выбрасываешь».

С точки зрения Вячеслава Бутусова, музыка «Девушки по городу» несколько тривиальна, но, возможно, в некоторой простоте звучания этого трека и заключается его популярность:

«Музыкальная основа была гротесковая, утрированная, настырная — получилась удачная зарисовка. Но на фирме грамзаписи ее превратили в обывательскую песню. Привлекли продюсера… Хотя вначале у песни был панковский и ядовитый звук».


Бэк-вокалисткой одной из песен «Наутилуса Помпилиуса» стала Алла Пугачева

Когда «Наутилус Помпилиус» записывали вокал к песне «Доктор твоего тела» на студии Аллы Пугачевой, она как-то зашла к музыкантам и решила провести для них спонтанный мастер-класс. Фотограф Элияху Лемке вспоминал, что певицу не устраивало, как звучит Вячеслав Бутусов:

«Пугачева посетила студию, послушала, как поет Бутусов, возмутилась, и стала учить его вокалу “на практике” — показывая правильные интонации. Все это осталось на пленке и на сведении коварный Кальянов подмикшировал пугачевский голос в окончательную версию. Так Алла Борисовна оказалась в неожиданной для себя роли бэк-вокалистки “Наутилуса”».


Был лидером группы, названной в честь красивого и обаятельного моллюска

Nautilus Pompilius, фото: legion-media.ru

До того, как стать «Наутилусом Помпилиусом», группа Вячеслава Бутусова называлась «Али-Баба и сорок разбойников», но звукорежиссер Андрей Макаров предложил переименовать ее в «Наутилус». Однако и этот вариант не подходил, ведь в 80-е уже было несколько групп с таким названием, причем одна из них числилась за авторством бывшего участника «Машины времени» Евгения Маргулиса. Решение принес легендарный Илья Кормильцев, предложив добавить слово «Помпилиус». Для особо любопытных слушателей второй альбом коллектива содержал небольшое пояснение: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен».

Распад «Наутилуса Помпилиуса» в 1997 году Вячеслав Бутусов считает естественным явлением как, например, присутствие осени:

«Жизнь вообще как Тетрис”. Заполненный до конца уровень исчезает. Все обнуляется, и нужно строить заново. Поэтому, когда кажется, что есть все, — это значит, что ничего уже нет».


Пишет книги

Фото: legion-media.ru

Вячеслав Бутусов написал книги «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия: Житейская симфоническая архиология. Маленькие фантазии» и «Жуки в ботах». Для музыканта это что-то вроде терапии:

«Я пишу перманентно, и для меня это один из наиболее радостных процессов. Он излечивает меня от приближения к унынию, к депрессии, от каких-то мучительных мыслительных разговоров с самим собой. Это очень полезная практика. Литература для меня — отдых».

Кроме того, Вячеслав Бутусов пробовал себя в роли иллюстратора, например, работая над своей книгой «Архия» и оформляя сборник стихов Ильи Кормильцева «Скованные одной цепью».


Снялся в фильме «Брат»

Кадр из фильма

В небольшом эпизоде. Музыкант считает Сергея Бодрова символической фигурой своего времени. Актер появился в клипе Бутусова «Во время дождя», а позже музыкант посвятил ему песню «Эхолов»:

«Когда я познакомился с Сергеем Бодровым на съемках фильма “Брат”, мне он увиделся человеком не от мира сего. Странно было встретить такого неотягощенного человека с ясными глазами и нескрываемой улыбкой в атмосфере съемочной площадки в центре Санкт-Петербурга… Совершенно очевидно было, что человек не имеет к кинематографу никакого отношения. Он просто стоял, не привлекая к себе внимания, и очень трудно было догадаться, что этот человек является главным героем фильма…


Забывает слова своих песен

Фото: legion-media.ru

Чтобы не забывать слова своих песен, на концертах перед Вячеславом Бутусовым стоит пюпитр с текстами. Но не вспомнить текст перед тысячами людей не главный страх музыканта:

«Похоже, что самые жуткие вещи — это те, которые ни с чем не идентифицируются. Они вынуждают мучительно определять себя и тем самым расширяют сознание. Сознание расширяется, давит на стенки лабиринта, и если стенки недостаточно крепки, то голова улетает в космос».


Архитектор по образованию

Фото: legion-media.ru

Вячеслав Бутусов — дипломированный архитектор, и даже успел поработать по специальности. Его бывшая коллега Марина Крылова вспоминала:

«Смотрели фильм “Самая обаятельная и привлекательная”? Помните место, в котором работала Надя Клюева, – большое помещение, и все корпят над чертежами. Вот у нас примерно так же выглядело. За одним кульманом стояла я. За другим Бутусов. И еще десятки архитекторов вместе с нами. И все трудятся над чертежами метро».

Бутусов работал над проектированием интерьеров станций метро «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов». Он создал шаблоны для объемных букв, из которых сложена надпись «Уралмаш», а также сделал чертежи облицовки колонн на станции «Проспект Космонавтов».

Конечно, музыкант не жалеет о том, как сложилась его жизнь, но, отвечая на вопросы о том, что бы посоветовал себе в молодости, если бы была такая возможность, отвечает:

«Это, конечно, большое искушение — что-то дать себе знать о предстоящем будущем, но это совершенно бессмысленная затея. Возможно, я бы написал себе: “Слава, иди обратно в архитекторы!”».


На написание песни «Зверь» Бутусова вдохновила сильная зубная боль

Загадочный трек из альбома «Титаник», написанный без помощи Ильи Кормильцева, появился потому, что у Вячеслава Бутусова очень болели зубы:

«Я стоял на балконе, на Юго-Западе у себя, и просто смотрел на весь этот никудышный район под названием Юго-Запад. Понастроили огромных китайских стен, и там не удосужились никакую инфраструктуру вообще придумать, построить. Потому что такие темпы были бешеные. Там, например, люди ходили по соседним улицам, жили в каком-то доме, и в то же время не знали, как называется улица, которая пересекает их улицу в двадцати метрах. В общем, такой, я бы сказал, партизанский район».

Так что строчка «слишком сильная боль» — это не метафора.


Не любит песню «Прощальное письмо» («Гудбай, Америка»)

В свое время строчка «Гудбай, Америка, где я не был никогда», вероятно, отозвалась многим слушателям, но не самому Вячеславу Бутусову, который считает композицию сыроватой:

«Она из каждого утюга играла, а я же помню, как мы ее записали: чтобы получился альбом, обязательно нужна была еще одна песня, и мы ее быстро, кое-как сделали. И осадок остался, что выпустили что-то недоделанное».

У музыканта принципиально другой творческий подход:

«Я лично воспринимаю то, что делаю, как служение. В любом действии должен быть какой-то смысл, иначе все происходит впустую. Я не придумал ничего нового: все, что транслируется в моих песнях, — это давно известные вещи, которые я сам только начинаю осваивать».