Звериный гимн и звездный путь. 6 саундтреков Ханса Циммера к известным фильмам | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Звериный гимн и звездный путь. 6 саундтреков Ханса Циммера к известным фильмам

Анастасия Агеева   12 сентября 2022
8 мин
Звериный гимн и звездный путь. 6 саундтреков Ханса Циммера к известным фильмам
Фото: legion-media.ru

Немецкий композитор Ханс Циммер написал более двух сотен саундтреков, был 12 раз номинирован на «Оскар» и дважды унес золотую статуэтку с собой. Основные жанры, с которыми работает маэстро — боевики и триллеры, однако ему удается писать музыкальное сопровождение и к мультфильмам вроде «Мадагаскара» и «Ранго», и к драмам — «Тельма и Луиза» и «Человек дождя» тому подтверждение. В честь 65-летия Ханса Циммера Time Out рассказывает о 6 важных для мирового кино саундтреках, которые вы точно слышали.


«Дюна», 2021

Самая актуальная на данный момент работа композитора — чрезвычайно необычный саундтрек к первой части эпоса от Дени Вильнева. «Дюну» экранизировали уже не раз, и в 1984 году в не особо удачной версии от Дэвида Линча звучала музыка американской группы Toto, играющей прогрессивный рок. Ханс Циммер выпустил три альбома с музыкой из новой инкарнации «Дюны» — и она не идет ни в какое сравнение с предыдущими попытками передать атмосферу романа Фрэнка Герберта, хотя Toto бесспорно сделали хорошую работу.

За основу Циммер взял ретро-звучание и противоположное ему звучание будущего. Поверх них легло его собственное ощущение от одновременной красоты пустынной планеты Арракис и опасностей, которые она в себе таит: от сильнейших ветров, переносящих мириады песчинок, до гигантских песчаных червей, выползающих на поверхность при малейших признаках человеческих шагов. А в качестве ведущей темы Циммер использовал хор женских голосов и привлек ритм-вокалистку Луару Котлер. Благодаря такому подходу партитура стала отдаленно напоминать религиозную музыку, пусть подобной задачи перед композитором и не стояло.

Композитор стремился добиться от инструментов такого звучания, которого бы еще не слышало ухо зрителя — за что заслуженно получил «Оскар». А Дени Вильнев вознамерился снять трилогию по мотивам романа, поэтому музыкальное сопровождение для второй части истории уже готово. Очень ждем осень 2023 года!


«Интерстеллар», 2014

Электронное звучание саундтрека к космической эпопее от Кристофера Нолана поражает воображение. Если слушать альбом в отрыве от фильма, то можно представить и черные дыры, и пятое измерение, и далекие галактики. Это музыкальное сопровождение стало одним из самых исполняемых из всех, к которым приложил руку Циммер, и этому есть разумное объяснение — композитор буквально вложил в него душу.

Нолан известен своим авторским подходом к созданию картин. Однажды он пришел к Циммеру с одним листом печатного текста с краткой историей отношений отца, который отправляется на важную миссию, и его ребенка, и всего двумя репликами: «Я вернусь» — «Когда?». На той встрече не было сказано ни слова об общем замысле фильма — Нолан, его супруга Эмма Томас и Циммер обсуждали отношения с собственными детьми. А затем всего за один день композитор создал тему, которая позже стала саундтреком к истории Мерф (Маккензи Фой, Джессика Честейн) и ее отца Купера (Мэттью Макконахи).

«Я спросил Кристофера, что это за фильм, и он начал описывать огромную, эпическую историю о космосе, науке и человечестве. Я сказал: “Крис, подожди, я только что написал очень личную вещь, понимаешь?”. А он ответил: “Да, но теперь я знаю, где находится сердце фильма”. Все в этом фильме было личным», — рассказывал Циммер.

Поэтому музыкальное сопровождение, по замыслу создателей «Интерстеллара», отражает скорее эмоциональную связь между близкими людьми, нежели раскрывает тайны темных уголков Вселенной. Хотя со второй задачей оно тоже справляется на ура.


«Начало», 2010

Этот фильм стал третьей коллаборацией Нолана и Циммера, которая случилась до работы над «Интерстелларом». В саундтреке к последнему вы не найдете того характерного звука, с которым с момента выхода «Начала» ассоциировали композитора — «браааахммм». Создавался этот, можно сказать, фирменный грохот необычно: Циммер поставил фортепиано посреди церкви, положил книгу на педаль, и в дело вступили музыканты с духовыми инструментами. А потом композитор наложил на получившееся звучание электронные эффекты. Так получился этот героический, но вместе с тем меланхоличный и полный ностальгии саундтрек, идеально синхронизирующийся с историей.

Однако не все так просто у Ханса Циммера. В основе музыкального сопровождения лежит композиция французской певицы Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien, поэтому фанфары в фильме напоминают замедленную версию песни. В какой-то момент Нолан хотел заменить ее — на одну из ролей была приглашена Марион Котийяр, которая к началу съемок как раз получила «Оскар» за роль Эдит Пиаф, — однако композитор не позволил этого сделать.

В этот раз Нолан использовал в отношении Циммера иную тактику: он попросил создать партитуру в то время, пока они снимают фильм, лишь на основе впечатлений композитора от сценария и некоторых смонтированных фрагментов. Поэтому главной темой «Начала» для Циммера стала история Кобба (Леонардо ДиКаприо) — мужчины, который потерял любовь всей своей жизни и продолжает чувствовать эту боль изо дня в день.


«Темный рыцарь, 2008»

Без Ханса Циммера иначе звучала бы и трилогия про мстителя Готэма. Над мрачным звучанием второго фильма, «Темного рыцаря», композитор работал вместе с Джеймсом Ньютоном Ховардом. Последний занимался темой окружного прокурора Харви Дента (Аарон Экхарт), а Циммер взял на себя самое сакральное для многих фанатов DC Comics — и создал музыкальный образ Джокера (Хит Леджер).

Партитура для этой части трилогии значительно отличается от того, что композиторы представили в «Бэтмен: Начало». Задача, которую преследовал творческий дуэт, состояла в создании нервирующего саундтрека, погружающего зрителя в панику и хаос. В частности, на этот эффект работает едва слышное учащенное сердцебиение — его можно услышать, когда открывающий девятиминутный трек Why So Serious? погружается в тишину. Написать подобную сюиту для очевидно привлекательного, хотя и отрицательного героя Ханс Циммер смог, погрузившись в его внутренний мир и найдя там самый темный угол. Все визжащие звуки в этом треке — следствие «пыток» струнных инструментов бритвенным лезвием, ровно как Джокер угрожает персонажам, разгуливая с ножом в руке.

Музыка, сопровождающая Бэтмена, становится противоположностью этого звучания: она героическая и более торопливая, что еще раз подчеркивает безумие антагониста — он не испытывает и толики страха перед супергероем в костюме летучей мыши.


«Гладиатор», 2000

Над «Гладиатором» Циммер вновь работал с со-композитором — им стала австралийская музыкантка Лиза Джеррард, которая до этого написала сопровождение к драме Майкла Манна «Свой человек». В саундтреке к воинственному эпосу о генерале Максимусе (Рассел Кроу) и его непобедимых легионах композиторы использовали ближневосточные мотивы, поскольку большая часть фильма была снята в Марокко. Кинокритики также отметили, что некоторые моменты были заимствованы из произведений Рихарда Вагнера — в частности, из опер «Зигфрид» и «Гибель богов». 

Это сотрудничество стало судьбоносным для мировой культуры. Лиза Джеррард привнесла поэтику в маскулинный пафос — женский вокал и «боевой вальс» разбавили привычно громыхающее звучание и стали основой для многих фильмов о древних войнах, которые снимали позднее.

«Мне нужно было найти нежный женский голос, потому что вступительная сцена “Гладиатора” — идиллическая, поэтический образ пшеничного поля с парящей над ним рукой. И все, что вы слышите, — это голос Лизы. Я хотел, чтобы музыка в этот момент напомнила Максимусу о доме, обозначила место, где он был счастливее всего», — отмечал Циммер.

Однако главными композициями в саундтреке бесспорно считаются The Battle и Barbarian Horde — в них с помощью синтезатора и оркестровой аранжировки Циммер и Джеррард воссоздают боевой дух, перенося зрителя в эпоху, полную жестокости и кровавых битв.


«Король Лев», 1994

Поворотным моментом в начале карьеры Циммера стал 1988 год, когда он получил свою первую номинацию на «Оскар» в категории «лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Человек дождя». Вторая возможность получить главную кинонаграду появилась спустя шесть лет, когда на экранах появился «Король Лев» — анимационный фильм, собравший рекордную для того времени кассу и плеяду премий. «Оскар» пришел в руки композитора не один, а в компании «Золотого глобуса» и «Грэмми».

Над музыкальным сопровождением Циммер работал вместе с двумя мастодонтами — тексты для песен писал автор либретто для «Иисус Христос — суперзвезда» Тим Райс, а композитором к ним выступил сэр Элтон Джон. Это ли трио послужило причиной такой популярности саундтрека, достоверно неизвестно, но он стал единственным из всех альбомов с композициями из мультфильмов, который получил бриллиантовый сертификат — было продано более 10 млн экземпляров. А в 1997-м на Бродвее поставили одноименный мюзикл с композициями Райса и Джона, который спустя год получил важную театральную Премию Тони.

Музыка Циммера же перекочевала в ремейк 2019 года от Джона Фавро. В оригинальном мультфильме вокальные и инструментальные аранжировки песен идеально сочетаются с партитурой Циммера. Композитор внедрил в нее две черты своего раннего творчества: он уловил африканский дух и использовал ярко выраженные духовые инструменты. Работа над саундтреком к «Королю Льву» тоже представляла для него личную ценность: в детстве Циммер, как и Симба, потерял отца.

В оформлении материала использованы кадры из фильмов